Школы стратегического управления Минцберга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:52, доклад

Краткое описание

Школа дизайна наиболее адекватно отражает общепринятую точку зрения на процесс разработки стратегии развития предприятия. Представители именно этой школы являются авторами методики проведения SWOT-анализа. В общем случае школа дизайна разработала модель формирования стратегии развития предприятия как достижение соответствия внутренних и внешних возможностей его развития.
Под стратегией А.Д. Чандлер понимает «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Школа дизайна

Основатели: А.Д. Чандлер, К. Эндрюс и И. Ансофф.

Школа дизайна наиболее адекватно отражает общепринятую точку зрения на процесс разработки стратегии развития предприятия. Представители именно этой школы являются авторами методики проведения SWOT-анализа. В общем случае школа дизайна разработала модель формирования стратегии развития предприятия как достижение соответствия внутренних и внешних возможностей его развития.

Под стратегией А.Д. Чандлер понимает «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Согласно этой модели процесс стратегического планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию.  
Вполне понятно, что возможности внешней деловой окружающей среды могут быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму. Структура SWOT-матрицы для определения целевого состояния (по К.Эндрюсу,1980).

Целевое состояние организации должно быть с одной стороны, результатом использования сильных сторон, направленного на извлечение мах-й выгоды из благоприятных возможностей и противостояние опасностям, а с др. стороны, результатом использования благоприятных внешних обстоятельств для преодоления слабых сторон и избежания опасных ситуаций

В основу построения данной модели стратегического планирования положены следующие основные методологические принципы:

1. Процесс формирования стратегии развития фирмы должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления.

2. Руководство процессом  формирования стратегии развития  фирмы должен осуществлять топ-менеджер.

3. Модель формирования  стратегического плана должна  быть достаточно простой и информативной.

4. Любая стратегия должна  содержать в себе отличительные  цели данной фирмы, особенности  ее развития, а не формироваться  по некоему шаблону.

5. Процесс формулирования  стратегии должен завершаться  лишь тогда, когда альтернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них.

6. Любая стратегия развития  фирмы должна сочетать простоту  восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным  и доступным языком.

7. Стратегия развития  любой фирмы (предприятия) должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации.

Основной заслугой школы дизайна стратегического управления следует считать введение фундаментального положения стратегического управления - обеспечение соответствия между внешними возможностями и внутренним потенциалом предприятия, а также разработку особого языка, использование которого позволяет обсуждать проблемы формирования

 

Школа планирования

Основатели: И. Ансофф, П.Лоранж, Д. Стейнер, Д. Шендель

Школа планирования придает стратегическому планированию огромную значимость, популяризирует концепцию. Рассматривает стратегическое планирование как многоэтапный формализованный процесс, занимающий продолжительное время. Значительное место при этом отводится аудиту внешней и внутренней среды, в рамках которого даются прогнозы развития ситуации. При проведении аудита широко используются количественные методы, рассматривается большое число факторов. Школа требует высокой степени детализации, тщательного обоснования и расчетов. Стратегия выступает в виде иерархической системы планов и бюджетов от сводных по корпорации до планов структурных подразделений.

Процесс стратегического планирования — последовательный, формализованный. Стратегия представляет собой совокупность планов и программ.

Основные посылки:

1) стратегии являются  результатом процесса формального  планирования, разбиваемого на отдельные  шаги, предполагающего разработку  специальных форм (таблиц) с помощью  определенных методов;

2) ответственность за  стратегический процесс несет высшее руководство, за практическую его сторону — плановики;

3) в результате процесса  планирования стратегия доведена  до готовности к внедрению, все  ее элементы рассчитаны.

Школа планирования возникла практически одновременно со школой дизайна. Она признает большинство исходных положений школы дизайна.

Согласно этой модели процесс стратегического планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями проводится анализ и оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынки сбыта и диверсификации производства.

По мнению И. Ансоффа, процессу разработки стратегии диверсификации на предприятии должно предшествовать принятие стратегического решения, связанного с обеспечением системного эффекта от всех элементов, образующих его организационную структуру. На основе такого стратегического решения формируются конкретные стратегии диверсификации и расширения рынка сбыта для уже производимых предприятием товаров. В своей сумме или по отдельности эти стратегии формируют общую стратегию продукт/рынок для предприятия.

Школа планирования вводит в процесс стратегического планирования центральную фигуру стратегического процесса - плановика.

В качестве основных положений данной школы стратегического управления следует назвать:

1. Рассмотрение стратегии  развития предприятия как результата контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, которые схематически изображаются в виде контрольных таблиц с помощью соответствующих методов.

2. Высшее руководство  предприятия несет ответственность за содержательную сторону стратегического процесса, а за его практическую сторону отвечают кадровые плановики.

3. Стратегия развития  предприятия считается завершенной (готовой) в том случае, когда четко  видно ее практическое приложение.

 

Школа позиционирования

Основатели: М. Портер, Р. Кац, Б. Джеймс, Дж. Куинн

Школа позиционирования: основываясь на результатах качественно проведенного конкурентного анализа, высшее руководство может выбрать одну или несколько общих стратегий, представляющих собой стандартные решения для любых типов организаций.

