Школа научного менеджмента. Вклад Тейлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:23, реферат

Краткое описание

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 году. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления».
Научное управление (1885-1920 г.г.) наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Это создатели школы научного управления полагали, что , используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Содержание

Введение ………………………………………………….……………………..3
1. Биография Ф. Тейлора……………………………………………………….5
2. Ф. Тейлор — основоположник научного управления производством……..6
Список литературы……………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

В системе Тейлора  большое внимание уделялось организации учета и отчетности на предприятии. Эта работа поручалась специальному исполнителю в составе распределительного бюро, который вел повседневный учет как по рабочим и по всем частям предприятия, так и по административному персоналу. По результатам учета необходимо было составлять различные графики, с помощью которых можно осуществлять контроль за ходом производства по основным показателям и принимать необходимые меры при нарушении установленных заданий.

Регламентации подлежит также поступление и обработка корреспонденции (писем, телеграмм, заказов и т. д.).

Тейлором была изобретена «счетная линейка» для определения оптимальных режимов резания металлов.

Согласно системе  Тейлора для руководства всем предприятием предусматривался штат мастеров. Часть этого штата мастеров закреплялась за распределительным бюро и осуществляла связи с рабочими, устанавливала цены и расценки, наблюдала за общим порядком в мастерской. Другая часть штата мастеров включала в себя четыре категории мастеров, которые наблюдали за точным выполнением указаний распределительного бюро: инспектор; мастер по ремонту; мастер, устанавливающий темп работы; бригадир.

Таким образом, рабочие  получали инструкции от нескольких мастеров. В свою очередь, мастера также действовали на основе разработанных для них инструкций в которых точно определялись их функции, полномочия (права) и ответственность. Все мастера должны были строго придерживаться этих инструкций, и в случае замены одного мастера другим соблюдалась преемственность их указаний рабочим.

Тейлор, формулируя суть своей теории, указывал, что им создана наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каж-

аждого отбельного рабочего до максимальной доступной  ему производительности.

В основе концепции Тейлора лежало разделение труда на две составляющие: труд исполнительский и труд распорядительский. «Очевидно, — писал Тейлор, — что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее»1. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Этот подход резко отличался от ранее существовавшей практики управления, когда рабочие были вынуждены, наряду со своей непосредственной работой, разрешать многие вопросы, относящиеся к административно-хозяйственной и административно-производственной сферам деятельности.

Таким образом, можно  выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:

  • замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы;
  • разработка  оптимальных   методов   осуществления 
    работы на базе научного изучения затрат времени 
    усилий, движений и т. п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
  • специализация функций как в производстве» так * 
    в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
  • планирование и подготовка работы;
  • разработка точных инструкций каждому работнику 
    в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;
  • оплата по результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм (урока). Личная заинтересованность  является  движущим   стимуле! 
    для большинства людей;
  • отдельное административной работы от производственной    Менеджеры    осуществляют    функцию планирования, а рабочие — функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

• сотрудничество между  администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.

Тейлором были  обнаружены недостатки линейного принципа управления, преодоление которых он видел в переходе   к   более   прогрессивному   функциональному принципу. Особенно большое значение он уделял функциональному разделению труда. Так, он считал необходимым введение вместо одного мастера — восьми, каждый из которых должен был нести ответственность за определенную работу (функцию управления), например, а   подготовку   производства,   ремонт   и   обслуживание оборудования и т. д.  Однако этот подход не получил фактического воплощения.  Впоследствии стал широко пропагандироваться «принцип единства распорядительства», согласно которому каждый работник должен получать указания от одного руководителя (мастера).

Основной задачей  предложенной им системы Тейлор ;читал сближение интересов всего персонала предприятия. 1о его мнению, не только администрация, но и рабочие заинтересованы в достижении целей предприятия путем тесного сотрудничества друг с другом. Повышая произ-зодительность своего труда, рабочие увеличивают выработку производимой продукции и, следовательно, заработную плату. Улучшаются условия жизни рабочих. А это в конечном счете приведет к возрастанию благосостояния всей страны. Он отмечал: «Принципы научного менеджмента сохраняют силу, если удовлетворяют каж-1ую из сторон, — и нет научного управления там, где обе стороны не чувствуют себя удовлетворенными1.

