Шпаргалка по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:35, шпаргалка

Краткое описание

Макроэкономика - часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается.

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 143.70 Кб (Скачать файл)

    прогрессивная  система подоходного  налогообложения.  Последняя  по  мере

    роста инфляции  автоматически зачисляет различные   социальные  группы  во

    всё более состоятельные   категории  граждан  вне   зависимости  от  того,

    возрос ли их  доход реально или только номинально.  При  этом  индексация

    всех доходов  является малоэффективной, ибо   в  силу  несбалансированного

    роста цен усиливается  отрыв номинального значения  дохода  от  реального,

    причём у различных  групп  населения  по-разному,  в  разное  время  и   с

    различной скоростью.  Единая индексация оценивает  все  доходы  формально,

    то есть по  номиналу;

3. между  классами  и  слоями  населения.  Быстрое   социальное  расслоение,

    углубление имущественного  неравенства –  неизбежные  спутники  инфляции,

    которая негативно влияет  на  благосостояние  населения сразу по  двум

    направлениям  – через сбережения и текущее  потребление.

Поскольку большая часть  благ, входящих в потребительский  набор,  относиться

к  разряду  товаров   неэластичного   спроса,   их   постоянное   удорожание

оборачивается  с  прямым  снижением  жизненного   уровня   беднейших   слоёв

населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов  богатые  теряют

лишь сберегаемую часть,  при  этом  их  текущее  потребление  не  только  не

страдает, но может возрастать.

Инфляция особенно опасна для категории населения,  получающих  фиксированные

доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и  прочие.  Именно  у  этих  людей

преобладающую  роль  в  активах  играют  наличные  деньги    и   накопления,

аккумулированные  в кредитных учреждениях.  С ростом  цен   их   реальная

стоимость (покупательная  способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и  кредиторами  .  В

частности, непредвиденная инфляция  приносит  выгоду  первым  –  получателям

ссуды за счёт вторых – ссудодателей (при условии, конечно,  что  договоры  о

кредитовании не предусматривали пересмотра ставок  в зависимости от  темпа

роста цен).

Воздействие  инфляции  на  производство  носит  противоречивый  характер   и

зависит от её размеров. Умеренная  инфляция вреда не  приносит,  более  того,

её  снижение  связано  с  ростом   безработицы   и   сокращением   реального

национального  продукта.  В  отдельных  случаях  она  даже   может   вызвать

временное   оживление   экономики,   создать   специфическую    инфляционную

конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок к расширению производства.

Галопирующая  инфляция  пагубно  сказывается  на   производстве,   финансах,

кредите  и денежном  обращении.  При ней начинаются  глубокие  деформации

рыночного  механизма,  поражается  его  центральное  звено  –  система  цен.

Последние перестают отражать реальные потребности и,  следовательно,  давать

объективную информацию  инвесторам,  в  результате  снижается  эффективность

размещения экономических  ресурсов. Вследствие этого  неоправданное  движение

инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Высокая  инфляция  активно  противодействует   экономическому   росту.   При

среднегодовых темпах инфляции около 40 %  и выше  экономический рост,  как

правило, прекращается. Верно  и обратное: чем ниже в стране  темпы инфляции,

тем обычно выше темпы  экономического  роста,  причём  они  максимальны  при

минимальных темпах  инфляции.  Это подтверждается  исследованиями  динамики

экономического  развития  за  последние   20   лет   в   большинстве   стран

современного мира[3], которые придерживались  разных  моделей экономической

политики.

Кривая Филлипса — графическое отображение предполагаемой обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

Предложена в 1958 году английским экономистом Олбаном Филлипсом, который на основе эмпирических данных по Англии за 1861—1957 годы вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы и изменением прироста денежной заработной платы.

Зависимость первоначально  показывала связь безработицы с  изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость  между ценами и безработицей.

В долгосрочном периоде согласно Фридману представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

Кривая Филипса применяется  для построения кривой совокупного  предложения. Совокупное предложение  выражает зависимость реального  объема выпуска от уровня цен. А объем  производства напрямую зависит от числа  занятых в экономике. Чем больше количество занятых в экономике, тем больше объем производства и соответственно предложение.

Отрицательный наклон кривой доказывает существование выбора между  двумя пороками экономики — инфляцией  и безработицей. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом), либо инфляция (если экономика функционирует при полной занятости, т.е. в долгосрочном периоде). Одновременно высокая инфляция и безработица существовать не могут. 

 

8 вопрос

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Фискальная функция - обеспечение  финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция - государственное  регулирование экономики.

Социальная функция - поддержание  социального равновесия путем изменения  соотношения между доходами отдельных  социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними

Стимулирующая функция

фискальная функция —  изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры, музеи  и многие учебные заведения и  т. п.

регулирующая.Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др

стимулирующая. С помощью  налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства и др.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

Виды налогов:

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Этот вид налогов устанавливается  федеральным законодательством  и является обязательным для уплаты на всей территории государства.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

Региональные налоги устанавливает  помимо федерального, еще и региональное законодательство, то есть законодательство каждого конкретного субъекта федерации. Такие налоги обязательны для  уплаты только на территории соответствующего региона. При этом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяет региональное законодательство. Например, в г. Москве установлены следующие виды налогов: земельный (в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых автостоянками, гаражами, жилыми помещениями и прочих земель), налог на имущество организаций, единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, транспортный налог и др.)

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц. 

Порядок и сроки уплаты таких налогов определяются правовыми  актами органов муниципальных образований, то есть органов местного самоуправления о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

 

Сторонниками снижения налогов  и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов  — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики  опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

 

9 вопрос

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает  правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения  величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому  фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

 Целями фискальной  политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического  роста; 

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы  циклической безработицы);

3) стабильного уровня  цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

 Инструментами фискальной  политики выступают расходы и  доходы государственного бюджета,  а именно:

1) государственные закупки; 

2) налоги;

3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

следует, что государственные  закупки являются компонентом совокупного  спроса, поэтому их изменение оказывает  прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают  косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских  расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

 При этом рост государственных  закупок увеличивает совокупный  спрос, а их сокращение ведет  к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки  является частью совокупных расходов.

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономика"