Экологический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

В российской литературе (в том числе, в переводах документов ISO 14000) термин "экологический менеджмент" заменен " управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.

Содержание

1.Понятие экологического менеджмента. Цель экоменеджмента. Понятие экоэффективности.

2.Принципы, используемые при создании систем экологического менеджмента. Структура экомененджмента.

3.Правовой, административно-контрольный, экономический, социальный, информационный механизмы экологического менеджмента.

4.Экономическое обеспечение экологического менеджмента. Налоги, льготное налогообложение. Льготное кредитование.

5.Нормативные документы, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов с учетом экологического фактора

Вложенные файлы: 1 файл

Экологический менеджмент.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

 

Механизм действия эколого-экономических  инструментов предполагает воздействия  на экономические интересы хозяйствующих  субъектов посредством изменения  издержек и выгод различных альтернатив  поведения, которые имеются в  распоряжении указанных субъектов.

 

Среди других инструментов поддержки  малых предприятий по развитию экотуризма можно назвать субсидирование. Субсидия - это целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, представляемое за счет средств государственных фондов экономическим субъектам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, а те, которые осуществляются посредством налоговых, кредитных или других льгот, называют косвенными субсидиями. В числе направлений экологической деятельности, под которые обычно выделяют субсидии, можно назвать: осуществление программ, например, по развитию экотуризма, имеющих общегосударственное, общерегиональное значение. Дотация - это денежные пособия или другие виды помощи за счет государственных или иных источников, предоставляемые юридическим или физическим лицами для покрытия убытков или на специальные цели. Это вид субсидий на повышение выгодности экологически направленных видов деятельности. За рубежом дотации часто рассматриваются как форма финансовой помощи низкорентабельным производствам, имеющим значение с точки зрения решения важных социальных и экологических задач (например, экологическое сельское хозяйство и др.). В свою очередь грант - это оплачиваемый субсидируемый заказ государственных или других организаций на выполнение научных исследований, конструкторских разработок или иных работ; денежные средства, выделяемые в порядке благотворительности для финансовой поддержки научных исследований и т.п. [6]

Важно также отметить роль кредитной  политики в развитии малого бизнеса. Кредиты - это своего рода ссуда в  денежной или товарной форме, предоставляемая  кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком  процента за пользование ссудой. Основными  формами использования кредита  как экономического инструментария для решения экологических проблем  могут выступать:

• льготы по срокам кредитования;

• льготы по процентным ставкам (вплоть до беспроцентных условий использования  займа);

• льготы по гарантиям за кредит.

 

Во многих странах для осуществления  льготного кредитования экологических  программ учреждены экологические  банки, либо в обычных коммерческих банках созданы специальные линии  кредитования экологически ориентированных  видов деятельности. Особо следует  отметить механизм содействия/ограничения  на рынке. Это комплекс организационных  мер, позволяющий предоставить дополнительные экономические преимущества экологически ориентированным субъектам, либо создать  экономические ограничения экологически неблагоприятным субъектам, как  правило, без прямого финансового  воздействия на интересы субъектов (изъятия дохода либо субсидирования). В числе основных направлений  осуществления указанного вида мер  можно назвать:

 

• присуждение наград (званий, призывов), сам факт обладания которыми дает дополнительные рыночные преимущества экологически передовым предприятиям;

• маркетинговое содействие экологически продвинутым субъектам (в том  числе бесплатная реклама);

•  предоставление дополнительных ресурсов (в частности, территории), лимитов на электроэнергию, воду, газ, другие ресурсы под развитие экологически благоприятных видов деятельности);

•  информационная поддержка малых  предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере экотуризма и в смежных областях.

 Например, в Сочинском регионе  осуществляется информационная  и 1 транспортная поддержка малых  предприятий, предоставляющих на  рынок новые экологические услуги  и туристические продукты, например, сплав на катамаранах по р.  Мзымта, выращиванию форели для целей экологического туризма и др. [8]

 

 

 

5.

Нормативно-правовой и нормативно-методической основой экологического обследования (оценки) являются:

-Закон об охране окружающей  природной среды, Закон об охране  атмосферного воздуха, Водный  кодекс (Закон) РСФСР;

-экологический паспорт предприятия  (организации), согласованный с территориальными  комитетами экологии и природных  ресурсов;

-решения и распоряжения центральных  местных органов управления и  экологического контроля, определяющие  природоохранную деятельность предприятий  (организаций);

-нормативные документы, регламентирующие  требования по водоснабжению,  водопользованию, морскому и речному  судоходству, охране от загрязнения  прибрежных вод, по санитарной, пожарной и другим видам безопасности  и т.д.;

-международные конвенции и декларации  по защите морской среды, прибрежных  вод морей, по упорядочению  сброса и захоронения вредных  веществ;

-действующие и проектные материалы  по установлению предельно-допустимых  норм и нормативов на сбросы  и выбросы вредных отходов  в окружающую среду, планы мероприятий  по их достижению, согласованные  с территориальным комитетом  экологии и природных ресурсов;

-данные статистической отчетности  об использовании и охране  воды и атмосферного воздуха;

-материалы проверок, лабораторных  наблюдений на предприятиях и  организациях органов экологического  контроля и, в прошлом, санэпидемнадзора (ныне службы санэпидемнадзора относятся к Министерству здравоохранения РФ), а также других организаций.

 

Оценка экономического состояния  объектов осуществляется исходя из фактических  показателей их функционирования.

 

Основаниями для классификации  предприятий по условиям приватизации с учетом экологического фактора  являются степень их вредного воздействия  на окружающую среду, экономическая  значимость в масштабе региона (страны) и ориентировочные затраты на проведение мероприятий по экологическому оздоровлению. Дифференциация экологического и экономического состояния объектов осуществляется методом экспертных оценок.

 

Финансовое обеспечение мероприятий  по закрытию, перебазированию ( выводу), перепрофилированию объектов осуществляется за счет собственных и заемных средств их новых владельцев. Экологическое оздоровление объектов может производиться за счет средств от предоставления льгот по налогообложению, платежам и другим источникам. На период адаптации производства (освоения, налаживания хозяйственных связей и т.п.), связанных с последствиями проведения мероприятий по перебазированию и перепрофилированию предприятия могут привлекать на экологическое оздоровление заемные источники (кредит, ссуда и т.д.) с последующей их компенсацией за счет средств, получаемых от предоставления указанных льгот. Для этих целей Минприроды России предлагает формировать по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти фонд экологического оздоровления, срок действия которого – период осуществления мероприятий. Приватизация предприятий должна осуществляться в комплексе с природоохранным оборудованием, сооружениями, отвалами и хвостохранилищами. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Экологический менеджмент: Практикум  Пахомова Н.В., Рихтер К., Эндрес А.

2. Дерябин В.А. Общий экологический  менеджмент. Курс лекций. Изд. УМЦ-УПИ.  Ек., 2000 г.

3. Экологический менеджмент предприятия  Белов Г.В.

4. Чернышов В.И. Системные основы экологического менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Ю.П.Козлова. -М.: Изд-во РУДК 2001 -314 с.:ил.

5. Бобошко В.И. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. М: РЭФИА, НИА-Природа, 2002. - 192 с.

6. Малое предпринимательство в России. Стат. сборник. М.: Росстат, 2004. -158 с.

 

Интернет:

7.http://referat-kursovaya.repetitor.info/

8.http://www.ecoline.ru/mc/books/man/

 


Информация о работе Экологический менеджмент