Эволюция теорий управления в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ эволюционного развития и этапов теорий управления XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Анализ теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения исторических данных;
Изучение содержания и концепций школ управления XX века;
Анализ воздействия управленческих школ друг на друга, а также на основные этапы развития производственных и социальных взаимоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ 6
1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 6
1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 7
Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 9
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ЕЕ ПРАВИЛА 9
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 13
2.3. ШКОЛА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В……...20
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ Х И У……………………………...........................20
3.2. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент2.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

             КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История управленческой мысли»

на тему: Эволюция теорий управления в XX веке

 

Выполнил(а) студент(ка)

________________ формы обучения

(очной, заочной,

ускоренной заочной на базе среднего образования,

ускоренной заочной на базе высшего образования,

ускоренной очно-заочной на базе среднего образования,

ускоренной очно-заочной на базе высшего образования,

группы___________________________

 

____________________________________

    (ф.и.о.)

___________________________

(подпись студента(ки)

 

Научный руководитель

_____________________________

(должность, научное звание)

_____________________________

                       (ф.и.о.)

 

Дата

ФИО

Подпись

Курсовая работа представлена на проверку

 

   

Курсовая работа проверена и  возвращена на доработку

     

Курсовая работа представлена на проверку после доработки

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК  НАУКИ 6

1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»  И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 6

1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 7

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 9

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА  И ЕЕ ПРАВИЛА 9

2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ 13

2.3. ШКОЛА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 16

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В……...20

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ Х И У……………………………...........................20

3.2. ШКОЛА КОЛИЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы обусловлена в первую очередь тем, что с процессом управления, как таковым, люди самых разнообразных профессий в той или иной мере сталкиваются ежедневно.

Успех любой организации  в целом напрямую зависит от качества управления персоналом и другими ее составляющими. Необходимость качественного управления организацией напрямую зависит от потребности грамотного и четкого планирования рабочего процесса, принятия оптимальных решений, активизации и стимулирования персонала, а также анализа результатов деятельности организации и применения полученных данных для ее совершенствования.

Данная тема довольно широко рассмотрена  и представлена в разнообразных  зарубежных и отечественных изданиях. Это в большей мере обусловлено  с тем, что XX век связан с произошедшим промышленным переворотом, ставшим поводом для мощнейшего толчка в науке управления и создания новых школ управления.

С учетом этого, в качестве объекта исследования рассматриваются предпосылки становления, а также основные этапы развития науки управления, управленческие школы XX века и их вклад в развитие управленческой науки.

Предмет исследования определен как теории управления XX века.

Целью работы является изучение теоретических основ эволюционного развития и этапов теорий управления XX века.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

    • Анализ теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения исторических данных;
    • Изучение содержания и концепций школ управления XX века;
    • Анализ воздействия управленческих школ друг на друга, а также на основные этапы развития производственных и социальных взаимоотношений.

Основными методами исследования, использованными в данной курсовой работе

являются анализ, наблюдение, сравнение, теоретическое обобщение, а также  восхождение от абстрактного к конкретному.

Структура работы. Работа состоит из:

  • введения;
  •   глав;
  • заключения,
  • списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗАРОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ

1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Группу людей, имеющих различные убеждения и занимающихся тем или иным видом деятельности, можно отнести к конкретной организации, которая в свою очередь подразделяется на множество различных видов, имеющих свою специфическую характеристику. Существенными среди таковых являются формальные и неформальные организации, которые имеют свои фундаментальные различия (Приложение 1).

 Существуют также государственные,  политические организации и др. Но объединяющим все эти вышеперечисленные  виды организаций фактором будет  являться наличие уникальных свойств, ключевым среди которых является менеджмент. Под менеджментом понимают некую область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Изначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем модифицировался в теорию управления деятельностным поведением людей. Основной целью менеджмента является обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Связывая внутренние процессы организации, менеджмент неотъемлемо связан с деятельностью организации.

Появление и существование организаций  можно объяснить предоставлением людям возможности достигать своих целей. Именно поэтому человек приносит в организацию свои знание и опыт, с целью получения необходимых материальных и нематериальных благ. Теряя связь организация-человек, организация получает проблемы. Одна из главных задач менеджмента - предупреждение потери этих связей и изложение перечня задач, способствующих получению определенных выгод членам организации.

Являясь одной из составляющих организации, менеджмент представляет собой своеобразную форму деятельности, воздействующую на внешнюю и внутреннюю среду, осуществляющей манипуляцию тремя основными организационными функциями: производство продукта, извлечение ресурсов извне, возврат продукта извне. Исходя из этого, можно сказать о том, что одной из основных целей менеджмента является стимулирование баланса этих процессов.

Однако, с другой стороны, цель менеджмента  также заключается в непрерывном  анализе и корректировке поставленных целей организации в постоянно  изменяющейся внешней среде. Каждая организация, осуществляя свою деятельность, за время существования имеет спад и подъемы, постоянно сменяющие друг друга, что предполагает изменение дальнейшего направления движения. В свою очередь менеджмент, обладая способностью предупреждать эти самые подъемы и спады, позволяет не только мобилизовать весь потенциал организации, но и определить новое и более успешное направление развития.

Таким образом, обобщая всё сказанное  прежде, можно выделить следующие  функции менеджмента:

  • Обеспечение рационального использования внешних и внутренних ресурсов;
  • Соблюдение устава организации с целью выполнения поставленных задач;
  • Раскрытие и использование потенциала сотрудников.

 

 

1.2. РЕВОЛЮЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Первоначально методы управления использовались людьми не в интересах организации, а в политических, хозяйственных, военных интересах конкретных людей. Однако, проблемы, с которыми пришлось столкнуться обществу того времени, дали мощный толчок для создания и реализации качественных практических моделей управления организациями.

