Эволюция структур управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:10, реферат

Краткое описание

Организационная структура управления - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Организационная структура управления является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем структура управления является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения структуры затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Ключевым аспектом развития мировой экономики в конце XX века стало формирование постиндустриального общества и возникновение новой транснациональной инфраструктуры, получившей название «информационное общество». С каждым днем роль и значение информационной технологии неизменно растет. Переход к постиндустриализму постепенно приводит к принципиально важным переменам, подобно тем, которые были вызваны еще в Англии первой промышленной революцией. Радикальные изменения затрагивают, прежде всего, экономику и технику, изменяют социальную структуру общества, ведут к коренным переменам в области менеджмента [57].

Бурное развитие информационных технологий к концу XX века коренным образом изменяет все сферы деятельности людей – бизнес, образование, науку, досуг, а также привело к появлению таких понятий как «Internet», «цена информации», «всемирная паутина».

Персональные компьютеры постепенно становятся необходимым атрибутом хозяйственной жизни. Их применение улучшает доступ к всевозможной информации. Именно персональные компьютеры покончили с различного рода издержками, связанными с координацией деятельности работы подразделений, разработке единой политики и множеством других внутренних проблем. Внедрение так называемой электронной почты делает работу с документами и информацией максимально гибкой.

Колоссальное значение персональные компьютеры оказывают на бизнес. В то же самое время, это влияние будет еще значительным, когда все компании будут объединены в сеть, как за пределами, так и внутри фирмы. Широкомасштабное использование сетей коренным образом изменяет тактику конкурентной борьбы, повышает эффективность работы компаний за счет значительного сокращения издержек.

Жесткая конкурентная борьба на мировом рынке заставляет большинство крупных корпораций гибко реагировать на изменения внешней среды, что влечет за собой быстрое применение новых технологий, значительное сокращение жизненного цикла товаров, предоставление новых видов услуг и скидок потребителю. Большинство компаний стараются вовремя отображать информацию о своих товарах, услугах и ценах в прайс-листах, так как рискуют проиграть конкуренту, который лучше использует эту технологию.

Новые информационные технологии требуют и совершенно нового подхода к организации структуры управления. Перестройка корпораций начинается с той логической посылки, что любая компания может быть организована лучше. На сегодняшний день основное внимание уделяется внедрению новых способов внутрифирменного обмена информацией. Следующим шагом станет переопределение границ между компанией, ее клиентами и поставщиками. Придется по-новому ответить на ключевые вопросы: Как клиенты узнают о Вашей продукции? Как они ее заказывают? Насколько расширится круг ваших конкурентов, когда географические расстояния не будут иметь значения? Как лучше наладить сервис, чтобы клиенты были довольны и после покупки Ваших товаров?

Реконструкция коснется и самих структур крупных компаний. Электронная почта – мощный фактор сокращения управленческих иерархий любой корпорации. Если коммуникационные системы достаточно хороши – много уровней управления и не требуется. Среднее звено управления, передающее информацию вверх-вниз по командной цепочке, сегодня уже не играет той роли, что раньше. Компании займутся и такими проблемами, как оптимальная численность сотрудников юридических, финансовых, законодательных отделов и служб. В период острой необходимости компании смогут обращаться за помощью к нужным специалистам, обходясь без расширения штатов. Фирмы, которые более успешно привлекают по сети все виды ресурсов, будут работать значительно эффективнее.

Тысячи предприятий всего мира уже сейчас обмениваются информацией через электронную систему Electronic Document Interchange, или EDL. Компании, которые тесно сотрудничают и связаны контрактными отношениями, проводят ряд деловых операций автоматически [57].

Взаимосвязь научно-технического прогресса и капиталистических отношений очевидна. Имеются явные свидетельства того, что лучшие времена компаний индустриального типа остались в прошлом. Во-первых, корпорации уже не контролируют в прежних масштабах общественное производство. В США в начале 60-х годов XX века 500 крупнейших компаний давали 17% ВНП, к 70-м годам этот показатель достиг своего максимума (20%), а сегодня составляет не более 10%.

Аналогичный перелом произошел и в области занятости, С начала 70-х годов индивидуальная занятость выросла, по различным оценкам, на 15 -25%. Сегодня только в США насчитывается более 20 млн «домашних» фирм, и их число продолжает расти.

Во-вторых, радикально изменилась специализация крупных компаний. Сегодня из числа крупнейших выпали более 40% корпораций, составляющих в начале 80-х годов элиту мирового бизнеса, причем только за последний год из списка «Global 500» выбыли 70 компаний, а из списка «Us 500» – 72, то есть более 14% общего числа. Основная причина не ухудшение результатов их деятельности, а беспрецедентный успех новых компаний, вытесняющих прежние из числа лидеров. Рост сосредоточен в наиболее высокотехнологичных отраслях – производстве программ, баз данных, компьютеров и электроники, телекоммуникациях, здравоохранении, в сфере рекламы и развлечений.

Новая ситуация нарушает привычную логику корпоративных действий, радикально меняя ориентиры, которыми компания должна руководствоваться в своей деятельности. Способность применять информацию, производить ее и обеспечивать ее коммерческое распространение становится главным ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому – беспрецедентный бум корпораций в сфере производства информации и обработки данных.