Выступая в  специальном комитете Палаты представителей Конгресса США 25 января 1912 г., Тейлор назвал научный менеджмент «интеллектуальной революцией» не

Научный менеджмент способствует развитию отношений товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи между администрацией и рабочими. Это уже не прежние отношения между хозяевами и подчиненными, которые были характерны для прежних (старых) систем управления. Научный менеджмент способствует развитию инициативы рабочих. Вместе с тем обращаясь к предпринимателям, Тейлор советовал им действовать методом «приманки» (учет желаний рабочих, их нужд и пр.), добиваясь благоприятного отношения рабочих. Однако он не исключал возможности использования и любых других методов и средств.

Тейлор определял сущность научного менеджмента как настоящую революцию в мышлении и вместе с тем он предостерегал исследователей и ученых от односторонних и упрощенных трактовок его содержания.

Среди факторов, способствующих повышению эффективности производства, основное место Тейлор отво-1ил росту производительности труда рабочих за счет совершенствования методов организации и управления производством. Администрации в этом процессе отводилась второстепенная роль. Вместе с тем Тейлор призназал, что администрация принимает непосредственное участие в планировании, учете и контроле заданий рабошм, и поэтому производительность труда рабочих находится в известной зависимости от совершенствования работы самой администрации. Поэтому научный ме-4еджмент, считал Тейлор, является «интеллектуальной революцией» по отношению не только к рабочим любой сферы промышленности.

Тейлором были сформулированы две основные задачи менеджмента:

  • обеспечение  наибольшего  процветания   предпринимателя;
  • повышение благосостояния каждого работника.

 
Тейлор довольно-таки широко понимал каждую из этих задач.

Процветание предпринимательства — это не только получение высоких дивидендов на вложенный капитал, но и дальнейшее развитие бизнеса.

Повышение благосостояния работников — это не только высокая заработная плата в соответствии с затраченными усилиями, но и развитие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем самой природой.

Тейлор был  глубоко убежден в том, что  коренные интересы рабочих и предпринимателей совпадают. Более того, он считал, что процветание предпринимателей невозможно без роста благосостояния рабочих. Придавая большое значение решению проблем научной организации производства и труда, Тейлор хорошо понимал значение влияния окружающей среды на предприятие, т.е. внешних факторов, «стоящих решительно вне всякого контроля отдельных людей или коллективов»2.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Зги цели не были достигнуты. Сам Тейлор писал том, что никогда не можешь взглянуть в лицо ни одному рабочему, чтобы не увидеть в нем ненависти.

Концепция научного управления Тейлора была при-1ята в штыки не только рабочими, но и многими пред-1ринимателями, которые считали недопустимым какое-[ибо вмешательство в сферу их управленческой деятель-юсти. Распространялись слухи о возможности замены управляющих чудодейственной «научной техникой». Однако все эти опасения оказались напрасными. На практике система Тейлора способствовала укреплению иерарической структуры производства и усилению контроля а деятельностью рабочих, труд которых был жестко регламентирован в соответствии с «законами науки».

Тейлор был  промышленным инженером, поэтому он смотрел на рабочего как на средство повышения производительности труда, которое требует наилучшего использования технических средств (машин, оборудования, агрегатов). Это возможно, если технические средства будут наиболее полно отвечать функциональным возможностям рабочего. Требуемое соответствие может быть достигнуто двумя путями: либо технические средства приспособить к возможностям рабочего, либо наоборот, — подбирать рабочего к созданной машине. Тейлор считал, что наиболее правильным является второй путь.

Тейлор и на управление смотрел как на машину. следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время. И преподавание менеджмента велось в виде промышленного инжиниринга.

Принципы «научного  управления» Тейлора нашли широкое применение не только в промышленности, но и во всех сферах человеческой деятельности. Во времена Тейлора рабочие не имели достаточного образования, поэтому его разработки способствовали обучению рабочих и повышению их квалификации. Кроме того, принципы организации труда Тейлора были положены в основу организации массово-поточного производства, создания конвейеров. 

 


Информация о работе Школа научного менеджмента. Вклад Тейлора