Экологический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

В российской литературе (в том числе, в переводах документов ISO 14000) термин "экологический менеджмент" заменен " управлением качеством окружающей среды", а в некоторых случаях - "экологическим управлением". Вместе с тем, для этих понятий на основе анализа существующих нормативных документов, учебно-методической литературы, практики деятельности можно выделить ряд существенных различий, определяемых субъектами экологического управления и экологического менеджмента, мотивацией деятельности, ролью ответственных лиц, отношением к результатам деятельности и др.

Содержание

1.Понятие экологического менеджмента. Цель экоменеджмента. Понятие экоэффективности.

2.Принципы, используемые при создании систем экологического менеджмента. Структура экомененджмента.

3.Правовой, административно-контрольный, экономический, социальный, информационный механизмы экологического менеджмента.

4.Экономическое обеспечение экологического менеджмента. Налоги, льготное налогообложение. Льготное кредитование.

5.Нормативные документы, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов с учетом экологического фактора

Вложенные файлы: 1 файл

Экологический менеджмент.docx

— 53.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Принцип сбалансированного природопользования ориентирует на деятельность, обеспечивающую экономную эксплуатацию природных  ресурсов и эффективное их воспроизводство с учетом хозяйственных интересов и сохранения здоровья людей. Этот принцип согласуется с предложенным экологической организацией «Дети Земли» (Нидерланды) принципом «равенства энвайрон-ментальных пространств», по которому каждая страна имеет право расходовать природные ресурсы в объемах, не превосходящих установленных значений и зависящих только от численности населения этой страны.

Принцип комплексного и последовательного (поэтапного) решения экологических  проблем предполагает разработку совокупности взаимоувязанных экономических, социальных и научно-технических мер, направленных на снижение загрязнения окружающей среды и реализуемых постепенно в связи с ограниченностью  финансовых и материальных ресурсов на их осуществление.

В настоящее время широко применяется  принцип экономической политики в природопользовании - ответственность за выполнение экологических требований и экологические последствия управленческих решений («загрязнитель платит»), провозглашенный еще в 1972 г., одобренный Советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и включенный в Закон о единой Европе. Суть его заключается в том, что в цене товара или услуги должны полностью учитываться использованные ресурсы. Если же затраченные ресурсы не оплачивать, произойдет их деградация и уничтожение, так как ценность их понизится, а потребление возрастет. Поэтому производства - загрязнители окружающей среды обязаны оплачивать стоимость контроля над загрязнением и любые нарушения, вызванные в природе по их вине. По существу, принцип «загрязнитель платит» отражает полную экономическую цену производства с учетом экологических факторов.

Принцип предупреждения возникновения  и своевременности решения задач  экологического развития учитывает, что  любую проблему легче предотвратить, чем справиться с ней, когда она  уже возникла. Важное значение имеет и выбор времени решения проблемы. Нельзя допустить, чтобы негативные последствия возникшей проблемы с течением времени усиливались. Так, например, рост численности автомобильного парка в крупных городах ставит на первый план проблему развития дорожной сети и модернизации мест хранения автомобилей. Оттягивание решения этой проблемы приведет к прогрессирующему загрязнению химическими, физическими и биологическими реагентами и резкому снижению качества городской среды. [1]

Принцип развития экологического сознания и использование экономического стимулирования предполагает создание моральных и экономических стимулов экологически безопасного хозяйствования. Стимулирование природоохранной деятельности может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации, то есть мерами заинтересованности и ответственности.

К принципам экологического менеджмента  можно также отнести принципы неполноты информации и обманчивого  благополучия (по Н.Ф. Реймерсу) и системный принцип «черного ящика».

Принцип неполноты информации гласит, что информация при проведении акций  по преобразованию природы всегда недостаточна для суждения о всех возможных результатах (особенно в далекой перспективе) осуществляемого мероприятия. Это связано с исключительной сложностью природных систем, их индивидуальной уникальностью и неизбежностью природных цепных реакций, направление которых нередко трудно предсказуемо. Для уменьшения степени неопределенности в экологическом менеджменте необходимо проводить непосредственные исследования в конкретных условиях и ограничить использование аналогий, так как аналогия всегда неполна из-за индивидуальности природных систем.

