Эффективность методов обучения персонала организации (на материалах Гомельского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсового исследования связана с изменением условий функционирования организаций, ускоренное развитие научно-технического прогресса и заключается в необходимости подготовки персонала к работе в новых условиях. Таким образом, обучение персонала является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими кадрового менеджмента и, главным образом, с обучением кадров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы исследования эффективности использования методов обучения персонала организации……………………………..6
Понятие, роль и значение обучения персонала организации…..6
Методы обучения персонала и их характеристика……………...8
Зарубежный опыт в обучении персонала……………………….12
Анализ эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельского райпо………………………………………………………15
Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо……………………………………………………………….15
Анализ организации обучения персонала в Гомельском райпо.23
Оценка эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельском райпо…………………………………………...25
Пути совершенствования методов обучения персонала в Гомельском райпо……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы……………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Курсовая.docx

— 162.46 Кб (Скачать файл)

Служащие, или управленческий персонал осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления.

Основным  результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение  её содержания или формы, подготовка управленческих решений.

Управленческий  персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты. Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников.

В зависимости  от масштабов управления различают  линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.

Кроме того, различают руководителей высшего  уровня управления (директор и его  заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений), нижнего уровня (начальники участков, мастера).

Специалистов  предприятия можно разделить  на три основные группы в зависимости от результатов их труда:

    • функциональные специалисты, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, маркетологи и др.);
    • специалисты-инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, строители и др.);
    • служащие - технические специалисты (машинистки, операторы, лифтёры и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.

В связи  с проведёнными исследованиями можно  сделать вывод: персонал – это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль. Работник являет собой личность, крепко связанную господствующими общественными нормами, обладающую своими индивидуальными чертами, входящую в некоторое количество внешних социальных групп и обученную конкретным профессиональным навыкам. Передовые предприятия руководствуются философией превосходства человеческих ресурсов над другими видами ресурсов, направленной на эффективное использование потенциала работников и их преданности интересам предприятия.

 

1.2. Методы обучения персонала и  их характеристика

Опишем  методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Методы обучения персонала на рабочем месте

Методы обучения

Характерные особенности метода

1 . Направленное приобретение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

2. Производственный инструктаж

Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой

Продолжение таблицы 1.1

Методы обучения

Характерные особенности метода

3. Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта  в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

04. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров

Обучение и ознакомление работника  с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

5. Наставничество

Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь  и периодически проверяет уровень  исполнения работы подопечных. Применение метода эффективно в тех случаях, когда возникает необходимость в исправлении недостатков. Метод может практиковаться как систематический


 

Методы  профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2 – Методы обучения персонала вне рабочего места

Методы обучения

Характерные особенности метода

1 . Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта

2. Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний

3. Конференции, семинары, беседы за «круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством

Активный метод обучения, участие  в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы  поведения в различных ситуациях

4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические  знания и практические навыки, предусматривает  обработку информации, конструктивно-критическое  мышление, развитие творчества в процессах  принятия решений

Продолжение таблицы 1.2

Методы обучения

Характерные особенности метода

5. Деловые игры

Обучение поведению в различных  производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения

6. Тренинг

Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует  другого относительно основ его  деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности

7. Самостоятельное обучение

Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания

8. Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой условных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)

9. Кружок качества («место работы»), рабочая группа

Молодые специалисты разрабатывают  конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений


 

Остановимся более подробно на характеристике девятого метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружки качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет значения, Результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга, прежде всего постановкой цели. Кружок качества старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выставляет элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манер поведения, способов общения.

Кроме обучения на рабочем месте и вне его  возможно сочетание того и другого  метода. К таким формам обучения относится:

  • опытное или эмпирическое обучение — обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
  • демонстрация и практика под руководством — обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;
  • программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;
  • обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
  • обучение действием — обучение в ходе выполнения действий, например, участие, вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения. [7, С.95 – 97]

Говоря  об экономической и социальной эффективности  обучения квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

    1. Зарубежный опыт в управлении персоналом

Подлежит  сомнению тот факт, что любая национально-хозяйственная  система и система производственных отношений на каждом историческом этапе формируется всегда на конкретной национальной почве, под воздействием социально-политических и экономических факторов. В определённом смысле этнический менталитет и специфические этнические ценности, отличающие один народ от другого, формируют адекватную хозяйственную и управленческую систему. В этой главе будет изложены особенности систем управления в разных странах. Начнём со сравнительного анализа систем управления в США и Японии, т.к. они являются лидерами в этой области. В послевоенный период в США наметилось несколько главных направлений в системе управления персоналом.

