Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 10:39, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: изучение системы государственного управления в Московском государстве 16-17 века. Для достижения данной цели мной были решены следующие задачи:
1. Изучение черт сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века
2. Изучение эволюции боярской думы
3. Изучение института земских соборов
4. Изучение приказов
5. Изучение местного управления

Содержание

Введение…..............................................................................................3
Черты сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI – XVII века………………………………………………………… ..4
Эволюция боярской думы…………………………………………..6
Институт земских соборов………………………………………….7
Приказы………………………………………………………………10
Местное управление…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Тамбовский  Государственный Технический Университет

Кафедра истории  и философии

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему : Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века.

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнил:

                                                                                       Студент группы БИС-11

                                                                                       Шабанов К.Б.

                                                                                       Проверил:

                                                                                       Бредихин В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

Содержание

 

реформа самоуправление воеводский сословная монархия

      Введение…..............................................................................................3

  1. Черты сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI – XVII века………………………………………………………… ..4
  2. Эволюция боярской думы…………………………………………..6
  3. Институт земских соборов………………………………………….7
  4. Приказы………………………………………………………………10
  5. Местное управление…………………………………………………1
  6. Заключение…………………………………………………………...14
  7. Список литературы…………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данного  реферата  является: изучение системы государственного управления в Московском государстве 16-17 века. Для достижения данной цели мной были решены следующие задачи:

1. Изучение черт сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века

2. Изучение эволюции боярской думы

3. Изучение института земских соборов

4. Изучение приказов

5. Изучение местного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Черты сословно-представительной и абсолютной монархии в России XVI - XVII века.

 

В 16 веке в Росии установилась сословно-представительская монархия.Сословно-представительная монархия  —  это  такой  тип  власти,  где монарх  в  руководстве  страной опирается прежде всего на сословно -представительные учреждения, существующие в  вертикали  центральной  власти.Эти представительные учреждения выражают интересы  всех  свободных  сословий общества.

С началом царствования молодого Ивана IV началась полоса  преобразований,  получившая  в  исторической  науке название — «реформы  50-х  гг.»  XVI  в.Главной реформой этих лет являлось создание Земских соборов. С  установлением созыва Земских соборов  в  России   складывается сословно-представительная монархия, социальной базой которой стало  служилое сословие  (дворянство)  и  население  городов,  т.е.  те   социальные   слои общества,  которые  в  наибольшей  степени  были  заинтересованы  в сильном централизованном государстве. В середине 16 века Иван IV принимает курс опричнины, направленный на установление режима неограниченной царской власти, главным препятствием для которого царь считал экономически мощные и сохранявшие иммунитетные права феодальную аристократию и церковь. Попытка построить абсолютизм при незавершённости процесса централизации обернулась волной репрессий против представителей боярства и верхушки духовенства, орудием которых стало опричное войско. Таким образом, «опричный» абсолютизм Ивана IV имел в основе не развитую государственную бюрократию, а атмосферу всеобщего страха. Опричная политика сопровождалась разделением территории государства на две части: личный удел царя - опричнину и остальные земли – земщину. Аналогичные изменения произошли в системе центрального управления. Опричный террор сопровождался не только истреблением видных политических, церковных и военных деятелей, но и разорением целых городов и областей: Торжка, Твери, Новгорода. Раскол страны и вооружённых сил ослабил её обороноспособность – в 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву. Это заставило Грозного ликвидировать опричнину, сохранив, впрочем, её методы.

