Этапы и школы в истории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:52, контрольная работа

Краткое описание

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент — искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».
Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

Вложенные файлы: 1 файл

этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент — искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

Ф. Тейлор и  его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — самостоятельная специальность, и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

В разработанной  концепции научного управления показано, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.

В качестве примера  использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е годы в Японии концепцию управления, основанную на принципе регулирования отношения сигнал/шум.

Понятие отношения  сигнал/шум широко используется в радиолокации. Рассмотрим процесс передачи сигнала на частоте f0 (рис. 22.1).

Этот сигнал поступает  в приемник на частоте f0 с амплитудой U. Приемник, обладающий чувствительностью в диапазоне частот от 0 до fh, помимо полезного сигнала с амплитудой Us, поступающего в очень узкой полосе в окрестностях частоты f0, принимает шумы внешнего и внутреннего происхождения с амплитудой Ub во всей полосе чувствительности от 0 до fh.

Если сопоставить  величину получаемого сигнала и  шумов во всей полосе чувствительности приемного тракта, то можно убедиться, что:

Иными словами, передаваемый узкополосный сигнал растворится в широкополосных шумах. В этом случае принято говорить о том, что отношение сигнал/шум меньше единицы.

Чтобы выделить полезный сигнал на фоне шумов в  приемнике устанавливается узкополосный фильтр в диапазоне частот от f: до f2. В результате сигнал остается, а основная масса шумов от от 10 до f 1 и от f2 до fh. To есть отношение сигнал/шум становится гораздо больше единицы:

Перенося  рассмотренный принцип на управление организацией, японские менеджеры в качестве базовой идеи рассматривали необходимость все, что идет на благо организации (сигнал) выделять, сохранять и развивать, а все что мешает развитию организации (шум) — исключить.

Основные  принципы научного управления Тейлора  заключаются в:

♦  разработке оптимальных методов осуществления работы 
на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

♦  абсолютное следование разработанным стандартам;

♦  подбор, обучение и расстановка кадров на те рабочие 
места, где они могут принести наибольшую пользу;

♦  оплата по результатам труда;

♦  использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

♦  поддержание дружеских отношений между рабочими и 
менеджерами с целью обеспечения возможности реализации научного управления.

Авторы концепции  научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и вопросам повышения эффективности производства, в частности.

Важным вкладом  авторов этой концепции явилось  систематическое использование стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

В 1920-е гг. получила развития концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой в целом. По мнению авторов концепции, следование предлагаемым принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. В рамках концепции административного управления было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как иерархической системы. Фирма рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять систематизировано. Управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.

В качестве базовых  элементов любой системы в  концепции административного управления рассматриваются цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требующих применения соответствующих технологий, которые могут реализовать специалисты (люди) различных профессий в рамках определенной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархического) разделения труда.

Таким образом, главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).

По высказыванию одного из представителей классической теории управления Анри Файоля, сделанному в 1923 г., «управлять — это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

Рассматривая  организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации  характерны шесть видов деятельности (функций):

♦  техническая деятельность (производство);

♦  коммерческая деятельность (закупка, сбыт);

♦  финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);

♦  деятельность безопасности (защита собственности организации);

♦  эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);

♦  управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Классики научного управления Ф. Тейлор (1856—1915), А. Файоль (1841—1925), Г. Эмерсон (1853—1931), М. Вебер (1864— 1920) сформулировали базовые принципы классического  науч ного управления, такие как: отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.

Краткая характеристика принципов управления Анри Файоля представлена ниже.

Разделение  труда — с целью выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы при тех же условиях путем сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.

Полномочия  и ответственность — как право отдавать приказы и необходимость отвечать за свои действия.

Дисциплина — как  уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.

Единоначалие — как получение приказаний только от одного непосредственного начальника.

Единство управления — когда каждая группа, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим — интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.

Вознаграждение  персонала — как справедливая оплата за работу с целью обеспечения верности и поддержки работников.

Централизация — как проблема определения меры, позволяющей обеспечить наилучшие возможные результаты.

Скалярная цепь — как ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшего до низового звена.

Порядок — как определение своего места для всего и всех.

Справедливость — как сочетание доброты и правосудия.

Стабильность  рабочего места для персонала — как фактор повышения эффективности организации.

Инициатива — как разработка планов и обеспечение их успешной реализации, придающие организации силу и энергию.

Корпоративный дух — как результат гармонии персонала

в едином союзе.

Считая предложенные принципы универсальными, Фай-оль в то же время подчеркивал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

В 1930-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая в-первые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов — русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

В известной  пирамиде человеческих потребностей А. Маслова выделено пять уровней (табл. 22.1).

Согласно  этой концепции производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Рассмотренная концепция базируется на положении  о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работников результатами своего труда.

Системный подход к управлению, получивший развитие в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Таблица 22.1

Характеристика  уровней человеческих потребностей пирамиды человеческих потребностей А. Маслова 

 

Уровень потребностей «пирамиды»

Формы проявления потребностей

Средства  удовлетворения

потребностей

Характер потребностей

Самовыражение

Стремление  к достижению результатов в любимом деле

Предоставление возможности работать творчески

Социальные

Признание и  самоутверждение

     


Информация о работе Этапы и школы в истории менеджмента