Школа позиционирования сосредотачивает внимание на типизации стратегий и определении условий, в которых та или иная типичная стратегия наиболее эффективна. Отправной точкой служит утверждение, что число основных стратегий в принципе ограниченно, есть некоторые родовые, нормативные или генерические стратегии, и нужно правильно такую стратегию выбрать. Выбор стратегии во многом зависит от ситуации в отрасли.

Стратегическое планирование — аналитический и систематический процесс, стратегия представляет собой выбранную родовую позицию и конкретные приемы для ее завоевания или отстаивания.

Основной метод планирования: портфельные матрицы.

Основные посылки:

1) стратегии представляют  собой генерические рыночные позиции компании, которые могут быть идентифицированы;

2) процесс формирования  стратегии — сделанный на основе  анализа выбор определенной позиции;

3) в результате процесса  стратегического планирования формулируется  конкретная стратегия, которая затем внедряется.

Существенным вкладом в теорию стратегического планирования можно считать разработку цепочки ценностей М. Портера. В своей работе «Конкурентные преимущества» он установил, что на каждом этапе хозяйственной деятельности формируются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями. Он обосновал принципы появления конкурентных преимуществ предприятия, которые формируются путем создания на каждом этапе своих ценностей. Речь в этом случае идет главным образом о сравнительном анализе потребительских свойств продукта, создаваемых на разных этапах его разработки, производства, маркетинга, сбыта в соизмерении с затратами на достижение этих ценностей.

Школа позиционирования стратегического управления прошла в своем развитии три «волны»: 1) ранние труды о военных стратегиях; 2) «Консалтинговые императивы» 1970-х годов; 3) работы об эмпирических предположениях 1980-х годов.

Важным достижением школы позиционирования можно считать разработку в 1972 году PIMS-модели (Profit Impact of Market Strategies), предназначенной для General Electric. Впоследствии данная модель превратилась в автономную базу данных о продажах. Она идентифицировала ряд стратегических переменных, которые использовались для оценки ожидаемой отдачи от инвестиций, доли рынка и прибыли.

Содержание школы позиционирования раскрывают следующие принципиальные положения:

1 Школа позиционирования  определила горизонты для проведения  исследований в сфере стратегического  управления и в определенной  мере обеспечила теоретиков и  практиков эффективным набором стратегий.

2. Она ориентируется главным  образом на экономические аспекты  развития компании, более того - преимущественно  количественно определяемые.

3. Эта школа рассматривает  разработку стратегии не как  сложный и динамичный процесс, а как достаточно упорядоченный и стабильный.

4. Школа позиционирования  исследует в основном достаточно  узкий контекст стратегического  управления, связанный с анализом  основополагающих стратегий в  сложившихся отраслях.

 

Школа предпринимательства

Основатели: Й. Шумптер, А.Коул, К.Найт.

Школа предпринимательства рассматривает разработку стратегии развития фирмы не как коллективный процесс а как индивидуальное творчество ее руководителя. Сторонники данной школы считают, что развитие фирмы в полной мере зависит от диктата индивидуума.

Центральным понятием школы предпринимательства является видение, под которым понимается мысленное представление стратегии, возникшее или отображенное в сознании руководителя фирмы. Поскольку видение представляет собой некий призрачный образ, постольку оно отличается гибкостью, и в силу этого любой руководитель легко адаптируется к своему опыту. Следовательно, по мнению представителей данной школы, любую предпринимательскую стратегию можно характеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающуюся.

Таким образом, представители школы предпринимательства считают, что ключевым фактором, обеспечивающим успешное развитие фирмы, является персонализированное руководство, основывающееся на стратегическом предвидении.

Содержание школы предпринимательства раскрывают следующие принципиальные положения:

1. Стратегия развития  любой фирмы существует в сознании  ее руководителя в виде своеобразной  перспективы, а именно - интуитивного  выбора направления движения  и предвидения будущего фирмы.

2. Процесс формирования  стратегии развития фирмы базируется  на жизненном опыте и интуиции  ее руководителя, независимо от  того, рождается идея стратегии  в его сознании или он воспринимает  ее извне.

3. Для стратегического  предвидения характерна гибкость, а предпринимательская стратегия является одновременно и продуманной, и неожиданно возникающей.

4. Предпринимательскую организацию  отличает гибкость, поскольку она  представляет собой относительно  простую структуру, которая достаточно  чутко реагирует на указания своего руководителя.

5. Предпринимательская стратегия  в определенной мере является  защищенной от влияния прямой  конкуренции в рыночной нише.

Школа предпринимательства рассматривает как ключевой фактор успеха персонализированное руководство, базирующееся на стратегическом видении. Будущее компании зависит от личных качеств, предпринимательского и организаторского таланта людей, которые ею руководят.

Основные посылки:

1) стратегия существует  в сознании руководителя как  видение;

2) процесс формирования  стратегии полусознательный, базируется на жизненном опыте или интуиции руководителя;

3) руководитель целеустремленно  продвигает свое видение, лично  контролируя реализацию стратегии, вносит необходимые коррективы;

4) стратегия тяготеет  к поиску рыночной ниши.

Когнитивная школа

Информация о работе Школы стратегического управления Минцберга