Таким образом, ведущей темой конца XX и начала XXI века становится переход к сетевым организационным структурам.

Коммерческая и производственная деятельность предприятий все более усложняется и компании вынуждены искать новые методы адаптации к изменениям среды. Можно выделить следующие основные особенности менеджмента на современном этапе:

  1. для улучшения оперативной деятельности разрабатываются новые подходы к управлению производством;
  2. расширение масштабов деятельности кампаний (практически все крупнейшие фирмы представляют собой глобальные диверсифицированные международные корпорации);
  3. стратегический ресурс – информации. Усилия многих компаний направлены на разработку методов, позволяющих максимально эффективно использовать новые информационные технологии.

В настоящее время многие западные компании мира, занятые производственной деятельностью в высокотехнологичных областях, по существу, представляют собой глобальные сетевые транснациональные корпорации. Маркетинговые исследования, анализ рынка, размещение заказов, контроль за деятельностью юридически самостоятельных предприятий, все виды банковских операций осуществляются через информационные сети регионального и всемирного значения. Так, например, фирма «New World Computing», занимающаяся программным обеспечением и компьютерными развлечениями, является юридически независимой компанией международной корпорации «3DO», но в то же самое время зависит от нее в хозяйственном плане. Филиалы корпорации «Microsoft» разбросаны по всему миру и контроль за ними осуществляется при помощи сетевых технологий. Функционирование в режиме сети позволяет сократить издержки и повысить доходы, обеспечить быстроту реакции на изменения конъюнктуры.

Переход к сетевым организационным структурам происходит и в других отраслях промышленности. Постоянная растущая роль связей между потребностями и принимаемыми для их удовлетворения решениями, становится решающим фактором успеха в конкурентной борьбе. Особое значение приобретает способность предвидеть будущее и идентифицировать вовремя проблемы. Новые принципы менеджмента формулируют становление предприятий – сетей. Выживание организаций в новых нестабильных условиях будет зависеть от умения компании вовремя следовать за развитием научно-технического прогресса и потребностями рынка.

В ХХ веке организационные структуры управления претерпели значительную эволюцию. Анализ эволюции структур управления предусматривает определенную типизацию. При всем многообразии подходов к решению этого вопроса, по нашему мнению, можно принять следующую классификацию (рис. 1).

 

Рис. 1. Классификация типов организационных структур управления

 

Механистическая (бюрократическая) структура выступает как жесткая иерархия, как пирамида управления. Механистические структуры функционируют подобно хорошо работающей машине, механизму.

Органистические структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. Конечно, такая классификация достаточно условна. В больших организациях многоуровневые организационные структуры управления дифференцируются одновременно по нескольким признакам [57].

Таким образом, эволюция организационных структур управления в ХХ веке однозначно показывает, что совершенной, универсальной структуры нет и процесс поиска будет продолжаться и в новом столетии. Следует отметить, что существует и другая точка зрения, состоящая в том, что совершенной, идеальной структуры нет и быть не может. Это так называемая концепция «размороженной системы» или организации без структуры управления. Последователи этой концепции считают, что время «организованных организаций» прошло и что современная экономика вступает в такой этап, когда особую важность приобретает самоорганизация. Не отрицая важности самоорганизации, мы все же считаем, что задача поиска эффективных организационных структур остается актуальной.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеенко, В.Б. Организация и управление промышленным предприятием: учеб. пособ. / В.Б. Алексеенко – М.: РУДН, 2005.
  2. Бодди, Д. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / Д. Бодди, Р. Пэйтон; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 1999. - 816 с.
  3. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления компаниями / И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №5.
  4. Грейсон, Дж.К. мл. Американский менеджмент на пороге XX века: Пер. с англ./ Дж.К. Грейсон мл., К. О.Делл; Авт. предисл. Б.Э.Мильмер.- М.: Экономика, 2001.- 319 с.
  5. Игнатов, В.Г. Теория управления: курс лекций / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова. - М.; Ростов Н/Д: МАРТ, 2006. - 463 с.
  6. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: «Дело», 2007. - 702 с.
  7. Стратегический менеджмент: учебник/ под ред. А.Н. Петрова. - М.: ПИТЕР, 2006. - 495 с.
  8. Теория управления: учебник/ Ю.П. Алексеев, Ю.Н. Барышников, А.Н. Алисов, Р.А.Белоусов; Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2004 - 558 с.
  9. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент:концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд / пер. с англ. по ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Вильямс, 2007. – 928 с.
  10. Watson P., Chileshe N., Maslow D. A New Model For Obtaining Sustainable Competitive Advantage // Construction Industry Development 2nd Postgraduate Conference – Cape Town, South Africa, 10-12 October 2004. – P. 129-141.
  11. Watson, P. Deploying Total Quality Management in Russia / P. Watson, D. Maslow, N. Chileshe // European Quality– 2004. – Vol. 11, №. 2. – P. 58-71.
  12. //http://ni-journal.ru/educ/
  13. //http://www.ACNielsen.ru
  14. //http://www.businesspress.ru

Информация о работе Эволюция структур управления предприятием