Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 11:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

bilety.docx

— 1.43 Мб (Скачать файл)

1.Предмет и методы исследования  теории менеджмента:

Предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности, организационные, управленческие и межличностные отношения между работающими в процессе производства

Метод менеджмента - это научный метод целенаправленного воздействия на поведение человека в организации или на трудовой коллектив с целью достижения поставленных целей

Основные методологические подходы:

1. Комплексный подход - способ  решения проблем управления, при  котором объект, проблема или  задача рассматриваются с различных  и взаимосвязанных точек зрения: экономической, организационной, технической, социальной, правовой, экологической  и др. Так, изучая общий менеджмент, мы не можем абстрагироваться  и не учитывать разнонаправленное™  и комплексности менеджмента. Применение  комплексного подхода предусматривает  привлечение специалистов различного  профиля, использование форм кооперации  и интеграции их деятельности  при разработке управленческих  решений.

2. Системный подход:

o общенаучный метод исследования, разработанный в теории систем, при котором изучаемый объект  рассматривается как единое целое. Основное внимание уделяется  взаимодействию между подсистемами  и элементами системы, в результате  которого возникает синергетический  эффект, а также взаимосвязь системы  с внешней средой и взаимодействие  с ее частью - деловой средой;

o метод решения сложных  управленческих проблем, в котором  учитываются взаимосвязи между  проблемой в целом и отдельными  ее элементами, а также влияние  ожидаемого результата на все  взаимосвязанные части системы.

3. Методы групповых решений - подходы, используемые группой  на стадии формулирования проблемы, разработки альтернатив, выбора  решения. Данные методы способствуют  генерации идей, разработке альтернатив, увеличению суммы знаний о  проблеме и лучшему ее пониманию, что повышает эффективность решений. Наиболее известные методы групповых  решений - "Адвокат дьявола", "Многосторонняя  защита", "Мозговая атака", "Морфологический  анализ", метод синектики (мозгового штурма), метод номинальной группы и др.

4. Методы оптимизации управленческих  решений - способы, используемые при  выборе решения, обеспечивающего  получение максимального или  минимального значения выбранного  критерия: максимальной прибыли, дохода, лучшего качества, минимальных затрат, цены, сроков и т.п. К решению  управленческих проблем часто  применяют экономико-математические  методы, которые позволяют использовать  в качестве критерия выбора  целевую функцию (максимум прибыли, доходов, производительности; минимум  затрат, потерь от брака и др.).

5. Методы принятия управленческих  решений - способы, позволяющие осуществить  выбор окончательного решения. В  управлении организацией используются  индивидуальные и групповые методы  принятия решений: метод номинальной  группы, метод планирования согласия, метод Дельфи, опытный, интуитивный, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа и др.

6. Ретроспективный подход. Следует отметить, что данный  подход мало изучен не только  в менеджменте, но и в других  науках, часто его путают с  историческим подходом. Ретроспективный  подход призван давать представление  об организации с исторической  точки зрения, в развитии ее  характеристик во времени. Здесь  мы имеем дело с выявлением  имеющихся исторических тенденций в развитии организации, а историческая предопределенность оказывает существенное влияние на настоящее и будущее.

7. Методы прогнозирования  позволяют сформировать наши  представления о возможных состояниях, предоставляя множество способов  прогнозирования, в том числе  математических. Самым распространенным  считается метод экстраполяции, когда на основании существующих  состояний объекта выявляется  тенденция, позволяющая представить  его состояние в будущем. Наиболее  строгим подходом можно считать  метод математической индукции. Таким образом, прогнозировать состояние  организаций необходимо сочетаниями  различных методов с широким  использованием экспертных оценок, о чем пойдет речь в следующих  главах.

8. Социологические методы, используя различные способы  изучения общественного мнения, позволяют нам говорить о состоянии  организаций, росте или падении  их влияния, популярности и известности. Данные методы играют важнейшую  роль в обеспечении обратной  связи при осуществлении процесса  управления и реализации контрольной  функции управления.

9. Сравнительный анализ (метод  аналогии) призван выявлять характерные  особенности конкретной организации  в сравнении с аналогичными  или похожими объектами. Важную  роль сравнительный анализ играет  при построении политических  организаций, когда необходимо учесть  ошибки предшественников и не  допустить появления характерных  проблемных ситуаций.

10. Метод моделирования. Данный  подход также необходим для  возможного предотвращения кризисных  состояний в развитии любой  организации. Для этого нужно  смоделировать вероятные развития  событий и обыграть их последствия.

11. Метод экспериментирования. Этот подход расширяет базу  использования метода моделирования  и позволяет смоделировать возможную  проблемную ситуацию в реальности, с действующими лицами и реальными  исполнителями. Роль экспериментов, в частности, играют праймериз, или  первичные выборы, когда среди  сторонников той или иной партии  выявляются потенциальные лидеры  для последующего выдвижения  кандидатами в реальных выборах.

12. Инновационный подход  представляет собой позиционирование  организации в качестве постоянного  инновационно-активного субъекта  управления, перманентно разрабатывающего  и использующего новые знания  для совершенствования управленческой  и политической деятельности. Инновационный  подход позволяет организации  постоянно находиться "в организационном  тонусе" и быть готовой к  неожиданным изменениям, вызовам  и угрозам среды.

