Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Менеджменту"

Вложенные файлы: 1 файл

mened.docx

— 147.56 Кб (Скачать файл)
  1. Менеджмент как наука и практика управления.

Менеджмент – как наука предст-ет  собой знание об управлении, организации и предприятии.

Управление всеми ресурсами  организации (трудовые, материальные, финансовые)

В современных условиях процесс управления воспринимается как искусство применения науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.Менеджмент как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой: планирование; организация; управление; контроль.Менеджмент как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения.Менеджмент включает три уровня управления:Высший (ТОП) - президенты, генеральные директора, управляющие.Средний (МИДЛЕ) - директора филиалов, начальники цехов, отделов.Низовой (ЛОВЕР) - начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера.

Понятие организации. Формальные и неформальные организации. 

Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют.ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Человек нуждается в общении с себе подобными, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.   НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, кот. в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

 

 

3. Основные элементы организаций. Связь организации с внешней средой. Организация как открытая и закрытая система.

Открытая организационная система характеризуется широким набором связей  с   внешней средой и сильной зависимостью от нее (фирма, СМИ, органы власти). Закрытая система характеризуется внутренними связями и создается людьми для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компаний или учредителей (профсоюзы, политические партии). Все организации являются открытыми системами, выживания любой организации зависит от внешнего мира.

Модель организации как открытой системы.           

 Входы                         преобразования                          выходы    

Каждой внутренней среде присущи  свои внутренние переменные, т. е. факторы, влияющие на действующую систему  управления как в положительную, так и отрицательную сторону. Внутренние факторы структуры не всегда полностью, но хотя и во многом зависят от менеджеров и контролируются ими.

Действенность внутренней среды управления зависит от множества переменных, но прежде всего от четко разработанных  целей, рациональной структуры, уровня развития техники и технологий и  от профессиональной подготовленности кадров

4. Менеджмент  и внешняя среда организации:  внешняя среда прямого воздействия;  внешняя среда косвенного воздействия

Внешняя среда прямого воздействия  включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования  и контроля, стратегические альянсы  предприятия с другими фирмами. Макросреду предприятия формируют  экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные  условия.

Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в  стране или регионе, в котором  работает предприятие. Она помогает понять, как формируются и распределяются ресурсы. Для этого в первую очередь  анализируются величина ВВП (ВНП), темп его роста/падения, уровень безработицы, темп инфляции, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный  баланс, валютный курс, величина заработной платы и др. Изменение этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни  населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п. Важными факторами экономической среды являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Социокультурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе. К ним относятся: существующие традиции, ценности, привычки, этические  нормы, стиль жизни, отношение людей  к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень  образования, квалификации и т. д.

 

 

 

5 Менеджмент и внутренняя среда организации: Функционирование и развитие каждой организации осуществляется в среде

Внутренняя среда организации  заключает в себе потенциал, который  дает ей возможность существовать и  выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может  также быть и источником проблем  и даже гибели организации, если она  не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внутренняя среда организации  представляет собой органичное сочетание  таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура. Структура  организации будет рассмотрена  далее.

Технология включает в себя технические  средства и способы их комбинирования и использования для получения  конечного продукта, создаваемого организацией.

Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Организация  живет и функционирует только потому, что в ней есть люди. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит  то, чем является организация. В силу этого люди в организации являются для менеджмента «предметом номер  один».

Орг-ная культура, являясь всепронизывающей составляющей орг-ии, оказывает сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Ее составляют:* философия, задающая смысл существования организации;* преобладающие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования;* нормы поведения, разделяемые сотрудниками;* климат, существующий в организации;* поведенческие ритуалы.

Носителями организаци. культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджерами. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации ресурсов организации на достижение ее целей, но может и являться мощным тормозом.

Внутренняя жизнь организации  состоит из большого количества различных  действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме. Однако можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются: производство, маркетинг, финансы, работа с кадрами, эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). Менеджмент осущ. управление функциональными процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.  Орг-ия в условиях рыночных отношений является открытой системой, способной взаимодействовать с окружающей ее средой в различных аспектах – информационном, вещественном и т.д.

Внешняя среда -источник, питающим организацию ресурсами. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Как только рвутся связи с ней, организация погибает.Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организации, в то же время в значительной мере релевантны по отношению к операциям организаций. Их можно разделить на две основные группы.

6. Роль менеджмента в организации.  Особенности управления в современном  обществе

Сам термин «организация» в менеджменте  употребляется в двух значениях. Первое значение относится к упорядочению деятельности работников, второе —  к раскрытию структуры предприятия, учреждения, ведомства и т. д. В  данном случае роль менеджмента в  организации будет рассматриваться  с позиций человеческого фактора  деятельности. Второе значение играет здесь вспомогательную роль.

Осуществляя организаторскую деятельность, менеджер действует в условиях сложной  структуры предприятия, существенными  компонентами которой являются: а) работник; б) формальная организация; в) неформальная организация; г) трудовой коллектив; д) корпорация.

Работник. Главным структурным  компонентом процесса является работник. Он выступает в процессе своей  активности в четырех проявлениях: это человек, индивид, индивидуальность и личность.

Понятие «человек» употребляется  для подчеркивания субъекта деятельности. Человек понимается как живое существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного трудового процесса. Это родовое понятие. Конкретный человек как представитель определенной группы людей обозначается видовым понятием «индивид». Когда же характеризуется неповторимость существенных признаков индивида, употребляется слово «индивидуальность», которая включает телесные (соматические) и психологические особенности как унаследованные, так и благоприобретенные. Понятием «личность» обозначается единство социальных образований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с людьми. Это социальное качество человека.

 

7. Основные  теории и концепции научной  и административной школ управления 

Сущность и содержание истории  менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Основные теоретические концепции менеджмента.

Закономерности управления различными системами. Теоретические основы менеджмента: законы и принципы. Определение понятия  “принцип управления”. Состав и содержание принципов управления, сформированных различными научными школами и направлениями. Вклад Ф.Тейлора, А.Файоля, Г. Эмерсона и других теоретиков и практиков менеджмента в разработку принципов управления.

Менеджмент как наука и искусство. Природа управления. Уровни управления. Методология управления: процессный и системный подходы.

Выделяют следующие школы управления:1. Школа научного управления (1885–1920 гг.).2. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.).3. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.).4. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время).5. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).Различные авторы дают различные временные периоды, объединяют или дифференцируют

 

7 Основные теории и концепции  научной и административной школ  управления

Этими учеными были разработаны 2 основные идеи научной теории государственного управления:

1)для того, чтобы реформировать аппарат  управления, необходимо его хорошо  знать, т.е. изучать с научных  позиций

2)аппарат  управления должен быть отделен  от политики

В результате работы ученых было выделено 4 концепции (управленческие школы):

1)школа научного  управления

2)административная  школа

3)школа человеческих  отношений (поведенческая школа)

4)школа науки  управления

Школа научного управления (1885-1920) основателем является Фредерик Тейлор – практик, основной его труд – Основные принципы менеджера. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части труд исполнительский и труд распорядительский. Его целью было создание целой системы организации труда. 

Административная  школа (1920-1950) основателем считается Анри Файоль. Его основополагающий труд – Общий и промышленный менеджмент. В отличии от Тейлора Файоль был руководителем крупной компании по добыче угля. Им впервые было предложено описание работы управляющим, он выделил основные принципы:

1)разделение  труда

2)полномочия  и ответственность

3)вознаграждение

Школа человеческих отношений (1930-1950). Школа поведенческих наук (1950-настоящее время). В основе изучения этих школ лежит человеческий фактор, который рассматривается как основной элемент эффективности организации

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"