Этика современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «управление», используя интуицию, на которую опирались руководя людьми (подчиненными).
Только с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как отдельная наука, название которой - менеджмент.
Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен управлять своими подчиненными, что бы предприятие было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Раздел 1
История возникновения и развития этики менеджера…………………….. .
Факторы формирования этики менеджера в России………………………..
Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке…………….
Раздел 2
Основные принципы этики менеджера ……………………………………….
Основные качества менеджера………………………………………………...
Приветствие, представление, обращение……………………………………..
Визитные карточки. Внешний вид визиток…………………………………..
Этикет телефонного общения………………………………………………….
Отношения «Руководитель – подчиненный» ………………………………...
Смена работы. Правила увольнения …………………………………………..
Особенности этикета разных стран…………………………………………....
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Этика современного менеджераМОЯ.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский национальный исследовательский технический  университет

им. А.Н.Туполева – КАИ»

Набережночелнинский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Этика современного менеджера»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр.23376

Бердинских И.А.

 

Проверил:

преподаватель

_____________________

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны 2013 г.

Современный менеджер выступает  в нескольких ипостасях.

  1. это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.
  2. это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
  3. это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
  4. это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
  5. это - инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
  6. это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………..

Раздел 1

  1. История возникновения и развития этики менеджера…………………….. .
  2. Факторы формирования этики менеджера в России………………………..
  3. Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке…………….

Раздел 2

  1. Основные принципы этики менеджера ……………………………………….
  2. Основные качества менеджера………………………………………………...
  3. Приветствие, представление, обращение……………………………………..
  4. Визитные карточки. Внешний вид визиток…………………………………..
  5. Этикет телефонного общения………………………………………………….
  6. Отношения «Руководитель – подчиненный» ………………………………...
  7. Смена работы. Правила увольнения …………………………………………..
  8. Особенности этикета разных стран…………………………………………....

Заключение ………………………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………………………....

 

Введение

На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «управление», используя интуицию, на которую опирались руководя людьми (подчиненными).

Только с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться  как отдельная наука, название которой - менеджмент.

Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен управлять своими подчиненными, что бы предприятие было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.

Следовательно, менеджер должен правильно планировать и  организовывать свою работу.

Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать профессиональную этику и этикет.

Менеджер – это  человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями и ресурсами фирмы так, что бы сохранить ее основные пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их.

Из этого можно сделать  вывод, что этика менеджмента – это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели.

Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами  профессиональной этики менеджера, основами этикета.

Другими словами можно  сказать, что этика менеджмента – это наука, рассматривающая поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна она там, где действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

На сегодняшний день очень важна моральная и этическая сторона деятельности руководителей (менеджеров).

На это существует несколько важных причин:

  1. Т.к менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров, то его поступки, отклоняющиеся от этических норм, будут служить неким сигналом к тому, что, якобы дозволенно делать то, что на самом деле делать нельзя. Следовательно, его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, непременно, отразится на работе коллектива и фирмы в целом.
  2. Менеджер выполняет воспитательную роль, а значит, формирует отношение подчиненных к тому предприятию, на котором они работают, к тем товарам и услугам, которые производят, к клиенту, друг к другу. Поэтому, как всякий хороший учитель, должен всеми своими поступками создавать правильное отношение ко всему выше перечисленному.
  3. Любой поступок менеджера (как дурной, так и хороший) воздействует на его подчиненных и формирует комплекс этических норм и моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей)

Целью данной работы является выявление основных принципов этики современного менеджера, его моральных принципов, а так же делового этикета.

 

Раздел 1

 

  1. История возникновения и развития этики менеджмента

 

Выяснить происхождение  профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

  1. Факторы формирования этики менеджмента в России.

 

Когда Россия перешла  к рыночной экономике, появилась  проблема формирования соответствующего этой экономике менеджмента. Т.к. не существует общего, исторически сложившегося аналога перехода от административно-командной  системы управления, то возникает вопрос о том, что должна быть сформирована модель современного российского менеджмента. Такая ситуация возникла из-за того, что Россия всегда шла по собственному пути развития, а так же из-за нарушений преемственности в развитии нашей страны.

На протяжении ХХ века эти нарушения происходили, как минимум, дважды: в результате Октябрьской революции 1917 года, а так же в 1991 году после распада СССР и из-за кризиса административной командной системы управления страны.