2.Сущность и содержание проблем  современного менеджмента:

Можно выделить некоторые особенности современного российского менеджмента, а именно:

- преобладание в организациях  вертикальных, формальных связей  и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур;

- наличие командной системы  во многих организациях. Руководители  в них до сих пор подавляют  инициативу подчиненных;

- стремление менеджмента  к контролю за всем своим  бизнесом, подчинение сбыта (свой  торговый дом), расчетов (карманный  банк), поставок (вплоть до всех  предыдущих переделов и комплектующих  производств). В последнее время  эта тенденция распространяется  на власть - крупнейшие корпорации  активно проводят своих людей  в органы власти;

- менеджеры высшего звена  избегают делегировать полномочия  и ответственность второму эшелону  менеджмента, норовят все сделать  сами, лично контролировать. Причины  этого:

 

недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное - неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.

Исследования показывают, что наилучший способ подобной мотивации - приобщение к делу, наделение долей в бизнесе менеджерским пакетом акций, а там, где это невозможно, - бонусы, выплата процентов от прибыли;

- крайне мало привлекает  сотрудников менеджерами к управлению  организациями и подразделениями  в разной форме. Это не позволяет  в должной мере учитывать знания  и опыт работников, которые зачастую  лучше менеджеров знают проблемы  и видят пути их решения  непосредственно в производстве (коммерции);

- слепое копирование западных  методов ведения бизнеса и  управления организацией;

- отсутствие гибкости  у высшего менеджмента;

- перекладывание ответственности  на правительство, привычка надеяться  на помощь государства, которая  сохранилась до сих пор;

- слабое знание и учет  менеджерами в хозяйственной  деятельности российских, региональных  и местных законодательных и  нормативных актов, правовой нигилизм;

- отсутствие необходимых  сложившихся норм деловой этики  бизнеса, нарушения предпринимателями  элементарных этических правил  при осуществлении бизнес-операций;

- отсутствие у менеджеров  всех рангов глубоких знаний  о рынке, экономике и о самом  менеджменте как о науке управления;

- значительная зависимость  условий и оплаты труда наемных  работников от взаимоотношений  с руководителями, а не от их  квалификации и результатов работы - «феодализм отношений»;

- неуважение к людям  и игнорирование этики управления;

- низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации  управленческих процессов, хотя  и уровень информатизации и  компьютеризации отечественных  организаций в последние годы  заметно повысился.

3. Эволюция парадигм менеджмента:

Эволюция управленческих парадигм. Новая управленческая парадигма.

Как было показано выше, взгляды на научные основы управления подвержены изменению. Современная система взглядов на управления (ее называют новой управленческой парадигмой) сложилась в 70-80 годы XX столетия. Под управленческой парадигмой понимается система взглядов на управление, вытекающая из основополагающих идей и научных результатов крупных ученых и воспринятая основной массой исследователей и практиков-управленцев. Питер Друкер рассматривает парадигму как принятую в данной науке систему понятий.

Старая парадигма управления связана с Ф. Тейлором, А. Файолем, Э. Мейо, А. Маслоу и др. Ее основные положения заключались в следующем:

 

1. Предприятие представляет  собой закрытую систему, цели, задачи  и условия деятельности которой  достаточно стабильны.

2. Рост масштабов производства  и услуг – это главный фактор  успеха и конкурентоспособности.

3. Рациональная организация  производства, эффективное использование  всех видов ресурсов и повышение  производительности труда является  главной задачей менеджмента.

4. Главным источником прибавочной  стоимости является производственный  рабочий и его производительность  труда.

5. Система управления должна  быть построена на контроле  всех видов деятельности, функциональном  разделении труда, нормах, стандартах  и правилах выполнения работы.

Авторами новой парадигмы управления являются Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др. Основные положения новой парадигмы управления можно представить следующим образом:

1. Предприятие представляет  собой открытую систему, основанную  на единстве факторов внутренней  и внешней среды.

2. Организации следует  ориентироваться не столько на  объемы выпуска, сколько на качество  продукции и услуг, на удовлетворение  ожиданий и ценностей потребителей.

3. Ситуационный подход  к управлению, признание важности  быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям  существования фирмы, при которых  рационализация производства становятся  задачей второго плана.

4. Главным источником прибыли  являются люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их  потенциала.

5. Система управления должна  быть ориентирована на повышение  роли организационной культуры  и нововведений, мотивацию работников  и адекватный стиль руководства.

Новой парадигме соответствуют сформулированные в 90-е годы XX века новые принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. К новым принципам управления относятся:

1. Лояльность к работающим;

2. Ответственность как  обязательное условие успешного  менеджмента;

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу-вверх, сверху вниз, по горизонтали;

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей, работающих;

5. Обязательное установление  долевого участия каждого работающего  в общих результатах;

6. Своевременная реакция  на изменения в окружающей  среде;

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

8. Непосредственное участие  менеджеров в работе групп  на всех этапах как условие  согласованной работы;

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей  работе менеджер: покупателей, постановщиков, исполнителей, руководителей и т. п.;

10. Этика бизнеса;

11. Честность и доверие  к людям;

12. Опора на фундаментальные  основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль, ресурсов, персонал;

13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;

14. Качество личной работы  и ее постоянное совершенствование.

Новая система взглядов на управления известна в литературе как "тихая управленческая революция", так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводится постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению уже сложившихся систем.

Глобальный и крутой поворот в истории развития России от социалистической модели к рыночно-предпринимательской обусловил изменения в отечественной парадигме управления. Старая парадигма управления базировалась на марксистской трактовке социально-экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план выступал как регулятор производства. Экономическая теория социализма обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса. В соответствии с этим управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент"