Эффективность методов обучения персонала организации (на материалах Гомельского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсового исследования связана с изменением условий функционирования организаций, ускоренное развитие научно-технического прогресса и заключается в необходимости подготовки персонала к работе в новых условиях. Таким образом, обучение персонала является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими кадрового менеджмента и, главным образом, с обучением кадров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы исследования эффективности использования методов обучения персонала организации……………………………..6
Понятие, роль и значение обучения персонала организации…..6
Методы обучения персонала и их характеристика……………...8
Зарубежный опыт в обучении персонала……………………….12
Анализ эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельского райпо………………………………………………………15
Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо……………………………………………………………….15
Анализ организации обучения персонала в Гомельском райпо.23
Оценка эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельском райпо…………………………………………...25
Пути совершенствования методов обучения персонала в Гомельском райпо……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы……………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

!!!Курсовая.docx

— 162.46 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  ОБЩЕСТВ

Учреждение  образования

«Белорусский  торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  курсу «Управление кадровым потенциалом»

 

 

 

 

 

на тему: «Эффективность методов обучения персонала организации»

(на материалах Гомельского райпо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки четвёртого курса

дневной формы  обучения

специальности «Менеджмент (социально-административный)»

группы Е-41

Айтмамедовы Бибиши

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: доцент

Титович Анатолий Антонович

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Теоретические основы исследования эффективности использования методов обучения персонала организации……………………………..6
    1. Понятие, роль и значение обучения персонала организации…..6
    2. Методы обучения персонала и их характеристика……………...8
    3. Зарубежный опыт в обучении персонала……………………….12
  2. Анализ эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельского райпо………………………………………………………15
    1. Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо……………………………………………………………….15
    2. Анализ организации обучения персонала в Гомельском райпо.23
    3. Оценка эффективности применяемых методов обучения персонала в Гомельском райпо…………………………………………...25
  3. Пути совершенствования методов обучения персонала в Гомельском райпо……………………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………..33

Список используемой литературы……………………………………………35

Приложения…………………………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вступление  Республики Беларусь в новые экономические условия не только открыло новые горизонты и возможности для белорусских организаций. Оборотной стороной медали стала жесточайшая конкуренция, практически незнакомая экономике, более семидесяти лет функционировавшей в условиях плановой экономики, управляемой административно-командными методами. Конкурентоспособность организации зависит от различных факторов, в частности, во многом зависит от подготовленности персонала к эффективной деятельности. Именно поэтому особое место в деятельности организации приобретает обучение персонала [9, С. 16-23].

Актуальность  темы курсового исследования связана  с изменением условий функционирования организаций, ускоренное развитие научно-технического прогресса и заключается в  необходимости подготовки персонала к работе в новых условиях.

Обучение  персонала становится ключевым элементом  процесса управления персоналом. Многие организации столкнулись с необходимостью искать наиболее действенные пути повышения производительности и эффективности труда. Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, хлынувшими в нашу страну с Запада и Востока. Обучение призвано подготовить персонал к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. Оно позволяет формировать такую систему ценностей и установок, которая соответствует сегодняшним реалиям и поддерживает рыночную организационную стратегию.

Достижение  долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют более высокого уровня профессиональной подготовки персонала и хорошо спланированной, четко организованной работы по обучению персонала. При этом обучение должно не только передавать работникам те или иные знания и развивать необходимые навыки, но и также передавать информацию о текущем состоянии дел в компании и развивать у них понимания перспектив развития организации, основных стратегий, повышать уровень трудовой мотивации.

Влияние профессионального обучения рабочих  на экономический рост состоит в  том, что рабочие, обладающие необходимым  объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Ускоренное  развитие научно-технического прогресса  и быстрое устаревание профессиональных знаний и навыков являются не единственными факторами, определяющими значительно возросшую роль профессионального обучения – оно помогает фирме соответствовать ужесточившимся требованиям рынка.

Опыт  наиболее успешных отечественных и  зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал дают быструю и высокую отдачу.

При этом важно, что инвестирование в развитие кадров приносит фирме большую прибыль, чем инвестирование в усовершенствование производственных мощностей, т.е. человеческий ресурс можно определить как ключевой фактор эффективности использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Недостаток  у работника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученных ему задач, приводит не только к неэффективной работе, но и снижает его удовлетворенность работой. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своих рабочих функций, тем выше у него уровень энергетических затрат и стрессов, связанных с работой. Ну и, конечно, важно осознавать, что образованность кадров – это важнейший фактор экономического роста в стране, следовательно, от внутриорганизационного обучения выигрывает и общество, государство в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат [8, C. 41-47].

Таким образом, обучение персонала является одной  из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых  видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей, в конечном счете, зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Данная  работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими кадрового менеджмента и, главным образом, с обучением кадров. Практическое значение работы определяется возможностью использования ее результатов в процессе обучения персонала в организации.

В исследовании рассмотрены вопросы, имеющие значение для применения процесса обучения персонала в различных организациях и предприятиях, такие как сущность обучения, роль обучения в повышении эффективности работы предприятий, методы обучения персонала.

