Эффективность и качество деятельности менеджера в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы управленческого аппарата. В результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.
Особое внимание при оценке деятельности менеджера следует уделить внутренней атмосфере организации и качеству внешних связей, так как затраты на их организацию нельзя определить в денежном выражении, и в большей степени они зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека.

Содержание

1. Эффективность и качество деятельности менеджера..……………..3
2. Модель менеджера образования……………………………………...5
3. Заключение…………………………………………………………….10
4. Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Новоуренгойский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность и качество деятельности менеджера в образовании

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор контрольной работы :

Абросимова А.А.

студентка III курса

специальность Педагогика дополнительного образования

Руководитель контрольной работы:

Сулейманова Саида Анваровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый Уренгой 2014

Оглавление

  1. Эффективность и качество деятельности менеджера..……………..3
  2. Модель менеджера образования……………………………………...5
  3. Заключение…………………………………………………………….10
  4. Список литературы……………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эффективность и качество деятельности менеджера

 

 

Менеджер - это руководитель, который наделен полномочиями и ответственностью, соответствующими его должности. 
 
На качество деятельности менеджера оказывают влияние трудовые отношения в коллективе и отношения собственности. 
 
Управление трудовыми отношениями осложняется: 
 

  1. непостоянным уровнем активности работников;
  2. их стремлением к самореализации;
  3. совместимостью.

 
 
Эффективное сотрудничество работников в группе - это одно из основных направлений работы менеджера. Сложность работы, вытекающая из отношений собственности, заключается в их постоянном развитии. Оба этих фактора влияют на изменение мотивации работников и, как следствие, трансформируют методы воздействия на них. 
 
Различие между предпринимателем как собственником и менеджером как наемным сотрудником: предприниматель в ходе работы рискует всем своим имуществом, а менеджер лишь своим заработком. Объединяет их то, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат. 
 
Для успешной работы менеджер должен обладать высокой профессиональной подготовкой. Регулярная аттестация менеджера позволяет поддерживать его профессиональный уровень, оказывает также не последнее влияние на конкурентоспособность организации в целом и ее продукцию в частности. 
 
Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы управленческого аппарата. В результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации. 
 
Особое внимание при сценке деятельности менеджера следует уделить внутренней атмосфере организации и качеству внешних связей, так как затраты на их организацию нельзя определить в денежном выражении, и в большей степени они зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека. 
 
Оценка деятельности менеджера может производиться его вышестоящим начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и подчиненными с использованием тестов, деловых игр, собеседования и анализа выполненной работы. Источники оценки работы включают статистические и фактические материалы, отчеты, приказы, экспертные оценки и прогнозы. 
 
По результатам аттестации разрабатываются рекомендации по повышению эффективности работы менеджера и дальнейшему формированию его карьеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Модель менеджера  образования

 

 

 Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. По своей природе деятельность менеджера образования полифункциональная, он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования 4 блока:

  1. административный
  2. педагогический
  3. коммуникативный
  4. исследовательский.

При этом последние дна блока - коммуникативный и исследовательский - присутствуют в двух первых и обслуживают их.        

Большое значение - в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Такие педагоги прошлого, как Н.А.Корф, К.И.Пирогов, Н.Ф.Бунаков, К.Д.Ушинский считали, что деятельность директора должна носить педагогический характер. Эту точку зрения разделяют и современные отечественные педагоги (М.Д. Кондаков, В.П.Стрезикозин,  Ф.Г.Паначин и др.). Характерно, что в теории управления также выделяется педагогический аспект деятельности руководителя, их воспитывающее воздействие на коллектив. Наиболее четко идея   педагогического   характера   деятельности   директора   выражена   у В.А.Сухомлинского «...хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так  и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». Вместе с тем, деятельность менеджера образования отличается по характеру от деятельности учителя. Педагогической деятельности соответствует деятельность, основанная на разделении труда, которая предполагает выделение в процессе труда отдельных функций, выполняемых различными людьми. «Субъектом совместной деятельности учителей  является директор. Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей, на этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом».

Очевидно, что целью деятельности менеджера образования является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социальной  личностью значимых результатов в обучении, воспитании, развитии школьников. Деятельность по управлению образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Таким образом, деятельность менеджера образования по своему содержанию является  управленческой  и педагогической.         Управленческо - педагогическая деятельность  менеджера образования имеет своей целью обеспечение условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ним задач. 
        Управлять — значит приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня,  в самовыражении через творческую профессиональную деятельность.         

Творческую личность определяют не только творческий потенциал, но и степень активности  социальной, профессиональной, познавательной  в его реализации. В современной педагогике и психологии намечены только общие подходы к решению этого комплекса проблем (А.Г.Асмолов).        

Творческую природу педагогической деятельности отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский. Она достаточно глубоко исследована и современными учеными.

В современной психолого-педагогической литературе педагогическое творчество рассматривается как процесс решения учебно-воспитательных задач и проблем в меняющихся обстоятельствах. А.М.Матюшкин, изучая компоненты творческой профессиональной деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия; способы деятельности; условия деятельности; стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка.

