Детали машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Машины, механизмы, приборы, аппараты, приспособления, инструменты и другие инструкции (изделия) состоят из деталей. При этом деталью принято называть элемент (часть) конструкции, изготовленный из материала одной марки без применения сборочных операций (например, болт, гайка, вал и т. п.).

Содержание

1.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И НАДЕЖНОСТЬ ДЕТАЛЕЙ МАШИН 4
1.1. Общие сведения о деталях и узлах конструкций 4
1.2. Основные требования к деталям и узлам машин 5
1.3. Основные требования к материалам деталей 6
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЕДИНЕНИЙ 9
3.СВАРНЫЕ, ПАЯНЫЕ И КЛЕЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 12
3.1. Общие сведения 12
3.2. Характеристики и расчеты сварных соединений 13
3.3. Характеристики и особенности расчетов паяных соединений 15
3.4. Характеристики и особенности расчетов клеевых соединений 16
4. ЗАКЛЕПОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 18
5. РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 20
6.СОЕДИНЕНИЯ ТИПА ВАЛ — СТУПИЦА 23
6.1. Общие сведения 23
6.2. Соединения с натягом 25
6.3. Конические соединения 26
6.4. Клеммовые соединения 27
6.5. Шпоночные соединения 28
6.6. Шлицевые соединения 29
6.7. Штифтовые соединения 30
7. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ 31
8. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ 32
8.1. Общие сведения 32
8.2 Конструкции ремней и шкивов 33
Библиографический список 35

Вложенные файлы: 1 файл

карпухин.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

Контроль сварных соединений с помощью разрушающих и неразрушающих  методов (ультразвука, рентгеновских лучей и т. д.) в полном объеме или выборочно является, как правило, обязательной операцией технологического процесса для выявления дефектов.

Наиболее распространенными в технике способами сварки являются дуговой и газовой способ. Дуговой сваркой на сварочных автоматах, полуавтоматах, а также вручную соединяют детали из конструкционных сталей, чугуна, алюминиевых, медных и титановых сплавов. Газовая сварка используется для соединения деталей из металлов и сплавов с различными температурами плавления при небольшой толщине (до 30 мм), для сварки неметаллических деталей в тех случаях, когда отсутствует источник электроэнергии. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Характеристики и  особенности расчетов паяных  соединений

Пайка — это создание неразъемного соединения элементов конструкций  из: твердых материалов путем заполнения зазора между ними жидким более легкоплавким сплавом (припоем) и образование между швом и соединяемыми элементами прочной связи.

Сцепление в паяном соединении возникает  в основном за счет физико-химического  взаимодействия припоя в жидкой фазе и материала деталей и последующей кристаллизации. Для интенсификации взаимодействия между припоем и деталями и образования прочного соединения поверхности деталей очищают от окислов, масла и других загрязнений механическими или химическими методами.

Нагрев припоя и деталей при  пайке выполняют паяльником, газовой  горелкой, в печах и пр. При пайке в печах припой укладывают в виде проволочных и ленточных контуров, паст.

Пайка с помощью порошкообразного припоя используется довольно часто  для ремонта изношенных и поврежденных трещинами деталей.

Паяные конструкции получили широкое  распространение в различных отраслях машиностроения. Методами высокотемпературной пайки (капиллярной, диффузионной, контактно-реактивной, металлокерамической) получают неразъемные соединения со свойствами, близкими к свойствам основных материалов, и прочностью, превышающей прочность сварных соединений. Поэтому паяные соединения в ряде случаев вытесняют сварные (соединение деталей из высоколегированных жаропрочных сплавов и др.).

Паяные соединения иногда более  технологичны и прочны, так как  пайка позволяет также: получать соединения деталей в скрытых и малодоступных местах конструкции, а следовательно, изготовлять сложные узлы за один прием; паять не по контуру, а одновременно по всей поверхности соединения, что обеспечивает высокую прочность; соединять разнородные материалы; выбирать температуру пайки, сохраняя механические свойства материалов в изделии и обеспечивая совмещение нагрева под пайку и термическую обработку.

