Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 17:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

1. Менеджмент как область научного исследования

Появление и оформление управления как науки, как особой области научных исследований, частично были ответом на потребность круп ного бизнеса, частично – попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции, а частично – достижением небольшой группы любознательных людей, имеющих горячее желание открыть самые эффективные способы выполнения работы. Тейлор считается основоположником научного управления. Идеи Тейлора сформировались в результате его практической деятельности в трех компаниях «Мидвэйл Стил», «Симондс Роллинг Машин» и «Бетхелем Стил». Пытаясь довести до максимума выпуск продукции в «Мидвэйл», Тэйлор ввел в практику менеджмента хронометраж, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время исполнения этих движений. Результаты затем анализировались для проектирования более эффективных методов и приемов действий. Тейлор как автор «научного управления» пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений. В советской литературе существовало словосочетание «потогонная система Тейлора», подчеркивавшее идею интенсификации труда. Кроме того, Тэйлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Он ввел это новшество для того, чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполняют свою работу слишком быстро. Введением своей системы «большей оплаты за большую производительность» и установлением перерывов для отдыха рабочих Тэйлор смог достичь своей первой цели в управлении: «объединить высокую заработную плату с низкими трудовыми затратами».

2. Объект и субъект в менеджменте

Субъект менеджмента  представляет собой человека или  группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента  – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента  в рамках организации и для  реализации ее целей и задач.

Объекты менеджмента:

человеческие ресурсы  организации;

поставщики ресурсов для организации;

конкуренты организации (реальные и потенциальные);

информационное обеспечение;

финансы организации (т. е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими.

3. Менеджмент в организации. Основные структуры организации

Управление – особый вид трудовой деятельности, процесс воздействия субъекта на объект (человека, группу, коллектив). Предметом управления непосредственно является труд людей, подчиненных руководству. Элементы процесса управления: менеджеры и линейные менеджеры (руководители функциональных подразделений), специалисты и служащие (технические исполнители). Основной особенностью процесса управления является наличие обратной связи, по которой руководство узнает, насколько эффективна проводимая им политика и что нужно подкорректировать. Таким образом, под управлением понимают процесс подготовки, принятия и реализации принимаемых решений во всех областях деятельности организации.

Менеджмент – руководство людьми и организацией в целом в условиях динамичной рыночной экономики. Иными словами, это наука, объединяющая накопленный опыт лучших управляющих мира. Менеджмент играет большую роль в деятельности организации, поскольку создает все условия для достижения успеха. Значение менеджмента заключается в следующем.

Структура (от латинского structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структурный подход характеризуется разделением производственной деятельности на составные элементы по определенным признакам и сложившимися связями между этими элементами. В состав элементов производственной системы входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру производственной системы (работники подразделений, распределение полномочий, потоки информации и т.д.). С другой - элементы, определяющие производственно-техническую структуру производственной системы (орудия труда, материальные ресурсы, технологии и т.д.).

Производственная структура  организации – состав и соотношение ее внутренних подразделений и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.

Структурное подразделение  организации – официально выделенный орган управления частью организации с самостоятельными функциями, задачами и ответственностью за выполнение возложенных на него задач. К структурным подразделениям относятся: управления, отделения, отделы, службы, бюро, лаборатории, секторы, цеха, участки, рабочие места.

Производственная структура  характеризуется совокупностью  рабочих мест, должностей, органов  управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей фирмы. Она формируется исходя из требований долговременного обеспечения фирме конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации. В рамках производственной структуры выделяются две составляющие: структура управления производством и структура организации производства.

Структура управления производством определяется составом органов управления фирмы, характером их специализации, т.е. составом задач управления и формами координации их деятельности. Структура управления производством формально закрепляется уставом фирмы и документально оформляется специальными положениями о департаментах и службах, должностными инструкциями всех уровней управления.

4. Основные модели  менеджмента

Немецкая модель менеджмента

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.

Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной составляющей становления  классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться  на безличной, сугубо рациональной основе, названной им "бюрократической" (не следует путать с современной трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) - система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам.

