Элементы тайм-менеджмента в учебной работе студента вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 11:05, реферат

Краткое описание

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста. Неотъемлемым качеством профессионала в динамично развивающейся экономике должно быть умение рационально расходовать свое время, эффективно организовать свою работу. Для руководителя, например менеджера проекта, умение подчиненного уложиться с исполнением работы в критические сроки, «deadlines», зачастую бывает более значимым, чем качество самой работы.
В абсолютном большинстве ВУЗов студентов не обучают тайм-менеджменту, т.е. не дают им совершенно необходимых в современном мире методов и навыков самоорганизации. Этот факт заставляет задаться серьезным вопросом о качестве основного «продукта», выпускаемого предприятием «ВУЗ», о соответствии этого продукта потребностям рынка.

Содержание

1. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе студента вуза 3
2. Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала 7
3. Построить таблицу «Правила и ошибки аргументации и доказательства» 10
Литература 11

Вложенные файлы: 1 файл

культура интеллектуального труда П.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1. Элементы тайм-менеджмента  в учебной работе студента  вуза

 

Введение

Современное общество предъявляет  высокие требования к уровню компетентности специалиста. Неотъемлемым качеством профессионала в динамично развивающейся экономике должно быть умение рационально расходовать свое время, эффективно организовать свою работу. Для руководителя, например менеджера проекта, умение подчиненного уложиться с исполнением работы в критические сроки, «deadlines», зачастую бывает более значимым, чем качество самой работы.

В абсолютном большинстве  ВУЗов студентов не обучают тайм-менеджменту, т.е. не дают им совершенно необходимых  в современном мире методов и  навыков самоорганизации. Этот факт заставляет задаться серьезным вопросом о качестве основного «продукта», выпускаемого предприятием «ВУЗ», о соответствии этого продукта потребностям рынка.

Цель работы - элементы тайм-менеджмента в учебной работе студента вуза

Элементы тайм-менеджмента  в учебной работе студента вуза

Самоменеджмент – это динамично развивающаяся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем. Поэтому в узком значении тайм-менеджмент студента – это последовательное и целенаправленное использование испытанных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью оптимального использования своего времени, помощь студентам в выработке навыков самоорганизации.

 Цель планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении для каждого занятия соответствующих его содержанию системы методов обучения и учебных средств.

Задачи планирования:

    1. Определить систему работы преподавателя и студентов, обеспечив ее целенаправленность и педагогически целесообразное и экономное использование учебного времени для решения важнейших учебно-воспитательных задач;
    2. Разработать систему занятий с эффективной реализацией принципов дидактики;
    3. Выстроить научно обоснованную систему методов теории развивающего обучения;
    4. Разработать систему наглядных пособий, средств и форм организации познавательной деятельности студентов;
    5. Наметить оптимальные пути реализации основных функций учебно-воспитательного процесса - обучающей, развивающей, воспитывающей.

Обучение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования.

Планирование предполагает включение  в учебный процесс всех его  основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний студентов, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у студентов умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков1.

С внедрением принципов Болонского процесса изменилась и концепция самостоятельной  работы студентов. Образовательные программы стали создаваться на основе компетентностного подхода, что в свою очередь изменили и подходы к планированию, организации, методики оценки результатов самостоятельной работы студентов.  Произошло усиление роли самостоятельной работы студента, что значительно повысило мотивацию студента, как к процессу обучения, так и к приобретению компетенций2.

Исходными данными для планирования самостоятельной работы студента являются учебный план, в котором указаны общая трудоемкость  по каждой дисциплине, рабочие программы дисциплин по определенной  образовательной программе и государственный образовательный стандарт3.

Отбор содержания программного материала - важнейший компонент перспективно-тематического  планирования.

Такая форма планирования помогает разнообразить методику ведения занятий, продумывать формы организации учебной деятельности, виды самостоятельной работы студентов.

Заключение

Итак, нужна более высокая  гибкость учебных программ и вообще процесса обучения, их «подстройка» под запросы реальной жизни – естественно, без «снижения планки», без превращения фундаментального образования в набор «практик», дающих умения, но не формирующих мышление. Логично отвести достаточно значительную роль в повышении гибкости учебного процесса, в его организации, самим студентам. Мы переходим от Госплана к рынку в области производства товаров – почему же госплановская система должна сохраняться в области производства специалистов? Конкретные механизмы участия преподавателей и студентов в подстройке учебного процесса под динамику ситуации и потребности рынка – тема отдельной дискуссии. Важно, что ориентированный на потребности рынка и общества процесс обучения может быть построен только при наличии студентов, имеющих свою жизненную стратегию, навыки самоорганизации и ясные мотивы влиять на содержание учебы, исходя из своих практических и интеллектуальных потребностей.