Принцип обманчивого благополучия предупреждает, что первые успехи (или  неудачи) в экологической деятельности могут быть кратковременными: успех  мероприятия по управлению охраной  окружающей среды объективно оценивается  лишь по истечении естественного  природного цикла -- от нескольких до десятков лет.

Принцип «черного ящика» применяется  при изучении очень сложных процессов  и систем, к числу которых относятся  и экологические системы. Суть его  состоит в том, что исследователь  наблюдает лишь процессы на входе  и выходе системы, а внутренние процессы не рассматривает. Этим принципом, в  частности, руководствуются природоохранные  органы при проведении экологического контроля предприятий и организаций  разных отраслей.

3.

Сложный комплекс взаимоувязанных  нормативно-правовых, экономических, административных и других механизмов, дополняющих  друг друга и исключающих дублирование, является основой создания и дальнейшего  развития адекватной современным требованиям  системы обеспечения экологической  безопасности хозяйственных и иных объектов на этапах их сооружения, эксплуатации, реконструкции, перепрофилирования, консервации, ликвидации, утилизации.

Особенности системы обеспечения  экологической безопасности различных  объектов на современном этапе во многом обусловлены развитием рыночных условий хозяйствования.

Влияние процессов глобализации экономики, политики и социальной сферы на инвестиционную деятельность и ее экологическое  сопровождение весьма велико.

Можно назвать основные механизмы  комплексной системы обеспечения  экологической безопасности хозяйственных  и иных объектов: оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС); государственная  и общественная экологическая экспертиза; государственный, производственный и  общественный экологический контроль; экологический мониторинг; лицензирование; экологическая сертификация; экологическое  страхование; страхование в сфере  недропользования и водопользования; экологический аудит, в том числе страховой экологический аудит; аудит недропользования; аудит водопользования; энергоаудит; экономический и финансовый механизмы охраны окружающей среды и природопользования; разработка и внедрение передовых современных систем экологического управления на предприятиях отрасли; непрерывное и упреждающее экологическое образование и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов . [3]

 

Еще раз обратим внимание на то, что совпадение стратегий государства  и предприятия в области экологически значимой хозяйственной деятельности последнего - это идеальный вариант. На практике же управленческому звену  предприятия требуется выдерживать  сильнейший пресс рыночных и нерыночных отношений в краткосрочной перспективе, одновременно заботясь о долгосрочной стратегии с точки зрения дальнейшей возможности безубыточной хозяйственной деятельности.

Государство во многих случаях стремится  переложить груз ответственности за нанесенный окружающей среде вред, в том числе и в прошлых  периодах деятельности, на конкретное предприятие-природопользователя, даже несмотря на то, что оно само допускает значительные провалы в экологической политике, которые, в свою очередь, не компенсируются рыночными механизмами или прогрессивной экологической культурой в связи с их неразвитостью.

Предприятие в этой связи должно соответствовать в своей деятельности установленным государством нормам. Это соответствие, которое можно  охарактеризовать как административное руководство и контроль, является первой составляющей механизма экологического менеджмента.

Таким образом, для предприятия, работающего  на отечественном рынке, актуально  соблюдение соответствия законодательным  нормам, основополагающим нормативам, регулирующим в том числе стандарты окружающей среды и природоохранную деятельность предприятия, которое контролируется государством в рамках административных методов управления природопользованием.

Отметим, что с точки зрения развития предприятий, административные методы управления природопользованием актуально  отнести к основным этапам инвестиционного  процесса, так как только правильно  организованный инвестиционный процесс (проектирование и строительство  новых производственных объектов, смена  технологий, переход на выпуск качественно  новой продукции и т.д.) определяет в настоящее время возможность  поступательного развития экономики  и социальной сферы.

Второй составляющей механизма  экологического менеджмента являются инициативы самого предприятия по сокращению воздействия или охране окружающей природной среды в рамках принятой экологической стратегии, которые можно охарактеризовать как самонастройку.

Процесс самонастройки должен опираться  на определенные самим предприятием процедуры, к числу которых относятся  ревизии, анализ информации, анализ материальных и финансовых потоков, внутренний производственный экологический контроль и т.д. Следует  отметить, что все вышеперечисленные процедуры можно осуществить в рамках одной - экологического аудита, о котором упоминалось выше.

