Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:35, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 143.70 Кб (Скачать файл)

 Рост трансфертов также  увеличивает совокупный спрос.  С одной стороны, поскольку  при увеличении социальных трансфертных  выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

 Рост налогов действует  в противоположном направлении.  Увеличение налогов ведет к  снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку  сокращается нераспределенная прибыль,  являющаяся источником чистых  инвестиций) и, следовательно, к  сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов  увеличивает совокупный спрос.  Снижение налогов ведет к сдвигу  кривой AD вправо, что обусловливает  рост реального ВНП.

 Поэтому инструменты  фискальной политики могут использоваться  для стабилизации экономики на  разных фазах экономического  цикла. 

 Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую 

2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет  целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

 а) увеличение государственных  закупок; 

б) снижение налогов;

в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

 а) сокращение государственных  закупок; 

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику:

1) дискреционную;

2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью  стабилизации экономики.

 Автоматическая фискальная  политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты,  величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий  в себя и налог на доходы  домохозяйств, и налог на прибыль  корпораций);

2) косвенные налоги (в  первую очередь, налог на добавленную  стоимость);

3) пособия по безработице; 

4) пособия по бедности.

Появление в экономике  подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при  отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

 Налог на добавленную  стоимость (НДС) обеспечивает  встроенную стабильность следующим  образом. При рецессии объем  продаж сокращается, а поскольку  НДС является косвенным налогом,  частью цены товара, то при  падении объема продаж налоговые  поступления от косвенных налогов  (изъятия из экономики) сокращаются.  При перегреве, наоборот, поскольку  растут совокупные доходы, объем  продаж увеличивается, что увеличивает  поступления от косвенных налогов.  Экономика автоматически стабилизируется.

 Что касается пособий  по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат  увеличивается при спаде (по  мере того, как люди начинают  терять работу и нищать) и сокращаются  при буме, когда наблюдается «сверхзанятость»  и рост доходов. (Очевидно, что  для того, чтобы получать пособие  по безработице, нужно быть  безработным, а чтобы получать  пособие по бедности, нужно быть  очень бедным). Эти пособия являются  трансфертами, т.е. инъекциями в  экономику. Их выплата способствует  росту доходов, а, следовательно,  расходов, что стимулирует подъем  экономики при спаде. Уменьшение  же общей суммы этих выплат  при буме оказывает сдерживающее  влияние на экономику.

 

10 вопрос

ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  финансовых методов экономическая  наука различает два типа фискальной политики государства:

дискреционную;

недискреционную.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать  влияние на совокупный спрос и  совокупное предложение, воздействуя  тем самым на общую экономическую  конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить  антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

5. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения  реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной  политики:

стимулирующую,

рестриктивную.          

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и  предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей  связано с проведением комплексной  налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и  изменением оптимизации структуры  государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

 

Имеет своей целью ограничение  циклического подъема экономики  и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки  для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в  экономиках переходного периодов, том  числе и в России.

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа  занятости, изменения налоговых  ставок.

Государственная программа  занятости является одной из мер  в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа  за счет средств государства и  местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике  в период кризиса 1929-1933 гг. нашла  программа организации общественных работ. По этой программе государство  за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения  по принципу «лишь бы занять» —  иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти  программы были малоэффективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать  совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Поскольку эти программы  довольно расточительны, гораздо эффективнее    проводить    регулярную    антициклическую    политику,   чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь  стратегическую и четкую программу  в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда  люди теряют работу. Программы занятости  обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и  могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.                                          

Расходы на социальные программы  включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы  позволяют стабилизировать экономическое  развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком  всех этих программ является то, что  они вводятся в условиях спада  и их тяжело отменить, когда экономика  находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более  эффект тинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения,

предотвращая тем самым  нарастание кризисов, увеличивая потребительские  расходы.

Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.                                      

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную  диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

6. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА (встроенные стабилизаторы) 

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в  увязке ставок налогов с величиной  получаемого дохода. Почти все  налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых  поступлений с увеличением чистого  национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный  характер; налога на прибыль; на добавленную  стоимость; налога с продаж, акцизов.

 В этот период налоговые  поступления превышают государственные  расходы (T>G). Возникает излишек—  профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"