Характер взаимодействия участников выбора управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе рассматривается важная управленческая проблема – выбор управленческого решения и характер взаимодействия участников этого выбора.
В работе поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть общее понятие и психологические требования к принятию управленческого решения к принятию управленческого решения;
2) Охарактеризовать основные принципы при выборе управленческого решения;
3) Рассмотреть методы выбора управленческих решений;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Принятие решений: общее понятие и психологические требования к принятию управленческих решений………………………………………….4
2. Основные принципы выбора управленческого решения……………………7
3. Методы выбора управленческих решений и поведение участников при выборе решения………………………………………………………………..9
4. Групповое принятие решений и характер взаимодействия участников этого процесса………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по РУР 2.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

                                                      Содержание

Введение………………………………………………………………………………2

  1. Принятие решений: общее понятие и психологические требования к принятию управленческих решений………………………………………….4
  2. Основные принципы выбора управленческого решения……………………7
  3. Методы выбора управленческих решений и поведение участников при выборе решения………………………………………………………………..9
  4. Групповое принятие решений и характер взаимодействия участников этого процесса………………………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Увеличение  организационно - хозяйственной самостоятельности экономических объектов резко расширяет круг вопросов, входящих в сферу деятельности системы организационного управления, требует совершенствования форм и методов процессов управления, повышения качества принимаемых решений. Принятые управляющие решения должны быть оптимальными и обоснованными не только на организационном уровне управления, но и в технической кадровой политике, маркетинге и других сферах взаимодействия экономических объектов с внешней средой.

       Выбор  и принятие управленческих решений  основа любого управления. Однако  с увеличением круга решаемых задач резко возрастает информационный поток по сопровождению задач управления.  Каждая такая задача требует адекватной совокупности необходимой для принятия решений информации.

      Разработка и выбор управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления – планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые в организации, определяют не только эффективность ее деятельности в настоящее время, но и возможность перспективного устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющимся мире рыночных отношений, адаптацию внутренних управленческих процессов к вопросам этики и социальной ответственности современного менеджмента. В этой связи особое значение приобретает характер взаимодействия участников выбора управленческих решений, от которого зависит – управленческий эффект, т.е. когда результаты принятого решения положительно сказываются на экономических показателях организации.

     В контрольной  работе рассматривается важная  управленческая проблема – выбор управленческого решения и характер взаимодействия участников этого выбора.

       В работе  поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть общее понятие и психологические требования к принятию управленческого решения к принятию управленческого решения;
    2. Охарактеризовать основные принципы при выборе управленческого решения;
    3. Рассмотреть методы выбора управленческих решений;
    4. Показать характер взаимодействия участников группового принятия решений.

     Умение  и искусство принимать взвешенные  решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров. Это очень важное умение, которое обеспечивает эффективное развитие организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принятие решений: общее понятие и психологические требования к принятию управленческих решений.

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.

 Принятие  решений – это «центр», вокруг  которого вращается жизнь организации.  Решение можно рассматривать  как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Принятие решения  представляет собой сознательный выбор  имеющихся вариантов или альтернатив  направления действий, сокращающих  разрыв между настоящим и будущим  желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

  В управлении  организацией принятие решение  осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

    Принятие  решений в организации характеризуется  как:

- сознательная  и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

- поведение,  основанное на фактах и ценностных  ориентациях;

- процесс взаимодействия членов организации;

- выбор альтернатив  в рамках социального и политического  состояния организационной среды;

- часть общего  процесса управления;

- неизбежная  часть ежедневной работы менеджера;

- важно для  выполнения всех других функций управления (1;с 392)

       Принятие правильных решений  – это область управленческого  искусства. Способность и умение  делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

    Любое  управленческое решение не только  организует людей, вводит в  оборот материальные и моральные факторы производства, но и формирует психологию его исполнителей. По этой причине каждое управленческое решение должно быть только оптимальным по достижению своей цели, но и воспитывающим по процедуре своего оформления.

    Под  процедурой принятия решения  подразумеваются не только административно – правовые моменты этого процесса, но и вся «технология» проявления личностно – деловых качеств руководителя в процессе формирования решения. Процедура принятия управленческого решения отражает сильные и слабые стороны его личностно - деловых качеств, оказывает впечатляющее воздействие на людей.