В качестве наиболее естественного  инструмента обучения студентов  навыкам организации своей деятельности авторы статьи рассматривают методику time management (управления временем, организации времени), понимаемую не просто как набор техник планирования, но как комплексную систему управления персональной деятельностью (самоменеджмент). В следующих разделах будет описано исследование потребности студентов в соответствующем курсе обучения, а также сформулированы некоторые методические соображения относительно применения тайм-менеджмента для повышения эффективности учебного процесса в ВУЗе.

                2. Эссе на тему «Особенности самостоятельной работы студента вуза». При подготовке необходимо учесть такие моменты, как работа с

текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного  материала 

Самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду.

При самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами.

С одной стороны, по моему мнению, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, то есть объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания. именно способ деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний.

Я думаю, что самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики: она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения4.

Я думаю, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На мой взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем5.

Особый интерес для  нас представляет самостоятельная  работа с литературой по специальности. Обучение самостоятельной работе (в  том числе и с профессионально  ориентированной литературой) является одной из сторон научной организации труда как студентов, так и преподавателей.

Успешная деятельность преподавателя обеспечивается не только его квалификацией, а находится  в прямой зависимости от постоянного  научного и педагогического совершенствования, умения пользоваться информацией, перерабатывать ее, переделывать для использования в творческой деятельности.

Научная организация  труда студента в самом общем  виде складывается из получения достаточных  сведений о возможностях выбора поля деятельности, постановки целей, распределения  времени, овладение системой наиболее эффективных приемов, самоуправления, обеспечения необходимого задела на будущее6.

Самостоятельная работа (в том числе и со специальной  литературой выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность.

Важнейшими являются познавательная самостоятельность, то есть стремление и умение своими силами овладеть знаниями и способами деятельности и применять их на практике, и интеллектуальная активность, то есть потребность знать как можно больше в сфере своей специальности. В процессе самостоятельной работы со специальной литературой совершенствуются качества личности.

Положительно мотивированная и организованная самостоятельная  работа способствуют воспитанию волевых  свойств личности, а также развивает  мышление, память, внимание, способности. Психолого-педагогический фактор оказывает  непосредственное влияние на самостоятельную работу с литературой на иностранном языке, и его рациональное использование в организации процесс позволит сделать обучение более эффективным.

Итак, в заключение замечу, что самостоятельная работа должна осуществляться студентами как познавательная деятельность, стать средствами воспитания таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, формировать творческое отношение к воспринимаемой информации.

Для успешного функционирования всех умений необходимо учитывать лингвистический  фактор организации самостоятельной работы, характер литературы, которой пользуются обучаемые.

Следовательно, самостоятельная  работа студентов должна быть организованной, причем успешная организация, в том  числе и управление этой работой, будет зависеть в большей степени от учета психолого-педагогического и лингвистического факторов.

3. Построить  таблицу «Правила и ошибки аргументации и доказательства»

 

Правила и ошибки аргументации и доказательства

 

Тип правила

Правило

Ошибка

1. Правила тезиса

1. Тезис должен нуждаться в доказательстве  
      Бессмысленно доказывать очевидные вещи (Солнце светит и греет, вода утоляет жажду и т. п.)  
 
2. Тезис должен быть ясным и точным (в соответствии с законом тождества) Успех разговора или дискуссии во многом зависит от того насколько правильно в языке выражен логический смысл тезиса.  
 
3. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства (в соответствии с законом тождества)

Ошибка «двусмысленности тезиса (неясности того, что доказывается)». Напр.: доказывать/опровергать тезис «Грибы ядовиты» трудно, т.к. не определена количественная сторона суждения Ошибка «подмена тезиса». Напр.: начав доказывать, что некий студент не ломал компьютер, иногда доказывают тезис: «он в жизни не брал чужого»

2. Правила аргументов

1.Аргументы должны  быть истинными и не противоречить  друг другу.  
      Если аргументы противоречат друг другу, то по крайней мере один из них ложен, а ложные аргументы ничего не доказывают.  
 
2.Истинность аргументов должна устанавливаться независимо от доказываемого тезиса.  
 
3.Количество аргументов должно конечным и достаточным для доказательства тезиса.  
 
      Одного аргумента обычно недостаточно для обоснования тезиса. Несколько взаимосвязанных аргументов позволяют создать прочную основу для доказательства тезиса. Однако не следует злоупотреблять количеством аргументов.

Ошибка «поспешного  доказательства или опровержения»  «предвосхищения доказательства или  опровержения». Когда приведенный  аргумент на самом деле лишь подготавливает обоснование тезиса или касается его части. Так, начав доказывать ценность своего диплома, студент аргументирует это тем, что диплом всем понравился, что он его очень долго писал…

3. Правила демонстрации

Любая логическая форма  связи аргументов и тезиса должна быть правильной.  
      Разные виды демонстрации (дедуктивные, индуктивные) влияют на логический статус доказательства или опровержения

Ошибка «мнимого следствия», «видимости доказательства». Сюда относятся  все ошибки выводного знания:

поспешное обобщение;

ложная аналогия и др.

Информация о работе Элементы тайм-менеджмента в учебной работе студента вуза