Численность и размещение населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:36, реферат

Краткое описание

В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции или схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества.

Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Численность и размещение населения………………………………………...4

2 Понятие трудовых ресурсов и их классификация…………………………….7

3 Воспроизводство трудовых ресурсов………………………………………...11

Задача …………………………………………………………………………….16

Заключение ………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

1 Численность и размещение населения.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

      Экономически неактивное население– это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

      - учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

      - лица, получающие пенсии;

      - лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

      - отчаявшиеся найти работу;

      - другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

        Поворот нашей страны от командно-административной  экономики к рыночной делает  бессмысленным использование понятия “трудовые ресурсы” в его прежнем содержании: не могут относиться к трудовым ресурсам категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечь. Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Воспроизводство трудовых ресурсов 

      Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако, эти процессы не совпадают, что объясняется в  частности следующим:

      1. изменение рождаемости отражается  на численности трудовых ресурсов  только после того, как дети  достигнут трудоспособного возраста;

      2. выбытие людей из трудоспособного   возраста (достижение пенсионного   возраста) влияет только на численность  трудовых ресурсов.

      Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного  возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность  населения трудоспособного возраста зависит от естественного движения миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста - от их численности и уровня занятости. 

      Размещение  населения по территории России было рассмотрено в соответствующем разделе курсовой работы. Но прежде чем перейти к вопросу использования трудовых ресурсов нужно отметить, что размещение населения и размещение производства являются сложными взаимодействующими процессами. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит размещению производства, оно определяет, в конечном счете, размещение населения. В свою очередь размещение трудовых ресурсов и всего населения играет важную роль в размещении производства. Само наличие или отсутствие населения на той или иной территории является фактором, способствующим развитию производства или, наоборот, тормозящим его.

      Регулирование распределения и перераспределения  общественного труда между отраслями  народного хозяйства, повышение  трудообеспеченности городов становится центральной задачей органов управления. Мобильность трудовых ресурсов, необходимость перераспределения их в пользу приоритетных отраслей - процесс закономерный, и он вызван главным образом ускорением научно-технического прогресса и интенсификацией производства.

      Нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из рычагов их размещения является проведение эффективной демографической  и социальной политики, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов. Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных городах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи.

      Вот почему требуется постоянно уделять  внимание совершенствованию размещения производительных сил, которое должно обеспечивать экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого малого и среднего города.

      В самом упрощенном виде можно говорить о двух типах воспроизводства  населения.

      Первый  тип воспроизводства населения: демографический кризис. Для этого типа воспроизводства характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Он получил распространение, в первую очередь, в экономических развитых странах, где все время растет доля пожилых и старых людей; это уже само по себе снижает показатели рождаемости и увеличивает показатели смертности. Здесь большую роль играют причины социально-экономического характера. Но и среди стран первого типа воспроизводства можно выделить 3 группы. Во-первых, это страны со среднегодовым преемственным приростом населения 0,5%(5 чел. на 1000чел.):США ,Канада, Австралия. Во-вторых это страны с нулевым или близким к нему приростом населения. Такой прирост уже не обеспечивает расширенного воспроизводства населения, которое стабилизируется на достигнутом уровне. К таким странам относят Бельгию, Данию, Португалию, Польшу, Словакию. В-третьих, это страны с отрицательным естественным приростом , т.е. такие, где смертность превышает рождаемость. В результате число их жителей не только не растет, но и даже снижается. Наиболее характерно это явление для Европы: Белорусь, Украина, Россия. Еще сравнительно недавно этот тип воспроизводства называли рациональным. Однако в первой половине 90-х 20 в. его показатель снизился до 2%, а в начале 21 в. фактически стал нулевым. При этом многие страны Европы уже вступили в полосу демографического кризиса, который отрицательно сказывается или может сказаться в будущем на всем их развитии.

      Второй  тип воспроизводства: демографический  взрыв. Для второго типа воспроизводства населения типичны высокие показатели рождаемости естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Он характерен прежде всего для развивающихся стран. После завоевывания независимости эти страны получили возможность шире использовать достижения совремменой медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями.

