Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:39, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: изучение системы государственного управления в Московском государстве 16-17 века. Для достижения данной цели мной были решены следующие задачи:
1. Изучение черт сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века
2. Изучение эволюции боярской думы
3. Изучение института земских соборов
4. Изучение приказов
5. Изучение местного управления

Содержание

Введение…..............................................................................................3
Черты сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI – XVII века………………………………………………………… ..4
Эволюция боярской думы…………………………………………..6
Институт земских соборов………………………………………….7
Приказы………………………………………………………………10
Местное управление…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

5.Местное управление

 

Значительные изменения произошли в системе местных органов власти.

Институт  кормлений постепенно был ликвидирован.К этому результату привели следующие шаги. В ходе губной  реформы 1539—1541 гг. важнейшие уголовные дела (в то время это борьба с разбойниками и антифеодальными

выступлениями) были изъяты из ведения наместников  и волостелей и переданы в руки выборных дворян из губных старост. Но реформа проводилась не повсеместно, а в отдельных округах, по челобитью  местного дворянства и верхушки посада. В 1549 г. из компетенции наместнического  суда исключены 

были дворяне. По Судебнику 1550г. суд наместников  вообще ограничен участием на нем  выборных представителей местного населения. В 1555— 1556 гг. происходит широкое осуществление  губной реформы. Наконец, в начале 50-х  гг. в отдельных посадах, волостях и уездах началась, а в 1555—1556 гг. приняла широкий размах земская  реформа. Суть ее состояла в том, что  власть наместников заменялась земскими старостами, выборными из зажиточных

посадских людей  и черносошных крестьян. Губная реформа  проводилась на территории, где было развито феодальное землевладение. Земская реформа осуществлялась в районах, где вотчинное и  поместное землевладение, как правило, отсутствовало. Вводимое в городах  выборное самоуправление не распространялось на Москву (столица), Псков и Новгород (исконные вольности 

которых традиционно  внушали царю опасения), Казань (в  только что завоеванном крае было еще неспокойно) и пограничные  города-крепости. В перечисленных  городах власть находилась в руках  назначаемых государством воевод.

Губная и земская реформы, а также введение воеводского управления ослабляли власть феодальной знати и усиливали позиции дворянства. Созданное выборное губное управление стало сословно представительным органом дворянства. Местное земское управление было органом верхов посада

и зажиточного черносошного крестьянства, низовым звеном правительственного аппарата.

Изменения в системе управления дополнялись преобразованиями в судебной сфере. Наиболее значимым было категорическое требование Судебника 1550 г. об участии «судных мужей» — своеобразных присяжных заседателей — при каждом судебном разбирательстве. «Судные мужи» — выборные представители в наместничьем суде — существовали и в XV в. Однако их участие в суде представлялось великим князем как пожалование, как привилегия. Ни всеобщего характера, ни серьезного значения прежние «судные мужи», по мнению некоторых исследователей, не имели. Введение на местах в середине XVI в. «праведного», т.е. справедливого, суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия, было важным шагом в направлении создания сословно-представительной государственной системы. Проведение реформы управления, введение единого законодательства (Судебник 1550 г.) не могло быть осуществлено при сохранении прежней системы феодальных иммунитетов — системы исключительных прав тех или иных светских и церковных феодалов, освобождавшей их от подчинения общим нормам закона, прежде всего от уплаты налогов. Несмотря на колебания в этом вопросе, общая политика государства в первой половине и особенно в середине XVI в. была направлена на уничтожение феодального иммунитетаУкреплению власти царя способствовали ограничение с 1550 г. на время военных походов местничества и особенно создание постоянного стрелецкого войска. Порядок несения воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянами) определялся «Уложением о службе», принятым в 1555—1556 гг.Процесс централизации власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Сильвестр и его единомышленники —нестяжатели  идеологически обосновали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. Этот вопрос среди других важных проблем обсуждался на церковном соборе, проходившем в январе—феврале 1551 г. и получившем

название  Стоглавый . Осифлянское большинство  собора во главе с митрополитом Макарием не приняло правительственную программу  секуляризации церковных земель. Это вызвало открытое недовольство Ивана Грозного. Приговором 11 мая 1551 г. покупка духовными феодалами  вотчинных земель без «доклада»  Ивану IV запрещалась под угрозой  конфискации объекта продажи. На царя отписывались поместные и черные земли, которые были захвачены монастырями  у дворян и крестьян «насильством»  за долги, а также все владения бояр, переданные монастырям в малолетство  Ивана IV . Этот шаг укрепил центральную  власть и ограничил возможности  церкви

За десять лет деятельности Избранной рады было проведено столько реформ,

сколько еще не знало никакое 

другое десятилетие в истории средневековой России. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих преобразований. Отчасти их недолговечность, отчасти настойчивое очернение деятельности правительства Адашева, начатое Иваном Грозным, привели к недооценке их глубины и масштаба. Предпринятые в 50-е гг. меры, с одной стороны, значительно усилили власть царя — создание постоянного войска,центральных органов управления (приказов), отмена кормлений, ограничение феодальных иммунитетов, с другой — способствовали формированию условий для ограничения власти царя — укрепление местного самоуправления, развитие законодательства (Судебник 1550 г.), появление зачатков представительных органов власти (Земские соборы). Таким образом, путь развития общества, который был намечен реформами Избранной рады, в перспективе мог привести к укреплению сословно-представительной монархии.

 

Заключение

 

В 16-17 веках было проведено значительное реформирование государственного управления , как высшего, так и местного.Также  этот период был ознаменован периодом становления сословно-представительной монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века