Рис. 3.2 Виды паяных соединений

Виды паяных соединений разнообразны. Кроме стыковых и нахлесточных соединений в конструкциях используют телескопическое (рис. 4.2, а), внахлестку с заклепкой (рис. 3.2, б) или штифтом (рис. 3.2, в), внахлестку со шпонкой (рис. 3.2, г), фальцевый замок (рис. 3.2, д).

Основные недостатки соединений: сравнительно невысокая прочность и высокая трудоемкость изготовления соединений методами высокотемпературной пайки.

При конструировании паяных изделий, наряду с выбором основного металла, производят выбор припоя и способа  пайки, так как последние существенно  влияют на выбор типа соединения, зазоров и условий сборки.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Характеристики и  особенности расчетов клеевых  соединений

Неразъемное соединение элементов  конструкций с помощью клея, образующего  между ними тонкую прослойку (клеевой  шов), называется клеевым.

Клеевые соединения получили в последние годы широкое распространение во многих отраслях машиностроения благодаря появлению клеящих материалов (конструкционных клеев) на основе синтетических полимеров, которые обладают высокой податливостью и благодаря этому обеспечивают склеивание практически всех материалов промышленного значения (стали, сплавы, медь, серебро, древесину, пластики, фарфор, ткани, кожу и многие другие). Еще одно достоинство состоит в возможности склеивания металлов и неметаллов. Благодаря этому клеевые соединения используют для производства материалов в форме слоистых листов (металлических листов с пластмассовым покрытием или пластмасс с покрытием из металла и т. д.).

Применение клеев в металлических  конструкциях позволяет надежно и прочно соединять разнородные металлы разной толщины, исключать более дорогие сварные и болтовые соединения

Области и объемы применения силовых слоевых соединений непрерывно растут. Современные самолеты .имеют до 500 м2, а автобусы до 1500 м2 силовых клеевых соединений (металлических и слоистых неметаллических конструкций). Клеевые соединения превосходят заклепочные и сварные соединения при работе на срез благодаря сравнительно полному использованию площади сопряжения соединяемых деталей.

Основные недостатки соединений: старение со временем, вызывающее существенное снижение прочности; невысокая теплостойкость (рабочая температура обычно не выше 300 °С), обусловленная органической природой клеев.[7]

4. ЗАКЛЕПОЧНЫЕ   СОЕДИНЕНИЯ

Заклепочным называют неразъемное  соединение деталей (обычно листовых) с помощью заклепки — сплошного или полого цилиндрического стержня с закладной головкой (рис 4.1). Соединение собирают путем установки заклепок в предварительно подготовленные отверстия в деталях (пакете листов) и последующей осадки (клепки) специальным инструментом второй замыкающей головки. В процессе клепки производят стяжку (сжатие) пакета, и за счет поперечной упругопластической деформации стержня происходит заполнение начального зазора между стержнем и стенками отверстия, приводящее часто к образованию натяга.

Рис.4.1.

Конструктивные формы заклепок: а—с полукруглой низкой головкой; б—с потайной головкой; в—с плоской  головкой; г—с полукруглой головкой;   д—с   полупотайной   головкой;   е—пустотелая

Области применения и виды соединений.

Соединения применяют в основном в авиа- и судостроении, металлоконструкциях и других изделиях, в которых внешние нагрузки действуют параллельно плоскости стыка, а применение сварки, пайки и склеивания оказывается невозможным по конструктивным или технологическим соображениям (не свариваемые материалы, недопустимость нагрева и т. п.).

По назначению различают прочные, плотные (герметичные) и прочноплотные соединения. Прочными называют соединения, основная задача которых состоит в передаче нагрузки. Плотные соединения должны обеспечивать главным образом герметичность конструкций (например, топливных баков и др.)- Прочноплотные соединения служат как для передачи нагрузки, так и для обеспечения герметичности конструкций. Ранее они применялись в паровых котлах, резервуарах, баках и других устройствах. Ныне их используют в авиа- и судостроении, обеспечивая иногда плотность с помощью клея.