В России определились 3 основные концепции преобразований:

1) концепция,  согласно корой Россия должна  была использовать западную (преимущественно  американскую) модель менеджмента.

Преимущества модели:

- высокая степень разработанности;

- большой опыт применения;

- высокая эффективность  рыночной экономики на западе

- также учитывалось  и то, что именно западу (точнее  США) СССР проиграл экономическое  соревнование с капитализмом, то  считалось, что внедрение именно  этой модели способствует наиболее  эффективному развитию российского  менеджмента.

- кроме того, считалось, что данная модель будет преобразована на российский лад (как это было с марксисткой теорией).

Опыт первых 10 лет преобразований:

К положительным результатам  можно отнести демонополизация  государственной собственности, переход  к коммерческим принципам деятельности предприятий, свобода предпринимательской деятельности, возможности для населения в реализации своих способностей, увеличение доходов населения, насыщение рынка товарами и услугами.

Ошибки и просчеты: не учтена подготовленность слоев населения к коренным преобразованиям рынка, переоценена способность к саморегулированию, ошибки в кредитно-денежной политике.

2)Концепция  адаптации западной модели менеджмента  к российским условиям.

Предлагает не копирование, а приспособление модели запада к российским условиям и реалиям. К такой концепции экономической модели общество пришло после неудачных реформ 90-х годов.

Эта концепция имеет  как сильные стороны:

- отказ от методов  шоковой терапии

-нацеленность на сближение  российской модели менеджмента с западной,

так и недостатки:

-остается открытым  вопрос о том, насколько будет  оправданно использование модели  запада в России.

3)Концепция  создания российской теории менеджмента.

Концепция исходит из самобытности и особого пути развития России. Основывается на самодержавии, православии, терпеливости, коллективизме, самопожертвовании, приоритете общественных интересов над своими. Но при всех внешних положительных качествах таит в себе ряд сложностей и опасностей. К главным опасностям концепции относятся угроза консервации, возврат к ранее сложившимся управленческим отношениям ( без учета происходящих и в них изменений) и возможность изоляции страны от мирового опыта развития.

 

3. Важнейшие мировые тенденции развития менеджмента в в ХХI веке

 

  • Глобализация менеджмента. Проявляется в развитии межнациональных корпораций и менеджмента. Также развивается глобальная конкуренция. Глобализация менеджмента приводит к формированию общих и единых правил ведения бизнеса, а так же делового общения.
  • Менеджмент становится основным ресурсом развития. Т.к. возможности менеджмента безграничны, то уровень развития экономики стран все больше определяется совершенством профессионального менеджмента, а не размером территории или богатством природными ресурсами.
  • Нарастает неопределенность в развитии, неочевидная для менеджеров, но оказывающая на управление большое влияние. Существует 2 вида неопределенности: обусловленная внутренними свойствами объектов и и связанная с неполными знаниями об этих свойствах. Уровень неопределенности можно снизить с помощью прогнозирования развития и адаптации объекта к меняющимся условиям среды.
  • Роль информационных технологий повышается вместе с их влиянием на этику делового общения, а так же и на организацию.
  • Развитие новой организационной культуры. Переход к рыночной культуре от административной. Основывается на творчестве, сотрудничестве, нахождении наилучших решений, путем достижения компромиссов, а так же децентрализация.
  • Изменяется понятие о менеджменте и о самих менеджерах. Теперь это не узкий специалист, на него теперь возлагается ответственность за все принимаемые решения, а так же за процесс создания богатства.
  • Изменяется подход к подбору персонала. Сейчас работники больше ценят интересную работу, заботу о здоровье, свое свободное время. Заработная плата сравнивается с личными и деловыми качествами.
  • Управление на основе лидерства получило свое развитие в ХХI веке. К признакам лидерства относятся опыт, квалификация работника, положительные человеческие качества, образование и культура.

Результат действия этих тенденций - возникновение и развитие модели менеджмента ХХI века. В соответствии с ней менеджер может быть охарактеризован как стратег и знаток компьютерных технологий. В своих решения учитывает не только рыночные, но и внерыночные факторы. Менеджер ХХI века - новатор, лидер, человек, обладающий ярко выраженной харизмой.

Национальные особенности  менеджмента в России определяются многими факторами (историческими, геополитическими, социально-экономическими, социокультурными). В результате их воздействия на людей был сформирован российский менталитет (психология поведения, образ жизни населения страны, привычки и обычаи)

Информация о работе Этика современного менеджера