      Это привело к довольно резкому сокращению смертности. Рождаемость же оставалась на высоком уровне. В начале 21 в. среднегодовой показатель естественного прироста в развивающихся странах составил 1,6%, т.е. был в 16 раз выше, чем в развитых странах! Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства в середине 20в. получил в литературе образное наименование демографического взрыва. В наши дни на эти страны приходится 4/5 всего населения планеты и более 95% его годового прироста. Это значит , что из 145 млн детей, ежегодно появляющихся на свет, 137млн рождается в развивающихся странах. В том числе населения население Азии ежегодно увеличивается на 45 млн человек, Африки -почти на 30 млн, Латинской Америки- более чем на 7млн человек. Еще в 1900г. из 15 крупнейших по числу жителей стран мира семь находилось в Европе, пять в Азии, три в Америке, то на рубеже 21 в. в этом списке осталось только две страны ( ФРГ и Россия), но зато стало девять азиатских(Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Вьетнам, Фмлиппины, Иран), а также три американских(США, Бразилия, Мексика), одна африканская (Нигерия).В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику.

        

        

      Демографическая политика- это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении. Это направление зависит от демографической ситуации в той или иной стране. В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Примером могут служить Франция, Швеция и Япония. Большинство стран второго типа воспроизводства последнее десятилетие стало осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Примером могут служить Китай и Индия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Задача 1 

      Определить численность инспекторов по кадрам на предприятии, если суммарная трудоемкость работ, рассчитанная по нормам, составляет 8000 нормо/ч., коэффициент, учитывающий затраты времени, не предусмотренные нормативом, равняется 1,15, а полезный фонд рабочего времени 1915. 

      Решение

      Ч= Т1 X К1 : Фп,

      где Т1 – суммарная трудоемкость нормируемых  работ, рассчитанная по данным нормам за год (квартал), час;

      К1 – коэффициент, учитывающий затраты времени на выполнение работ, не предусмотренных в нормативной части сборника (К1 принимается равным до 1,25);

      Фп  – полезный фонд рабочего времени  одного работника за год (квартал), час.

      Ч = 8000х1,15 : 1915 = 5 

      Задача 2 

      Определить численность табельщиков, если норма обслуживания составляет 465 человек. Среднесписочная численность работников на заводе 25. 

      Решение

      Численность табельщиков определяется делением среднесписочной численности работников предприятия (организации) на норму обслуживания, установленную по нормативам времени по формуле:

      Ч = Чсп : Нобс,

      где Чсп – среднесписочная численность работников, чел.;

      Нобс – норма обслуживания, чел. 

      Ч = 465 : 25 = 18 чел 
 

      Задача 3 

      Определить степень механизации труда служащих организации, если Чв - 13 человек, Ч = 97 человек, а значение Чг = 20 

      Решение  

,         

где Чм - численность рабочих основного  производства, занятых механизированным трудом; Ч - общая численность рабочих основного производства.

 

      Задача 4  

      Определить выработку управленческого персонала, если годовой объем товарной продукции составил 500 млрд. рублей. Среднесписочная численность управленческого персонала на предприятии 15 чел. 

      Решение  

      Кон = Чрн : Чро

      Где Чрн  численность работников, труд которых нормируется

      Чро общая численность работников данной группы или кактегории

      Кон = 500 : 25 = 20 
 

      Задача 5 

      Определить количество документов, которое сможет рассмотреть персонал отдела при восьмичасовом рабочем дне, если с учетом времени на отдых норма времени на один документ составляет 1 час, а число сотрудников в отделе 10 чел. 

      Решение  

      Загруженность восьмичасового рабочего дня по количеству задач мы определяем как произведение среднего количества задач за 1 час  работы на 8 рабочих часов.

      8 х 10 = 80 документов сможет рассмотреть персонал отдела при восьмичасовом рабочем дне, т.к. 1 час отводиться на обед. 

      Задание 6 

      К начальнику цеха пришел производственник с просьбой отпустить его с работы на день. Начальник цеха спрашивает о цели. Оказывается, он хочет использовать день на поиск другого места работы. Это лишит цех очень нужного и квалифицированного специалиста.

      Как бы Вы поступили на месте начальника цеха?

      А. Отпустили бы.

      Б. Не отпустили бы.

      + В Выяснили бы причину ухода и постарались ее ликвидировать.

      Г. Стали бы упрекать его в том, что он поступает нечестно.

      Д. Свой вариант ответа.

      На наш взгляд, начальник цеха должен был выяснить причину очень квалифицированного специалиста (утраивает ли сотрудника заработная плата, быть может, бестарифная система оплаты труда на предприятии, быть может имел место конфликт) 
 

      Задание 7 

      На сегодняшнее утро Вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы задержались дома и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет Вас.

      Как вы поведете себя?

      A. Поздороваетесь и перейдете к беседе.

Информация о работе Численность и размещение населения