В многочисленных публикациях по управлению и менеджменту 
утверждается понятие     об     управленческом    решении     как     единице

управленческой деятельности, в котором эта деятельность концентрируется. Большинство авторов выделяют следующие стадии принятия управленческого  решения:

  1. возникновение проблемной ситуации
  2. появление проблемы, се определение
  3. описание проблемной ситуации
  4. сбор и обработка информации
  5. формулирование критериев решения
  6. выработка курса действий
  7. возможные последствия принятого решения
  8. план действий по реализации решения
  9. выполнение принятого решения

 

               10.            результаты контроля хода реализации.

Сравнительный анализ стадий творческого процесса педагога со

стадиями принятия управленческого решения показывает их практическую тождественность, что еще раз доказывает управленческо-педагогическое содержание деятельности менеджера образования и присутствие управленческого аспекта в деятельности педагога, а также творческий характер управленческой деятельности.

Функции менеджера:        

Стандартизированные: обычные      повседневные      проблемы, 
вытекающие   из   управленческого   цикла;   решая   их,   менеджер 
действует   стандартно.    Его   функция   состоит    в    том,    чтобы 
«почувствовать» проблему» идентифицировать ее и взять на себя 
ответственность за начало действий. На этом уровне важно обладать 
управленческим организаторским чутьем;

  • ситуативный, где требуется доля инициативы и свободы действий, 
    но в определенных границах. На этом уровне менеджер должен оценить  целый   круг  возможных  решений   и   выбрать  наиболее подходящее.   Помимо   управленческого   чутья   здесь   требуется управленческая компетентность и профессионализм;
  • инициативный,    на    этом    уровне    менеджер    должен    выбрать 
    творческое   решение       на   основе   возможных   проверенных   и 
    некоторых    новых    идей,    здесь    требуется    решительность и 
    способность сделать прорыв в неизвестное;

 

           -  инновационный   -   наиболее   сложный,   требующий   совершенно 
нового подхода.  Менеджеру  необходимо найти способы понимать  новые непредсказуемые проблемы, решение которых требует от него нового мышления.        

При разработке проблемы исследовательского подхода к управлению Т.И. Шамова сделала вывод о том, что управленческая деятельность по сути своей имеет исследовательскую направленность, хотя и отличается от исследовательской деятельности по результатам и условиям. Управленческая и исследовательская деятельности едины по своей логике, методологической основе и целям. В конкретных условиях менеджер расширяет комплекс методов и средств, и  в этом проявляется его творчество .        

С позиций личностного подхода в многомерной творческой деятельности менеджера  выделяются следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой.      Требования к деятельности и личности менеджера, позволяют определить ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность и личность:

    • умение    управлять     собой     —     интегративная     способность, 
      вклад чающая    равновесие    личностных     и     профессиональных 
      потребностей,   рациональное   и   результативное   использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, коррекция стрессов;
    • личностные     ценности    —     основные     жизненные     позиции, 
      позволяющие принимать правильные управленческие решения;
  • личные цели;
    • саморазвитие на основе знания себя и  своих индивидуальных 
      возможностей;
  • навыки решения проблем;
    • способность    к    инновациям    —      способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей и веру в свои силы,  настойчивость в выполнении задач,
    • умение    порвать    с    традициями,    потребность    в    переменах, 
      способность   принимать   идеи,   умение   учиться   на   ошибках, 
      стремление к риску;
  • способность оказывать влияние на людей; 
    понимание специфики управленческого труда;
    • способность   руководить,    эффективно   использовать   людские ресурсы; способность обучать и развивать;

-        способность формировать коллектив.

Анализ вышеперечисленных требований в форме качеств личности делает очевидной направленность их на осуществление творческой управленческо-педагогической деятельности, а также позволяет сделать предположение о том, что системообразующим элементом управленческо-педагогического творчества является креативность как потенциальная готовность к творческому процессу. При этом стимулирующим началом творческого процесса являются эмоционально-волевая и мотивационная сферы, а регулирующим фактором выступает творческое мышление.

Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации – важнейшая  характеристика творческой индивидуальности.

Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную стратегию и тактику. В деятельности проявляется самостоятельность, инициативность, ответственность субъекта. Основу самоуправления составляет процесс осознания себя субъектом жизнедеятельности. Центральное звено этого явления — рефлексия как познание и самоанализ человеком явления собственного сознания.        

Наличие же рефлексивной позиции у менеджера образования необходимо в двух аспектах:

    1. мотивационном,     отражающем     направленность     личности     па 
      самопознание;
    2. процессуальном,     показывающем     степень     развития     навыков, 
      необходимые для осуществлении рефлексии.

Таким образом, управленческо - педагогическая деятельность по своим компонентам представляется творческим процессом. Управленческо-педагогическое творчество мы определяем как сознательную, целеполагающую деятельность менеджера образования, направленную на высокоэффективное и результативное решение управленческо-педагогических задач, в процессе решения которых развивается личность самого менеджера. Основу творческой управленческой  и педагогической  деятельности составляет профессиональное  управленческое педагогическое мышление.

Информация о работе Эффективность и качество деятельности менеджера в образовании