По конструкции различают: соединения внахлестку и соединения встык с одной или двумя накладками.

Заклепки в соединении располагают простыми или шахматными рядами.

Использование в конструкции  той или иной формы головки  определяется преимущественно эксплуатационными требованиями  (аэродинамическими и т. п.).

Основные недостатки соединений связаны с невысокой технологичностью и высокой трудоемкостью изготовления, а также со сложностью контроля качества.

Материалы заклепок.

Заклепки изготовляют  из пластичных сталей (например, сталей 15, 20, 09Г2, 20ХМА, 20ГА и др.), алюминиевых (В65, АД1, АМг5Г и др.) и титановых (ОТ4, ВТ16 и др.) сплавов, латуни.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. РЕЗЬБОВЫЕ  СОЕДИНЕНИЯ

Резьбовыми называют соединения деталей  с помощью резьбы. Области их использования необычайно широки, свыше 60% всех деталей машин имеют резьбу.

Резьбовое соединение образуется двумя (реже тремя) деталями. У одной из них на наружной, а у другой на внутренней поверхности имеются расположенные по винтовой поверхности выступы — соответственно наружная и внутренняя резьба.

Резьбу получают (формируют) методом резания, накатыванием (обработкой давлением), литьем и прессованием (ком: позиционных материалов, порошков).

Резьба может изготовляться  на цилиндрической (цилиндрическая резьба) или конической (коническая резьба) поверхности заготовок. Основное применение имеют детали с цилиндрической резьбой. Коническая резьба применяется преимущественно в соединениях труб (буровых, обсадных и др.)

Если на поверхность детали наносится  один винтовой выступ, резьбу называют однозаходной. В механизмах применяют также двух- и трехзаходные резьбы, называемые многозаходными.

По форме сечения канавки  различают цилиндрические резьбы: упорную, прямоугольную, трубную, трапецеидальную и др. Основными параметрами цилиндрических резьб являются: наружный, средний и внутренний диаметры резьбы, шаг резьбы Р, угол профиля и число заходов n.

По направлению винтовой линии  различают правую (используется в  абсолютном большинстве конструкций) и левую резьбу.

Наибольшее распространение  в машино- и приборостроении имеет метрическая резьба по ГОСТ 8724—81 с крупным и мелким шагами. Она обозначается буквой М и цифрами (цифрой), показывающими наружный диаметр резьбы (например, резьба, имеющая диаметр 24 мм, обозначается М24). В обозначении резьбы с мелким шагом, кроме диаметра, в форме сомножителя указывается ее шаг (например, М24Х1,5 диаметр резьбы 24 мм и шаг 1,5 мм).Области применения других типов резьб ограничены специальными конструкциями.

В СССР и других странах были разработаны стандарты на основные определения и обозначения элементов резьб, а также типы резьб, которые согласованы с международными стандартами ISO. 

Крепежные детали и типы соединений.

Наибольшее распространение среди  резьбовых деталей получили крепежные  болты, шпунты, шпильки, гайки и вставки (рис 5.1).

Рис. 5.1 Основные типы резьбовых соединений: 
а—болтом;  б—винтом; в—шпилькой; г—винтом со вставкой;  
д—винтом с резьбовой втулкой

Болт (рис 5.1, а) и винт (рис 5.1,б)  — стержень с головкой и одним резьбовым концом. Шпилька (рис. 5.1, в) имеет два резьбовых конца. Вставка представляет собой по форме винтовую пружину из проволоки ромбического сечения (рис. 5.1,г), завинчиваемую с натягом в резьбовое отверстие, или втулку с внутренней резьбой, завинчиваемую или заливаемую в корпусную деталь (рис. 5.1,д). С помощью этих  деталей образуют большинство разъемных соединений в конструкциях. Выбор типа соединения определяется:

- прочностью материала соединяемых деталей,

- простотой сборки и разборки соединения

- простотой эксплуатации, а также особенностями конструкции и технологии изготовления соединяемых деталей.

