Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:48, контрольная работа
РАбота содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Правоведение".
Норма права - это установленное и обеспеченное
государством правило поведения людей
по отношению друг к другу, указатель того,
какие поступки люди должны или могут
совершать, а какие - нет, а также иные юридические
правила, определяющие общие организационные
основы и принципы регулирования человеческого
поведения.
9)Правовая норма.
Правовая норма – первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное предписание, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности (правило поведения) либо выражающее отправное установление. Правовые предписания регулируют лишь те общественные отношения, которые на сегодняшний день являются для государства наиболее важными.
Правовая
норма - это исходный элемент, первичная
"клеточка" права. Ее назначение состоит
в регулировании отношений между людьми,
в закреплении порядка их движения и развития.
Достигается это с помощью властного воздействия
на волю и сознание индивидов путем выражаемого
в категорической форме указания, как
возможно или необходимо вести себя в
той или иной жизненной ситуации
10)Правовое отношение.
Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.
Правовые отношения имеют следующие признаки:
1)правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;
2)правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;
3)для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;
4)правовые отношения охраняются государством;
5)индивидуализированность субъектов правоотношений;
6)наличие идеологического и общественного характера.
Виды правовых отношений, как правило, различаются:
1)по своему функциональному назначению;
2)своей непосредственной принадлежности к отраслям права;
3)субъектному составу;
4)характеру выполнения юридических обязанностей;
5)составу их участников;
6)длительности.
Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:
1)государственно-правовые отношения;
2)гражданско-правовые отношения;
3)уголовно-правовые отношения и др.
По своему функциональному назначению они делятся:
1)на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;
2)охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.
По субъектному составу правовые отношения делят:
1)на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;
2)относительные, в которых точно и поименно определены все участники.
По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:
1)на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;
2)пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.
По длительности можно выделить:
1)кратковременные правовые отношения;
2)длительные правовые
отношения.
11)Нормативно правовой акт.
Нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в установленном законодательством порядке уполномоченным органом, и содержащий нормы права.
По своему характеру нормативно-правовые акты подразделяются на:
1) нормативные акты – которые и являются источниками права;
2) акты применения норм права;
3) акты толкования.
Признаки нормативно-правового акта:
1) письменная форма;
2) соответствующие форма и реквизиты (наименование органа, принявшего его, номер, дата и т. д.);
3) наличие соответствующей юридической силы;
4) действие в пределах указанного срока;
5) действие на определенной территории;
6) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.
Действие нормативного акта ограничивается:
1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия;
2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его, и от юридической силы нормативно-правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территории, указанной в законе;
3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны.
Прекращение действия нормативно-правового акта:
1) окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время;
2) прекращение путем принятия нового нормативно-правового акта, который автоматически прекращает действие старого акта;
3) отмена нормативного акта органом, принявшим его.
Нормативно-правовые акты делятся на две группы:
1) законы – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;
2) подзаконные
акты – акты, изданные на основе и во
исполнение законов.
Правотворчества.
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм.
Основные принципы правотворчества:
5.
Профессионализм, т.е. участие в разработке
новых правотворческих решений квалифицированных
специалистов соответствующих отраслей
общественной жизни, имеющих профессиональную
подготовку, большой опыт работы и достаточные
знания.
6. Тщательность,
скрупулезность подготовки
проектов. В право подготовительной
деятельности важно максимально использовать
зарубежный и отечественный опыт, результаты
социологических и иных исследований,
разного рода справки, докладные записки
и иные материалы. Следует избегать спешки
в работе, принятия скороспелых, непродуманных
решений.
7. Техническое совершенство
принимаемых актов предполагает широкое
использование выработанных юридической
наукой и апробированных правотворческой
практикой способов и приемов подготовки
и оформления нормативных текстов, правил
законодательной техники.
12)Правомерное поведение.
Правомерное поведение – общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества.
Социальная основа правомерного поведения - общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Классификация правомерного поведения:
1) по степени реализации правовых норм:
а) активное;
б) пассивное;
2) по отраслям права:
а) конституционно-
б) уголовно-правомерное;
в) финансово- правомерное;
г) административно-
3) исходя из мотивов правомерного поведения выделяют:
а) социально
активное правомерное
поведение – основанное на убеждении,
зрелости и личности, высоком уровне правосознания
и высокой степени активности;
б) привычное правомерное
поведение – основано на жизненном опыте,
без излишней правовой активности;
в) конформистское
правомерное поведение – подчинение
правовым предписаниям без осознания
значимости правомерного поведения, в
основе лежит приспособление к убеждениям
социальной среды;
г) маргинальное правомерное
поведение – характерно для лиц, которые
соблюдают нормы права по причине страха
перед наказанием, из-за личной выгоды
и т. д.
Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе.
Противоправное поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер.
Всякое противоправное
поведение, как правило, является и
против нравственным.
Правонарушение.
Правонарушение - это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.
Деяние может выступать в форме действия или бездействия.
Действие - это активное поведение субъекта (хулиганство).
Бездействие - это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.
Юридический состав правонарушения составляют:
1)объект правонарушения;
2)субъект правонарушения;
3)объективная сторона правонарушения;
4)субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения - это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб.
Под субъектом правонарушения понимается право- и дееспособное лицо, совершившее правонарушение.
Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы:
1. что, где, когда и как произошло. К ним относятся следующие:
само реальное волевое действие либо бездействие (деяние);
2.противоправность действия либо бездействия, т. е. поступок должен нарушать определенную норму права;
3.вредные последствия, общественная опасность;
4.прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям, т. е. цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Все это выражается понятием «вина», которое выступает в двух формах:
1.умышленная вина (прямая или косвенная);