Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

РАбота содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Правоведение".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 78.20 Кб (Скачать файл)

  Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.  

9)Правовая  норма.

Правовая  норма – первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное предписание, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности (правило поведения) либо выражающее отправное установление. Правовые предписания регулируют лишь те общественные отношения, которые на сегодняшний день являются для государства наиболее важными.

Правовая  норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации 

10)Правовое  отношение.

Правовое  отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые  отношения имеют  следующие признаки:

1)правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2)правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3)для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4)правовые отношения охраняются государством;

5)индивидуализированность субъектов правоотношений;

6)наличие идеологического и общественного характера.

Виды  правовых отношений, как правило, различаются:

1)по своему функциональному назначению;

2)своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

3)субъектному составу;

4)характеру выполнения юридических обязанностей;

5)составу их участников;

6)длительности.

Так, по принадлежности к  отраслям права можно  выделить:

1)государственно-правовые отношения;

2)гражданско-правовые отношения;

3)уголовно-правовые отношения и др.

По  своему функциональному  назначению они делятся:

1)на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;

2)охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.

По  субъектному составу  правовые отношения  делят:

1)на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;

2)относительные, в которых точно и поименно определены все участники.

По  характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить  правовые отношения:

1)на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;

2)пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

По  длительности можно  выделить:

1)кратковременные правовые отношения;

2)длительные правовые отношения. 

11)Нормативно  правовой акт.

   Нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права.

   По  своему характеру  нормативно-правовые акты подразделяются на:

   1) нормативные акты – которые и являются источниками права;

   2) акты применения норм права;

   3) акты толкования.

   Признаки  нормативно-правового  акта:

   1) письменная форма;

   2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.);

   3) наличие соответствующей юридической силы;

   4) действие в пределах указанного срока;

   5) действие на определенной территории;

   6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

   Действие  нормативного акта ограничивается:

   1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия;

   2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе;

   3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны.

   Прекращение действия нормативно-правового  акта:

   1) окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время;

   2) прекращение путем принятия нового нормативно-правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта;

   3) отмена нормативного акта органом, принявшим его. 

   Нормативно-правовые акты делятся на две  группы:

   1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

   2) подзаконные акты – акты, изданные на основе и во исполнение законов. 

   Правотворчества.

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм.

   Основные принципы правотворчества:

  1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве.
  2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав.  
         3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности. 
         4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально и полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения.
 

     5. Профессионализм, т.е. участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. 
     6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В право подготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений. 
     7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.
 

    12)Правомерное  поведение.

Правомерное поведение – общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества.

Социальная  основа правомерного поведения - общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Классификация правомерного поведения:

    1)  по степени реализации правовых норм:

а) активное;  
б) пассивное;

    2)  по отраслям права:

а)  конституционно-правомерное;  
б)  уголовно-правомерное;  
в)  финансово- правомерное;  
г)  административно-правомерное и т. д.;

    3)  исходя из мотивов правомерного поведения выделяют:

а)  социально активное правомерное поведение – основанное на убеждении, зрелости и личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности; 
б)  привычное правомерное поведение – основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности; 
в)  конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды; 
г)  маргинальное правомерное поведение – характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д.

    Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе.

Противоправное  поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер.

Всякое противоправное поведение, как правило, является и  против нравственным. 

Правонарушение.

  Правонарушение - это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.

  Деяние может выступать в форме действия или бездействия.

  Действие - это активное поведение субъекта (хулиганство).

  Бездействие - это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.

  Юридический состав правонарушения составляют:

1)объект правонарушения;

2)субъект правонарушения;

3)объективная сторона правонарушения;

4)субъективная сторона правонарушения.

  Объект правонарушения - это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб.

  Под субъектом правонарушения понимается право- и дееспособное лицо, совершившее правонарушение.

  Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы:

1. что, где, когда и как произошло. К ним относятся следующие:

само реальное волевое  действие либо бездействие (деяние);

2.противоправность действия либо бездействия, т. е. поступок должен нарушать определенную норму права;

3.вредные последствия, общественная опасность;

4.прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям, т. е. цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Все это выражается понятием «вина», которое выступает в двух формах:

1.умышленная вина (прямая или косвенная);

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"