Формирование  управленческой теории началось ввиду  радикального ее изменения, связанного с управленческими революциями  данных этапов развития. Итак, выделяют 5 управленческих революций:

1. Первая (религиозно-коммерческая) революция. Согласно А.И.Кравченко, она напрямую ассоциируется с шумерской и египетской цивилизациями (3 тысячи лет до нашей эры). Начало этого периода связано с моментом, когда одна из каст жрецов своеобразно трансформировалась в касту религиозных функционеров-менеджеров. После смены обычая человеческого жертвоприношения ритуальным дарам в виде драгоценностей, продуктов и прочих благ последовала революция. Далее, потребовалось систематизация контроля, учета и обмена огромного имущества, контролируемого церковью связанной с государством. Таким образом, осуществилась трансформация управления в религиозный и коммерческий механизм деятельности. Также это способствовало изменению в хозяйственном управлении: переходу от собирательства к производству продуктов.

2. Вторая революция управления носит административно-светский характер. Начало этой революции связано с созданием кодекса, состоящего из 286 законов, правителем Хаммурапи (1792 - 1750 год до нашей эры). Созданный кодекс довольно эффективно управлял территориями, находящимися в подчинении, а также регулировал взаимоотношения между различными группами граждан. Таким образом, правитель Хаммурапи сделал весомый вклад в развитие науки управления, создав своего рода лидерское направление, отличавшееся от прежних правителей своим стремлением защиты и заботы о подчиненных и довольно эффективной мотивацией и благоприятной атмосферой.

3. Третья революция управления характеризуется своим производственно-строительным уклоном. Начало ее связывают с 500 годом до нашей эры. В этот период началось активное использование методов управления в инженерных проектах, строительстве, а также контроле качества продукции. Ярким примером этого этапа являются Вавилонская башня, контроль качества зернохранилищ и фабрик текстиля, а также римскую систему управления территорией.

4. Четвертая революция. Данная революция является своего рода этапом промышленной революции XVII - XIX вв. Разделение труда и функциональное распределение  производственных сил, при переходе от ручного производства к механизированному, привело к появлению категории работников, координирующих рациональную работу всех подразделений. В связи с увеличением заводов их владельцы уполномочили наемных управленцев не только управлять процессом производства, но и воспроизводством финансов, за собой оставляя только контроль. Теперь менеджмент и администрирование становятся отдельным направлением деятельности. Управляющие сотрудники оказываются главными представителями в хозяйстве. Таким образом, управление трансформируется в отдельное направление знаний.

5. Пятая управленческая революция (менеджерская) произошла уже в XX веке. Суть ее заключалась в притеснении владельцев и акционеров предприятий в области исполнения контрольных обязанностей со стороны менеджеров, занимающих ключевые должности. В итоге капиталисты не смогли управлять сложнейшими экономическими и технологическими процессами. Непрерывно увеличиваясь, их собственность потеряла частную составляющую и трансформировалась в общую (акционерную), не имеющую главного собственника.

Очень важно понимать разницу между макроуправлением (государственным) и микроуправлением (корпоративным). Теория управления до XIX в. в большинстве своем развивалась в секторе системы государственного управления, на которой появлялись и развивались государства с определенными методами управления. Система управления государством усложнялась пропорционально своим размерам.

Таким образом, с истоков появления  общества руководители государств понимали роль управления социумом и предпринимали  попытки в данной области. Часто  управление государством происходило параллельно управлению в религиозной, хозяйственной и военной сферах. Управленческая наука, представляющая собой структурированные знания, появилась в XIX веке, а в ХХ веке начала активное развитие, из-за формирования отдельного, независимого социального класса менеджеров (управленцев), представляющего собой доминирующий слой.

 

2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА И ЕЕ ПРАВИЛА

Впервые теория менеджмента появилась  лишь в XX веке. До ее появления и дальнейшего развития действия управленца основывались исключительно на личном опыте и интуиции. Однако, появление передовых современных технологий и значительное увеличение объемов производства стали причиной резкой необходимости создания своеобразной теоретической основы в виде теоретических методов управления, которые смогли бы помочь практическому решению реально существующих проблем и задач. Следовательно, основоположниками менеджмента, как самостоятельно существующей области знаний, являлись специалисты, имеющие большой опыт работы с передовыми технологиями и понимающие взаимоотношения рабочих и руководящего персонала.

Тот самый необходимый  теоретический фундамент был  заложен Фредериком Тейлором - инженером  из США. Он детально проработал все элементарные трудовые процессы, в частности погрузку и выгрузку сырья, складирование продукции и понял, что теоретический менеджмент - это своего рода инструмент экономии труда.

Тейлор настаивал  на том, что необходимо изучать каждую часть рабочего процесса и типизировать сотрудников по специальным алгоритмам, а не использовать известные практические способы.

Базовые теоретические правила, Тейлор сформулировал в трудах:

· в 1895 г. «Сдельная система»;

· в 1903 г. «Управление фабрикой»;

· в 1911 г. «Принципы научного управления».

Способы изучения Тейлора основывались на разделении трудовых процессов на элементарные и их последующий анализ:

· определение рода деятельности отдельного предприятия и индивидуально каждого работника;

· составление стратегии и выбор инструментов;

· анализ и контроль выполнения стратегии.

В своей теории Тейлор разделил труд на две составные части: рабочую  и административную. Главную же роль он выделил производительности труда, основываясь на предположении о  том, что ее увеличение принесет удовлетворение не только владельцам предприятия, но и самим рабочим. Помимо всего этого, Тейлор выделил основные задачи менеджмента, которые заключаются в:

Информация о работе Эволюция теорий управления в XX веке