Соединения болтом применяют только при наличии доступа к гайке и головке, для скрепления деталей сравнительно небольшой толщины  (например, при скрепления специальных поясков или фланцев,  а  также при многократной  разборке и сборке соединений. В последнем случае (особенно при большой толщине соединяемых деталей) предпочтение отдают также соединениям   винтом   или шпилькой.

Соединения винтом и шпилькой применяют для скрепления деталей при наличии доступа монтажного инструмента лишь с одной стороны (к гайке). При этом шпильки используют обычно для соединения деталей корпусов из материалов с невысокой прочностью (чугуна, алюминиевых и магниевых сплавов, композиционных материалов), а винты—для соединения деталей корпусов из высокопрочных материалов (сталей и сплавов). Область применения соединений винтом в силовых конструкциях ограничена, предпочтение отдается соединениям шпилькой. Шпильки фиксируют (стопорят) в корпусной детали (посадкой на резьбе с натягом, завинчиванием на сбег резьбы, с помощью клея и т. д.) для предотвращения вывинчивания их при отвинчивании гаек.

Вставки применяют в основном для  повышения износостойкости резьбы в корпусах из материалов с невысокой прочностью, а также для повышения прочности соединений.

Резьбовые втулки используют преимущественно  в корпусах из композиционных материалов.

Для предотвращения повреждения поверхностей соединяемых деталей при завинчивании гаек под них подкладывают шайбы.

Конструктивным разнообразием  отличаются стержни болтов (винтов). Наряду с обычной, наиболее распространенной формой болта  применяют другие конструкции. Болт в отличие от предыдущего имеет диаметр стержня несколько больше наружного диаметра резьбы. Такие болты устанавливают в отверстия корпусов без зазора. В ряде ответственных соединений для увеличения податливости применяют полые болты.

Формы головок болтов и гаек  также разнообразны, выбор их для практического использования определяется преимущественно условиями работы соединений, технологией изготовления  крепежных деталей  и  их сборкой.

Для фиксирования деталей на валах, осях и др. применяют установочные винты с резьбой по всей длине  стержня и упорным наконечником

В нашей стране и за рубежом существуют стандарты на шайбы, болты, винты и гайки наиболее распространенных форм. Материалы крепежных деталей. Основные материалы болтов (винтов), шпилек и гаек и их механические характеристики нормированы ГОСТ 1759—82.

Выбор материала определяется условиями работы (прочностью, условиями окружающей среды и т. п.) и технологией изготовления. Стержни болтов в массовом производстве изготовляют из пластичных сталей 10, 15, 15Х, 16ХСН и др. на автоматах методом холодной высадки, резьбу на болтах накатывают. В специальных конструкциях, к которым предъявляются жесткие требования по массе, коррозионной и теплостойкости, применяют крепежные детали из пластмасс, титановых и бериллиевых сплавов, а также из коррозионно-, жаростойких и жаропрочных сталей.[6]

 

 

 

 

 

 

6.СОЕДИНЕНИЯ ТИПА ВАЛ  — СТУПИЦА

Для передачи вращения от вала к ступице  зубчатого колеса, шкива, звездочек и других соосных деталей широко используют различные соединения: фрикционные и зацеплением. В фрикционных соединениях (с натягом, конических и др.) фиксирование взаимного положения деталей и передача нагрузки между ними происходят за счет сил сцепления (трения). В соединениях зацеплением (шпоночных, шлицевых и др.) передача нагрузки осуществляется за счет силового замыкания деталей через шпонки, зубья и другие подобные детали. Благодаря этому соединения являются разъемными, осуществляют фиксацию деталей в окружном направлении и допускают осевое взаимное смещение деталей в процессе работы. Однако трудоемкость изготовления таких соединений сравнительно высокая.

Информация о работе Детали машин