Аннотация на произведение «На калине белый цвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Русская песня распадается на великорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изучена великорусская песня. Она отличается большой характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен (главным образом, татар. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев.

Вложенные файлы: 1 файл

Ан.-В.Попов-на калине белый цвет..docx

— 21.46 Кб (Скачать файл)

Аннотация на произведение «На калине белый цвет»,р.н.п.,обр.В.Попова.

Родился 10 декабря 1934 года в  городе Бежецке Тверской области. Поступил в Московское хоровое училище, где его первым учителем стал выдающийся деятель хорового искусства -А.В. Свешников. Сразу после окончания училища В. Попов был принят в Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, которую окончил в 1958 году по классу хорового дирижирования

Трудовую деятельность –  педагогическую и творческую – В.С. Попов начал еще будучи студентом в 1955 году в качестве преподавателя детской музыкальной школы. По окончании консерватории работал хормейстером в детском хоре НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук (1957–1964) и в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров (1964–1969)..

Концертные выступления  музыкант сочетает с интенсивной  преподавательской деятельностью  – сначала в Государственном  пед. институте им. Ленина, а с 1960 по 1975 год – в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки.

1970-е годы стали судьбоносными  в жизни музыканта. В 1970 году  В.С. Попов создает Большой  детский хор Центрального телевидения  и Всесоюзного радио (ныне Большой  детский хор Российской телерадиокомпании  «Останкино») и одновременно становится  главой Хора мальчиков Московского  хорового училища имени А.В.  Свешникова. С этими двумя всемирно  признанными творческими коллективами  было подготовлено множество  программ, Большой детский хор  неоднократно участвовал и побеждал  в крупнейших международных конкурсах,  проходивших в Италии, Бельгии,  Голландии, Венгрии, Польше

В 1990 году получает звание профессора.

В 1991 году В.С. Попов основывает высшее учебное заведение – Академию хорового искусства (на базе Московского  хорового училища имени А.В. Свешникова) и становится ее первым ректором, оставаясь  им вплоть до 1997 года, а также художественным руководителем и главным дирижером  хоровых коллективов академии..

За годы преподавания в  средних и высших учебных заведениях В.С. Попов подготовил множество  специалистов, работающих в настоящее  время в различных городах  страны и за рубежом.

В.С. Попов является автором  многочисленных учебников и учебных  пособий. Им подготовлены к печати хрестоматии, большое количество сборников по хоровому искусству, сделаны и опубликованы более 200 обработок для различных  составов хоров, В.С. Попов – народный артист СССР (1990), народный артист РСФСР (1983), заслуженный артист РСФСР (1977).

Музыкальные особенности русской песни

Русская песня распадается  на великорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изучена великорусская песня. Она отличается большой характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен (главным образом, татар. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев. При простой передаче текста без напева, нередко пропускаются вставочные и добавочные слоги и слова (например, а, э, эх и т. п.), a пропуск таких частиц разрушает склад песни. Это последнее слово есть простонародный термин для означения песенной речи, подобно тому, как лад означает Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обыкновенно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч), первый выпуск которого только что издан Императорской академией наук 1, разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент в известной степени присущ и обрядовым песням.

Музыкальные особенности  русской песни могут быть рассматриваемы в отношениях мелодическом, гармоническом  и ритмическом. Самобытность ее обусловлена  тем, что она — по преимуществу вокальная музыка; на ней сказался дух языка, представляющего наиболее ясное и полное выражение духовной жизни народа.

Мелодические особенности  русской песни

А. Мелодические особенности русской песни обуславливаются тем, что мелодии ее, по своему строению, относятся к более ранним эпохам музыкального развития человечества, чем та, какую представляет современная европейская музыка, с ее октавной системы Выработка существенных черт современной музыкальной системы считает не более 200 лет практики; теоретически она впервые была выражена французом Рамо, в начале XVIII века. Основным принципом этой музыкальной системы является требование, чтобы вся масса тонов и гармонических сочетаний могла быть поставлена в тесную, постоянную, явную связь сродства к одному свободно избранному тону (тонике), так, чтобы из него развивалась тональная масса всего произведения и к нему же возвращалась

Наиболее развито последовательное движение по ступеням диатонической  гаммы. Употребительны также: терции, большие и малые, с помощью которых определяется мажор или минор отдельных частей мелодии; входя в состав квинты, они образуют трезвучия, но не одновременно звучащие, гармонические, а мелодические, последовательные, т. е. пустые кварты и квинты, служащие обыкновенно для разграничения отделов напева; сексты вверх и вниз, являющиеся как бы добавочным тоном к квинте, подходом к ней, и употребляемые довольно редко. Ходы на октаву имеют более частое применение, особенно в заключениях напевов. Ходы на септиму встречаются, но только на малую; большой септимы, как вводного тона в тонику, для эпохи тетрахордов не существовало.