1) Развитие  личности работника в целях  эффективного использования его  трудового потенциала. Это осуществляется  путём предоставления возможностей совершенствовать мастерство, развивать способности, повышать знания, проявлять самостоятельность, увеличивать разнообразие труда: изменение основных форм мотивации труда, которые в современных условиях представляют собой неразрывное сочетание моральных и экономических форм стимулирования.

2) Развитие  производственной демократии. Суть  развития производственной демократии - в переходе от жёстких авторитарных форм управления трудом к гибким коллективным формам, расширение прав участия рядового работника в управлении, предоставление ему возможности широко высказывать своё мнение и участвовать в осуждении производственных проблем. Например, формирование автономных бригад. Руководство компании делегирует бригаде ряд функций планирования, контроля, оплате труда, право самостоятельного выбора бригадира. Все члены бригады совместно планируют методы работы, устанавливают её ритмичность, осуществляют разделение труда на основе взаимозаменяемости исполнителей, осуществляют контроль за качеством продукции. Члены бригад сами выполняют функции, которые ранее выполнялись вспомогательными рабочими.

3)Развитие  новых форм компенсации за труд:

    • Обеспечение гарантии занятости.
    • Обеспечение безопасности труда.
    • Улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
    • Целенаправленное изменение отношения к труду.

Для повышения  содержательности труда, ликвидации монотонности на многих американских компаниях проводится реорганизация производства, главная  цель которой уйти от предельного  расчленения операций, от сведения труда работника к нескольким повторяющимся операциям, делающим его придатком машины, и обратится к расширению его функций, увеличению меры ответственности, использованию творческих способностей работника. Если ранее работник приспосабливался к техническим средствам, то в настоящее время делаются попытки приспосабливать технику к способностям работника. На современных американских фирмах («IBM», «Форд», «Крайслер», «Дженерал моторс») используют аналитические системы оплаты труда, особенностью которых является дифференциальная оценка в баллах сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителя, физических усилий, условий труда и др. При этом переменная часть зарплаты (премии, поощрения, бонусы), которая используется в качестве поощрения за повышение качества продукции, экономии сырья, роста производительности, достигает 1/3 заработной платы [3, С. 46-49].

Помимо  материального стимулирования используются иные виды поощрения. Например, британские компании практикуют ценные подарки и туристические поездки, а также различные виды благодарностей, званий, символические награды. При этом разработан целый ритуал вручения вознаграждения или объявления благодарности.

В этой связи  создание систем управления, в наибольшей степени позволяющих раскрыться творческой инициативе на всех иерархических уровнях фирм, стало главной целью американского менеджмента. Обращение к человеку в рамках развития современного менеджмента заставило уделить особое внимание подбору персонала, т.к. реализация целей фирмы находится полностью в его руках. Понимание того, что квалификация работников и их желание работать становится главной производительной силой и движущим началом производства, повлекло за собой переориентацию стратегии управления крупнейших фирм на мотивацию труда, получению больших знаний, умения, трудовых навыков, предприимчивости персонала.

Большое внимание на американских компаниях  уделяется обучению и повышению  квалификации персонала. Особенно впечатляет практика транснациональной корпорации «Моторола», которая понимает, что повышение квалификации сотрудников становится обязательным условием выживания фирмы в условиях стремительного роста НТП. С 1991г. фирма взяла на себя обязательство предоставлять каждому сотруднику не менее 5 учебных дней в году. А в 2001 году сотрудники заняты на рабочих местах только 10 месяцев в году. Один месяц будет получению новых знаний и навыков, а другой - отдыху [5,С. 32-37].

В Европейских  странах также большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников, но в отличие от американского менеджмента, где лидерами в этой области являются крупные компании, наилучшие предпосылки для повышения квалификации имеются на малых и средних предприятиях. Акцент делается в основном на самообразование, а не на семинары и курсы во внешних учебных заведениях.

Во Франции  применяется программа обучения «Challenge +», имеющая целью развитие и создание в стране новых предприятий инновационного направления. Программа поддерживается государством [2, С. 73-76].

В Японии большое внимание уделяется обучению персонала хорошим манерам, т.к. японский менеджмент базируется на уважении к  коллегам и на осознании единства и целостности всего персонала  в организации [6, С. 23-25].

Особую  роль в использовании трудового  потенциала стали играть полномочные кадровые службы. По своим функциям, уровню профессиональной компетентности работников, техническому оснащению, методам работы они давно переросли из офисов по хранения кадровой документации в солидные кадровые подразделения. Изложенные направления изменений, происходивших в систему управления персоналом американских компаний, справедливы во многом и для компаний Японии. Однако, несмотря на наличие сходных процессов, управление персоналом является наиболее характерной областью деятельности, в рамках которой японские компании наглядно демонстрируют качественное отличие своего практического опыта от американского.

Информация о работе Эффективность методов обучения персонала организации (на материалах Гомельского райпо)