  Исследования  показывают, что есть руководители, которые, обладая этими личностно - деловыми качествами, в то же время не владеют искусством принимать решение. В этой связи представляют интерес те психологические условия, соблюдение которых позволяет преодолеть этот недостаток:

- прогностически  воспроизводить пути решения  стоящих задач, соотнося их  с реальными условиями реализации;

- составить подробное информационное описание «слагаемых», необходимых для принятия решения и возможных действий по его реализации;

- умело оперировать  своими знаниями, постоянно использовать профессиональный опыт и интуицию;

- активно подключать  специалистов к разработке конкретных  предложений по выработке решения, производить выбор наиболее обоснованных идей, осваивать эти идеи под углом своей концепции решения;

- иметь основательную  волевую подготовку, внутренне преодолевать  « борьбу мотивов» в пользу  принятия решения, которое меньше  сопряжено с риском, обладать высоким чувством ответственности;

- критически  оценивать эффективность путей  реализации выработанного решения,  быть «открытым» к новой информации, помогающей скорректировать принятое  решение, а также к критическим  замечаниям, преодолевать желание в получении данных, подтверждающих правильность принятого решения, хотя обнаружено, что оно имеет ряд недостатков. (11; с. 201).

    Принятие  во внимание этих психологических  условий, искусное их использование  способствуют наилучшему проявлению  личностно - деловых качеств не только самого руководителя, но и других людей, привлеченных для подготовки управленческого решения или ставших соучастниками его принятия.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     2.Основные принципы выбора управленческого решения.

     Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.

        Эффективность решения зависит  от целого ряда объективных и субъективных факторов. В теории менеджмента особо выделяют два из них:

  1. Качество решения, которое в свою очередь связано с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация, а также с учетом возможностей исполнителей решения;
  2. Степень принятия этого решения людьми.

Высокая степень  фактора качества будет обеспечиваться в том случае, если решение отвечает требованиям, предъявляемых к управленческим решениям:

- целевая направленность: решения должны быть направлены  на достижение определенных инновационных   целей;

- иерархическая  субординация: решения менеджера  должны соответствовать делегированным ему полномочиям;

- обоснованность: решения должны иметь объективное  обоснование рациональности;

- адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени;

- обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения;

- директивность: решения  должны быть обязательными для  исполнения и носить плановый  характер (2; с.196).

     В современных  сложных и быстро меняющихся  условиях большинство управленческих решений требует высокой степени принятия их людьми.

      С большой  вероятностью спрогнозировать эффективность  принятого решения можно, зная  принципы, которые лежат в основе  процедуры принятия управленческого  решения. Наиболее распространенные – принцип единоначалия, принцип согласия, принцип большинства и принцип консенсуса.

    Принцип единоначалия. Решение принимается единолично. Оно может быть эффективным, если оценивается как качественное. Но часто единоличные решения принимают менеджеры с авторитарным стилем поведения, которые предпочитают командовать и приказывать. Поэтому при выполнении решения возникает напряженность, а межличностные отношения характеризуются повышенной конфликтностью.

      Принцип единогласия предусматривает безоговорочную поддержку выдвигаемой альтернативы. Единогласие имеет место при отсутствии «коалиции» или противоборствующих групп. Для организации единогласие – довольно опасный симптом, свидетельствующий об ослаблении демократического стиля мышления.

      Принцип большинства вводится в действие, когда в процессе выработке решения соперничают разные мнения. В связи с этим при принятии решения прибегают к голосованию.  Нередко для принятия решения достаточно простого большинства, иногда по некоторым принципиальным вопросам утверждается норма 2\3.

     Нельзя сказать, что использование этого принципа обеспечивает принятие высококачественного решения. Ведь нет гарантии, что большинство отстаивает лучшую альтернативу. Истории известно немало случаев, когда смелые, прогрессивные идеи отдельных людей поначалу вообще никто не принимал всерьез.

       Принцип консенсуса. Появление данного принципа связано с рядом факторов. Во–первых, это углубление процессов демократизации управления. В условиях плюрализма мнений нельзя подавлять какую-то группу лиц или отдельных людей, представляющих свои видения решаемых проблем. Во-вторых, это возрастание информационных потоков и усложнение технико-экономических условий принятия решений. И то, и другое требует бережного отношения к каждой идее, неподдельного внимания к каждому человеку. На практике все это реализуется путем многоплановых согласований между отдельными людьми и группами по поводу значимых и «незначимых» проблем, связанных с принятием решения (8; с.372).

      Консенсус – это согласование всех спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений. Оно достигается путем взаимных обсуждений и консультаций, а также путем применения различных методик рационализации выдвигаемых альтернатив. Для этой цели используется целый арсенал специальных приемов: «мозговая атака», «синтетика», «интервью», «групповая работа» и т.д.

 

 

 

3.Методы выбора  управленческих решений и поведение  участников при выборе решения.

 

Методы принятия управленческого решения подразделяются на традиционно-стереотипные и инновационные.

Информация о работе Характер взаимодействия участников выбора управленческих решений