Проблема  обучения персонала является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. К ней неоднократно обращались Патрик Форсиф, М.И. Магура и другие авторы.

Патрик  Форсиф в своей работе «Организационное обучение» [10, C. 62-71], в частности, описывает передовые методы организационного обучения, а также предлагает стратегии управления знаниями, с помощью которых компании могут максимально реализовать свой потенциал. Так же не менее значима работа этого же автора «Развитие и обучение персонала» [11, C. 46-54], которая раскрывает секреты успеха современного предприятия в процессе постоянного совершенствования и развития профессиональных навыков персонала. В книге сделан упор на современные способы проведения тренингов в коллективе, методы организации обучения и анализа его результатов, а также способы мотивации сотрудников, стимулирование развития их творческих способностей и профессиональных качеств.

Автор М.И. Магура в своей работе «Обучение персонала как конкурентное преимущество» [9, C. 29-37] исследовал принципы построения системы корпоративного обучения, кроме того, большее внимание уделил разбору методов обучения, вопросам подготовки руководителей, работе с резервом. Работа М.И. Магуры дает ответы на многие вопросы, связанные с развитием персонала, с более полным использованием потенциала людей, работающих в организации.

Целью данной работы является совершенствование  процесса обучения персонала и его  роли в повышении эффективности  работы организации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие и сущность обучения персонала;
  2. описать методы обучения персонала;
  3. рассмотреть зарубежный и отечественный опыт обучения персонала;
  4. проанализировать процесс обучения персонала в Гомельском райпо и его влияние на эффективность работы организации.

Объектом  исследования является персонал организации  Гомельского райпо.

Предметом исследования выступает совершенствование  системы обучения на примере Гомельского райпо.

Для решения  поставленных задач были использованы такие методы научного анализа, как  обобщение, анализ учебной и научной  литературы по теме, периодических изданий, ресурсов глобальной сети Internet.

При написании  курсовой работы были использованы руководства  по производственному процессу обучению персонала, учебники и практикум  по дисциплине.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1. Понятие, роль и значение обучения персонала в организации

Персонал  организации – это совокупность взаимодействующих индивидов, работающих в определённой организации. Он включает в себя личный состав всех работающих на предприятии, организации или в отдельном подразделении и разделяется на категории, то есть группы персонала, распределяемые в соответствии с выполняемыми функциями в организации: рабочие (основные и вспомогательные), служащие (агенты, кассиры, делопроизводители, статистики), специалисты (инженеры, экономисты, агрономы), руководящие работники или руководители (директор, главный специалист). Эти категории объединяют в крупные группы - работники преимущественно физического труда и работники преимущественно умственного труда. Общая численность персонала предприятия - это сумма численности промышленно-производственного персонала (ППП) и непромышленного персонала [1, С.21-23].

Структура персонала представляется не только категориями, но анализируется по профессиональному, квалификационному, социально-демографическому (половому, возрастному) признакам, а также по функциональной роли (административно-управленческий, основные и вспомогательные рабочие), направлениям деятельности (бухгалтерия, конструкторы, отдел труда и заработной платы и т.п.), уровню заработной платы и другим признакам.

В управлении принято выделять административно-управленческий, промышленно-производственный и обслуживающий  персонал, а также использовать термин «кадры» [4,С. 45-48].

Административно-управленческий персонал (АУП) – это работники, занятые в аппарате управления организации или иного субъекта хозяйствования и органах государственного управления. К нему относятся руководители разных уровней управления, их заместители, которые не заняты непосредственно на производстве, главные специалисты и их заместители, инженеры, техники и другие специалисты, занятые в управленческом аппарате. АУП несёт ответственность за качество, своевременность, слаженность и чёткость работы руководимого коллектива (подразделения). Эффективность его деятельности определяется косвенно - через показатели деятельности управляемых объектов.

Промышленно-производственный персонал (ППП) – это работники, занятые в процессе производства продукции на разных его стадиях.

Обслуживающий или младший обслуживающий персонал (МОП) – часть промышленно-производственного персонала, включающая уборщиков производственных помещений, курьеров, гардеробщиков и других работников, занятых обслуживанием. В отличие от вспомогательных рабочих МОП не имеет непосредственного, прямого отношения к производственному процессу.

Кадры – основной (штатный) состав квалифицированных работников организации. Состав кадров определяется штатным расписанием - нормативным документом, регламентирующим штат организации, включающий должностные наименования, численность персонала, квалифицированные разряды и оклады по каждой должности. Штатное расписание и численный состав кадров определяет собственник или (по его поручению) руководитель организации (предприятия).

Классификация персонала по категориям работников. Она предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих [4, С. 56-57].

Рабочие, или производственный персонал, осуществляет трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, её обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части:

    • основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
    • вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

Результатом труда производственного персонала  является продукция в вещественной форме (здания, автомобили и др.).

Информация о работе Эффективность методов обучения персонала организации (на материалах Гомельского райпо)