Гармонические особенности  русской песни

В. Гармонические особенности русской песни. Гармония в нашем смысле, т. е. последовательность аккордов, чужда русской песне. О гармонии народных песен можно говорить только в смысле полифонического (многоголосного) или контрапунктического хорового пения, основанного не на аккордах, а на голосоведении. Значительная часть русских песен принадлежит к области одноголосного (гомофонного) пения, другая часть — к области многоголосного (полифонического). Народ поет полифонически, контрапунктически, с помощью системы так называемых подголосков, сущность которой состоит в том, что все голоса самостоятельны (а не связаны чередованием аккордов), все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красива сама по себе. Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или все время чередуется с хором. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Запевало, начав песню, ведет в хоре обыкновенно главную мелодию, занимающую по высоте среднее место. Остальные певцы уклоняются от главной мелодии вверх или вниз, смотря по роду голоса, видоизменяют ее Народные певцы обнаруживают иногда замечательную способность сочинять сопровождающие мелодии. Эти-то сопровождающие или украшающие главную мелодию голоса и называются подголосками. Народному пению, народному, так сказать, контрапункту свойственны приблизительно следующие гармонические сочетания: квинты, даже параллельные, которые в пении не производят неприятного впечатления; параллельные терции, которые заканчиваются в кадансе или полукадансе октавой или пустой квинтой

Песни модулируют, т. е. меняют строй при помощи так называемых обращенных аккордов (выведенных им из соотношения вышеприведенных гамм), а не обычно, при посредстве доминантсептаккордов. Отношении

Ритмические особенности русской  песни

Ритму, как принципу порядка, организации движения по известной  системе или плану, подчиняется  и сложение русских песен, но живой  материал языка не всегда поддается  требованиям ритма. Когда, по образцу  западноевропейской музыки, в русскую  песенную мелодию вносится разделение на такты, это встречает большие затруднения. Они уменьшаются при применении смешанного такта, т. е. тактовых разделений не с одинаковым количеством единиц времени. Наиболее естественное тактовое разделение народной песенной мелодии — по полустишиям; чем древнее текст песен, тем легче разделяется он на правильные, равномерные полустишия. В составе песенных мелодий четность тактов встречается чаще, чем нечетность. Великорусским песням свойственны иногда такты в 5/4 и 7/4, в соединении с другими; мелодии с однородными тактами преобладают над мелодиями со смешанными.

 

Основная идея произведения-это показать природу,её гармонию и красоту.Характер лирический,протяжный.

Форма:простая,одночастная,куплетная.Период.

Основная тональность-cis-moll.

Гармонический язык:простой

Метр:двудольный.

Размер:3/4.

Ритм:в целом простой с элементами пунктирного.

Партитура написана для исполнения однородным женским хором.

Тип хора:однородный женский.

Вид хора:трёхголосный.

Диапозон всего хора:от hмалой-е2.

Сопрано 1-от e1-a1.

Сопрано 2-от e1-c2.

Альт-от hмалой –a1.

Вокальная нагрузка:средняя.

Тесситура:средняя.

Голосоведение:legato,плавно,мягко.

Атака звука:мягкая.

Дыхание:межфразовое(общехоровое).

Темп:умеренно-moderato.

Динамика указана в  начале песни-mf.

Ритмические трудности:выдержанные половинные и пунктир.

Дикционные трудности:распевы(например,»бе—лый»,»е»петь ,приближая к «э»,округлять).

Дирижёрские трудности:показ штриха legato,разночтение голосов(в начале песни).Плавное ведение звука.Яркая и выразительная фразировка.Соблюдение динамических оттенков.


Информация о работе Аннотация на произведение «На калине белый цвет»