М.Вебером формулировались условия реализации предложенной им концепции: вебер менеджмент модель мотивация

- Должности организуются  в иерархическую структуру в  соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в  подчинении вышестоящей. Объем  власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает.

- Отбор и продвижение  сотрудников по службе осуществляется  в соответствии с их квалификацией,  уровень которой определяется  на экзамене или в соответствии  с опытом и обучением.

- Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде; ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.

- Менеджеры не являются собственниками  организации; они - наемные сотрудники; они работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп.

- Менеджеры работают в соответствии  с четкими правилами и процедурами,  что должно гарантировать надежность  и предсказуемость их поведения.

Наиболее часто в сравнительных  исследованиях выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента:

1) Стимулирование профессиональной  подготовки.

2) Техническая подготовленность  менеджеров.

3) Уважительное отношение к компетентности.

4) Расширенный объем  ответственности и полномочий.

5) Лояльность менеджеров

6) Качество и инновации.

7) Эффективные трудовые  отношения.

2. Японский модель  менеджмента

Специфика японской модели менеджмента

За последние десятилетия  Япония заняла лидирующее положение  на мировом рынке. И одной из главных  причин столь стремительного успеха Японии на международном поприще является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как сверхдержавы, а также за период всего ее исторического развития сложились определенные принципы и методы труда, соответствующие специфическим чертам национального характера. Японцы уверены что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы. Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.

Среди отличительных  черт японского характера психологи  выделяют прежде всего прирожденную экономию и бережливость, что находит  прямое отражение в экономической  политике страны. Лозунги об экономии и бережливости встречаются в Японии на каждом шагу, так как в сознании японцев выпуск высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и бережливостью.

Сущность японского  менеджмента составляет управление людьми, причем японцы никогда не рассматривают одного человека (личность), в отличие от американцев, а ориентируются на группу людей. Кроме того, в Японии существует традиция беспрекословного подчинения старшему по возрасту, которая находит свое широкое применение не только в рамках семей, но и в производственных группах.

Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии ценностей  японского народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают искреннее  удовлетворение от хорошо выполненной  работы. Поэтому жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность труда не оказывает на них такого разрушающего воздействия как на американцев или европейцев. Для них это одна из традиций, которой они должны неукоснительно следовать. Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.

Современное состояние американского менеджмента

Современная американская модель менеджмента ориентирована  на такую организационно-правовую форму  частного предпринимательства, как  корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60--70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20--30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой  сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ  организации производства.

4. Российская модель  менеджмента

1. Регионально-политический  аспект развития экономики России  создает трудности менеджменту  (политика влияет на экономические  связи, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при  инвестировании, наблюдается преувеличение  национально-региональных целей и особенностей. При этом существует развитая склонность к благотворительности и спонсорству (роль в решении проблем реконструкции управления).

2. Важное значение  в менеджменте имеет профессионализация  управления (подготовка кадров менеджеров, экономистов, финансистов). Система подготовки - в стадии развития, но есть хорошая традиция, ориентация на фундаментальную подготовку, научность профессионального образования, которые могут ускорить процессы подготовки менеджеров и придать им более высокое качество.

3. В каждой стране  свои традиции организационной  структуры. В российском менеджменте  нередко сталкиваются российская  и западная организационные культуры. Но одно из качеств российской  культуры способствует менеджменту  - высокий научно-интеллектуальный потенциал.

4. Современное состояние  экономики России характеризуется  деформированной структурой (неразвиты  предприятия малого и среднего  бизнеса на фоне высококонцентрированных  производств, хозяйственных комплексов  и предприятий ВПК). Однако имеется  положительный опыт государственного регулирования экономики, использование которого может дать положительный эффект, способствовать формированию нового управления.

5. В России до сих  пор существуют прежние традиции  технократического подхода к  управлению (смещение центра внимания руководства на проблемы техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации, что усиливает административный подход к решению проблем). При этом богатый опыт освоения высоких технологий и управления этими процессами может очень пригодиться в построении нового управления.

6. Россия переживает  переходный период к рыночной  экономике, когда существуют и  действуют и новые, и старые  методы управления. Но дух предприимчивости не успел исчезнуть за годы командно-административной системы, что играет важную роль в утверждении менеджмента как типа управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"