Экономическая составляющая является третьей составляющей механизма  экологического менеджмента, которую  условно можно разделить на механизмы  государственного регулирования и  внутренние регулятивные механизмы. [4]

 

Роль государства в развитии экономического механизма экологического менеджмента неоспоримо велика и для переходного этапа развития экономки является основной. При этом государство фактически использует две группы экономических методов регулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды предприятиями и другими субъектами экологически значимой хозяйственной деятельности.

 

В качестве предупредительных (стимулирующих) экономических методов могут использоваться: предоставление субсидий, дотаций; льготные займы (создание экологических банков); кредиты; экологическое страхование; льготная налоговая политика в части освобождения от платы за фонды природоохранного назначения, льготного налогообложения прибыли от реализации продукции, полученной из отходов, льготного налогообложения средств, направляемых на природоохранные мероприятия; меры по совершенствованию ценообразования (устранение диспропорций в ценах на продукцию обрабатывающих и добывающих отраслей промышленности, установление цен на продукцию минерально-сырьевого комплекса с учетом конкурирующих вариантов и т.п.); разработка нормативов по ускоренной амортизации природоохранных фондов; предоставление возможности продажи “прав на загрязнение”.

В качестве принудительных используются следующие методы: платежи (плата  за использование природных ресурсов, нормативная и сверхнормативная платы за загрязнение окружающей среды), прогрессивное налогообложение, штрафы и санкции, облигации, компенсационные  выплаты и т.п.

4.

Среди основных поощрительных механизмов развития экологически ориентированных  малых предприятий можно выделить следующие:

 

1. Прямое бюджетное финансирование  разработки, производства и поставки (предоставления) экологически благоприятной  продукции, работ и услуг, включая  проведение НИОКР экологической  направленности. Это может иметь  форму государственного экологического  заказа на поставку экологически  благоприятной продукции (услуг)  в рамках федеральных и региональных  экологических программ и др. С этой целью используется  механизм конкурсов, тендеров  в получении бюджетных средств,  тем самым обеспечивается высокий  уровень конкуренции.

2.Льготное налогообложение прибыли,  полученной от реализации экологически  благоприятной продукции (услуг), и установление на период становления  данного бизнеса (2-3 года) льготных  «каникул».

3. Создание специализированных  институтов, лабораторий, центров  по оценке вариантов развития  производства и сферы услуг  экологического назначения, финансовая  и информационная поддержка таких  структур. Эти организации могли  бы также производить подготовку  кадров в области экологических  инноваций, экологического менеджмента  и др.

4. Налоговые льготы, в том числе  освобождение от уплаты налога  на собственность и на землю  в период становления организаций  и предприятий, осуществляющих  деятельность на рынке экологических  товаров, работ и услуг.

5.  Частичное или полное страхование  инновационных рисков для разработчиков  и производителей экологических  нововведений.

6.  Оказание производителям экологических  товаров (работ и услуг) правовой  поддержки, помощи в поиске  партнеров, заключение сделок  под государственные гарантии.

 

7.  Инициирование государством демонстрационных проектов по продвижению экологических нововведений на рынок, формирование информационной инфрастуктуры в области экологически ориентированных разработок. [5]

 

Важным направлением поддержки  экологически ориентированных малых  предприятий является содействие на рынке. Обычно это связано с формированием  неденежных форм поддержки экономических субъектов (награждение специальными знаками, бесплатная реклама и пр.), которые дают им дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на рынке. Содействие внедрению на рынок экологически чистой продукции - это такой инструмент регулирования, суть которого состоит, например, в присвоении специального экологического торгового знака. За рубежом широко известна практика присвоения знака "эко-отель", "эко-кемпинг" и др. В России данное направление также получило поддержку с принятием ГОСТ Р ИСО 14024-2000 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа 1. Принципы и процедуры». В конечном итоге такие поощрительные механизмы деятельности малых предприятий на государственном уровне призваны обеспечить воспроизводство экологического спроса, экологического поведения потребителей и их мотивацию. Суть воздействия на спрос состоит в том, чтобы психологически убедить или экономически мотивировать потребителя переходить на экологически благоприятную продукцию (услуги). В свою очередь суть воздействия на предложение состоит в формировании системы мотивационного воздействия (экологические стандарты, экономиче­ские стимулы, доведение информации об экологических преимуществах продукции и формирование новых экологических потребностей), которая подталкивала бы производителей работ и услуг к переходу на дружественную для окружающей среды и населения продукцию.

Информация о работе Экологический менеджмент