Этапы и школы в истории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:11, реферат

Краткое описание

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

- обеспечение членам общества  высокого прожиточного минимума  и оказание материальной помощи  тем, кому в силу объективных  причин она необходима; установление  привилегий малоимущим и изъятие  привилегий у тех, кто в них  не нуждается;

- создание условий, позволяющих  гражданам зарабатывать средства  для полноценной жизни любыми  не противоречащими закону способами;

- создание условий, обеспечивающих  удовлетворение высокого уровня  потребностей граждан в образовании,  медицинской помощи и т.д.;

- обеспечение благоприятных  условий труда для наемных  работников, защита их от негативных  воздействий рыночной экономики;

- обеспечение экологической  безопасности членов общества;

- защита граждан от  преступных посягательств; 

- защита гражданских и  политических прав и свобод, соответствующих  принципам правового, социального  государства;

- защита от политического  преследования и административного  произвола;

- обеспечение свободы  духовной жизни, защита от идеологического  давления;

- создание благоприятного  социально-психологического климата  как в обществе в целом, так  и в отдельных его ячейках  и структурных образованиях, защита  от психологического прессинга;

- обеспечение максимальной  стабильности общественной жизни.  Для реализации этих мер социальной  защиты необходимо изучать и  формировать стремления людей,  которые, по оценке Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений, и они в огромной степени определяют историю». Отметим, что успехи Германии и Швеции в 50-60-х гг. объяснялись многими причинами, и, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. В настоящее время, как известно, в мире действуют 2 модели общественного развития с различными их модификациями:

1) так называемая неоклассическая,  монетарная модель, основанная на  отрицании государственной собственности  и, соответственно, на абсолютизации  частной, что предполагает резкое  сокращение социальной функции  государства;

2) социально-ориентированная  модель, основанная на свободном  сосуществовании разных форм  собственности, сильной социальной  функции государства, индикативном  планировании и прогнозировании.  Сторонниками этой модели были  Эрхард и Мюрдаль.

Таким образом, большинство  исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах  мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием  в организации производства и  подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США  и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских  стран своим стратегическим планам.

  1. Понятие и виды планирования

Научно-аналитической  стадией прогнозирования является планирование.

Комплексно-целевые  прогнозы – план.

План – мотивированная схема действий по достижению определенных результатов.

Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.

 

1.4 Виды планирования

Различают виды планирования по следующим признакам:

  1. По уровням: планирование на макроуровне, микроуровне, мезоуровне;
  2. По характеру: индикативное, директивное, регулятивное, равновесное.

Индикативное  планирование – это система, которая опирается на выявление желательных целей, а не на приказы для их достижения.

Директивное заключается в том, что планы доводятся до исполнителей и носят обязательный характер.

При регулятивном планирование государство может брать на себя регулирование некоторых параметров (регулирование цен, тарифов).

При равновесном планировании план должен быть сбалансирован по всем показателям.

  1. По степени охвата: общее планирование, частичное;
  2. По длительности временного интервала: долгосрочное, краткосрочное, среднесрочное.

На современном этапе  развития долгосрочное планирование превращается в стратегическое.

Задачей стратегического планирования является выработка стратегии, позволяющей справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности.

Процесс стратегического планирования состоит 6 взаимосвязанных этапов.

  1. Определение миссии предприятия;
  2. Формулирование целей;
  3. Оценка и анализ внешней среды;
  4. Оценка и анализ внутренней среды;
  5. Разработка и анализ стратегических альтернатив;
  6. Выбор стратегий из имеющихся альтернатив.

Миссию предприятия следует  отличать от цели. Цель имеет количественное конкретное выражение. Миссия – основная, общая цель организации, четко выраженная причина существования предприятия.

Содержание миссии каждое предприятие определяет свободно, гибко  и творчески подходя к процессу ее разработки.

Основные элементы миссии предприятия можно сформулировать следующим образом:

  1. Целевые ориентиры
  2. Сфера деятельности
  3. Внутренняя концепция и моральный кодекс
  4. Внешний образ фирмы

В современной литературе широко освещаются подходы к формированию комплекса целей. Можно обозначить следующие направления:

    • Положение и доля предприятия на рынке
    • Работа с клиентами
    • Эффективность
    • Управленческие и организационные аспекты
    • Социальная ответственность
    • Инновации

В стратегическом планировании необходимо уделять внимание анализу  внешней среды. Это дают предприятию  время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние  угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное  поведение и социальное поведение.

Анализ факторов внешней  среды, правильное и полное представление  о сильных и слабых сторонах предприятия  позволяют составить прогноз  сбыта, являющийся основой всего  внутрифирменного планирования.

Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять текущую деятельность фирмы на достижение стратегических целей, выбирать оптимальные пути для из достижения, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений.

Тактическое планирование имеет  более узкий «плановый горизонт»  и ориентировано преимущественно  на выбор средств для достижения целей.

Оперативное планирование базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей.

В рамках оперативного планирования предприятие намечает конкретные задачи для каждого из направлений и  участников работы.

В зарубежной литературе широко применяется термин «внутрифирменное планирование». Его выявляют как определение перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения.

Основными элементами внутрифирменного планирования является:

  • прогнозирование;
  • постановка задач на базе прогноза и установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения;
  • корректировка плана;
  • составление бюджетов (балансов), в том числе балансов денежных доходов и расходов;
  • конкретизация плана.

Внутрифирменное планирование может относится к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому осуществляется классификация. Таким признаками могут быть:

  1. Степень неопределенности планирования: детерминированное планирование – планирование, применяемое к системам, действующим в полностью предсказуемой среде без недостатков информации; стохастическое (вероятностное) планирование – планирование, которое зависит от неопределенности внешней среды и связано с недостатком информации.
  2. Временная ориентация идей планирования: планирование ориентированное на настоящее, в прошлое и будущее.
  3. Горизонт планирования: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование

 


Информация о работе Этапы и школы в истории менеджмента