 

 

Во второй половине XVII в. в ходе эволюции государственного строя российское самодержавие приобретало  черты абсолютной монархии. В титул царя было введено слово «самодержец», что особо подчеркивало неограниченный характер царской власти. Росло и идеологическое ее обоснование, которое исходило из божественности происхождения и преемственности новых царей от Рюриковичей. се сословия общества обязаны были служить государству, и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей. Соборное уложение впервые в истории русского законодательства содержало систематическое описание состава государственных преступлений и определило процесс по этим делам. Государство стремилось поставить под контроль церковное землевладение. Соборное Уложение ограничивало рост церковного землевладения запретом на покупку земли и передачу вотчин церкви по духовному завещанию.Также ко 2 половине 17 века роль Земских соборов ослабла, а затем Алексей Михайлович и совсем отменил собрания Земских соборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эволюция боярской думы

 

Бюрократизация  государственного аппарата проходила  на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

 

Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. Превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

 

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» — прототип кабинета министров; еще одна структура — Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.

Боярская  дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8—14 человек).В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).

 

3.Институт земских соборов

Для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики с середины XVI в. стали созывать Земские соборы. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами. Земские соборы,требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль.В то же время Земские соборы — это орган,пришедший на смену вече, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства.Наименование,некоторые организационные и процедурные формы Земские соборы получили от церковных, которые появились раньше их.

В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции.Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI — XVII вв. Л.В. Черепнин за период с 1549 по 1684 г. насчитал 57 Земских соборов (из них при Иване Грозном — 6, при Федоре Ивановиче — 3), но предполагает, что в действительности их было больше. В памятниках XVI в. термин «земский собор» не встречается. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII в., трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».

Что же такое Земский собор? Крупнейший специалист в этом вопросе Л.В. Черепнин считает, что для современников Земский собор — это совещание представителей «земли», посвященное государственному строительству: «совет» «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских». Л.В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно

разделить в зависимости от того: 1) кто и  с какой целью собрал собор; 2) характера представительства. Исходя из первого критерия автор делит  Земские соборы на:

а) созванные  царем — большинство соборов;

б) созванные  царем по инициативе сословий —  ряд соборов времени Михаила  Романова и собор 1648 г.;

в) созванные  сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя — соборы 1565, 1611 — 1613 гг.; г) избирательные на царство — соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова

и других.

Говоря о втором критерии, необходимо помнить следующее. Три пути вели в состав Земского собора:

а) по общественно-политическому положению (освященный собор и боярская Дума);

б) по назначению (по приглашению) — представители феодальных и изредка «третьего» сословий;

 в)  по выбору — представители сословий.

Состав  большинства общегосударственных Земских соборов, прежде всего в

XVI в., определяли первые два фактора.Ко второй, небольшой по численности группе соборов, относятся те, в работе которых принимали участие выборные от «своих» земель, регионов, территорий.Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как правило, это 

были: 1) духовенство, 2) боярство, 3) дворянство, 4) дьячество и приказный аппарат, иногда 5) купечество (верхушка посада) . Исследователи отмечают, что участники соборов не пользовались равными правами. Обсуждение

вопросов  нередко проходило раздельно  — по чинам или сословиям .

    

     Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные,     финансовые и военные (включая международные) вопросы.Формирующейся

централизованной  монархии был нужен сословно-представительный орган (соответственным образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников. Однако соборы XVI в. — это не представительные учреждения в обычном понимании:

а) власть царя они не ограничивали;

б) не было выборных представителей.

Это скорее бюрократические учреждения, как выразился дореволюционный 

исследователь А. И. Заозерский, это — парламент чиновников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Приказы

 

В середине 50-х гг. завершается реорганизация  центральных органов управления («изб»), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая-либо одна отрасль управления: Разрядный приказ — центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ ведал поместным землевладением,Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов; и т.д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим Адашевым.Этот приказ, разбиравший «челобития» (прошения, жалобы), контролировал деятельность

центральных ведомств. В связи с присоединением к России новых территорий сложились некоторые областные приказы (Казанский, Сибирский). Во главе важнейших приказов находились бояре и окольничие. Всем делопроизводством

ведали дьяки.Создание приказов представляло собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Порой отсутствовало четкое разграничение функций между отдельными учреждениями. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Но в целом разветвленная приказная система с ее бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства.

Информация о работе Система государственного управления в Московском государстве 16-17 века