Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в работе менеджера по персоналу. Объектом исследования является ООО «Аэросервис».
Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений;
- изучить этику деловых отношений менеджера по персоналу в ООО «Аэросервис»;
- выявить имеющиеся недостатки и дать необходимые рекомендации для устранения этих недостатков.

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Сущность, содержание и социальные функции этики деловых отношений
1.2 Основные принципы этики деловых отношений
1.3 Этика и социальная ответственность организации
2 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЭРОСЕРВИС»
2.1 Социально-экономическая характеристика предприятия
2.2 Этические нормы в деятельности организации
2.3 Поведение менеджера по персоналу ООО «Аэросервис» на рабочем месте
2.4 Ключевые роли менеджера по персоналу
3 ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Особенности делового общения с иностранными партнерами
3.2 Этика в корпоративной культуре предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

«Этика деловых  отношений в работе менеджера  по персоналу»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Сущность, содержание  и социальные функции этики  деловых отношений

1.2 Основные  принципы этики деловых отношений

1.3 Этика и  социальная ответственность организации

2 ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЭРОСЕРВИС»

2.1 Социально-экономическая  характеристика предприятия

2.2 Этические  нормы в деятельности организации

2.3 Поведение  менеджера по персоналу ООО  «Аэросервис» на рабочем месте

2.4 Ключевые  роли менеджера по персоналу

3 ЭТИКА ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВА КОРПОРАТИВНОЙ  КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Особенности  делового общения с иностранными  партнерами

3.2 Этика в  корпоративной культуре предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Появление специалистов по работе с кадрами — управлению персоналом — связано с реализацией  принципов научной организации  труда, поставившей перед собой  задачу максимально эффективно использовать (эксплуатировать) всех работников в рамках высокоорганизованного, высокотехнологичного производства. Человек с точки зрения этой доктрины, доктрины “Х”, рассматривался как винтик, которого можно при необходимости заменить другим человеком, если использование первого становилось экономически неэффективным. Соответствующее отношение к работнику со стороны кадровых служб состоит в том, что средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции, ленив, желает находиться в безопасной ситуации. Его надо готовить к выполнению строго определенной профессиональной роли и по возможности минимизировать социальные конфликты и прочие негативные явления, влияющие на снижение производительности труда или повышение издержек производства.

Вторая волна, или революция в управлении персоналом была связана с идеей гуманизации  производственных отношений, идеей  фокусирования внимания кадровых служб  на человеческих отношениях. Второй этической  доктриной кадровой работы, доктриной “Y”, человек трактовался уже как работник, которого надо всячески мотивировать, создавать ему соответствующие условия, чтобы он мог эффективно работать, приобщать его к общим ценностям организации и за счет этого достигать максимального экономического эффекта. Ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации. Различия между этими доктринами нашло отражение в теории “Х” — “Y”, разработанной Д. МакГрегором.

Последняя, третья, революция в работе с персоналом была связана с концепцией Y. Оучи —”Z”-концепцией. Она состояла в  том, что цель кадровой работы — максимально эффективно использовать человеческие ресурсы. Человеческий потенциал становится одним из важнейших факторов предпринимательства, и с этой точки зрения задачи кадровых служб — способствовать максимальному развитию предпринимательской активности всех работников, создавая для этого благоприятные условия.

Целью данной работы является изучение этики деловых  отношений в работе менеджера  по персоналу. Объектом исследования является ООО «Аэросервис».

Для написания  данной работы необходимо решить следующие задачи:

- всесторонне  рассмотреть теоретические аспекты  этики деловых отношений;

- изучить этику  деловых отношений менеджера  по персоналу в ООО «Аэросервис»;

- выявить имеющиеся  недостатки и дать необходимые  рекомендации для устранения  этих недостатков.

Объектом исследования является ООО «Аэросервис», предметом  – этика деловых отношений  в данной организации.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 Сущность  этики деловых отношений

Под этикой в  широком смысле понимается система  универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых  отношений уделяется в последнее  время все большее внимание.

Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и пр.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.[11, С. 5-6]

Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело в данной организации в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться взаимоотношения.

Использование норм и правил этики деловых отношений  воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека., а также отработаны в процессе систематического тренинга.

Этика включает в себя систему универсальных  и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых  отношений основывается на ошибках правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Взаимосвязь этики  в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем  восприятия людьми друг друга. Благоприятная  основа знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет этика приветствия, рукопожатия и представление человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.[11,С. 6]

 

1.2 Основные  принципы этики деловых отношений

 
Принципы этики деловых отношений  – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая  этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

· Создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

· Прибыль и  другие доходы рассматриваются как  результат достижения различных  общественно значимых целей;

· Приоритет  в разрешении проблем, возникающих  в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Отношения организации  с персоналом рекомендуется строить  на следующих принципах:

ü Обеспечить работников работой и заработной платой, которые  повышают их уровень жизни;

ü Создавать  условия труда для работников, не носящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;

ü Быть честным  в общении со своими работниками  и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками  закона и условиями конкуренции;

ü Прислушиваться и по возможности реагировать на предложения работников;

ü  В случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;

ü Избегать дискриминационной  политики и гарантировать персоналу  равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;

ü Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

ü Поощрять работников и помогать им в развитии необходимых  навыков и умений, внимательно  относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.[11, С. 12-13]

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

•        «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

•   авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

•   право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации нетолько в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

•   справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различныхвидов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, праваи обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

•   справедливость при передаче средств и ресурсов, а такжеправ, привилегий и льгот (этичным считается добровольнаяпередача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования на рушить нормы универсальной этики или закона);

•   максимум прогресса (действия менеджера или организациив целом этичны, если они способствуют развитию организации или Отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);

•   терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

•   разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений;

•   постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Общие этические  принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки  любой организацией и руководителями собственных этических систем.

 

1.3 Этика и  социальная ответственность организаций

 

В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности па работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.

Общественность  ожидает от современных организаций  не только демонстрации высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей  общества.

Следовательно, с одной стороны, организация  — это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу, обеспечивая одновременно работу гражданам и максимальные прибыли и вознаграждения акционерам.

С другой стороны, организация — это нечто большее, чем экономическая система. Современная  организация является сложной частью окружения, включающего множество  составляющих, от которых зависит  самое существование организации. К таким составляющим относятся потребители, поставщики, средства информации, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение целей организации, поэтому последней приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Организации несут  ответственность перед обществом, в котором функционируют, поэтому  они должны направлять часть своих  ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.

Информация о работе Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу