Характерные особенности управления персоналом в корпорациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель семестровой работы заключается в изучении основных аспектов управления производительностью труда в российских корпорациях.
Задачи семестровой работы. Обозначить особенности управления персонала в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА», проанализировать работу кадровой службы и взаимодействие между её отделами.
Объект исследования данной темы является управление производительностью современной корпорации.
Предмет исследования управление персоналом в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА».
Методы исследования. В данной работе использованы такие методы как нормативный и позитивный анализ, абстрагирование, принцип агрегирования.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты управления производительностью труда 6
1. 1 Основные понятия производительности труда 6
1. 2 Основные показатели и методы расчета производительности труда 10
1. 3 Трудовые ресурсы предприятия. Состав и структура кадров 16
2. Характерные особенности управления персоналом в корпорациях 26
2.1 Особенности организации управления персонала в российских корпорациях 26
2. 2. Характеристика корпорации ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 33
2. 3 Особенности организации кадровой службы в ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 38
2. 4 Основные показатели кадровой деятельности ОАО «Пивоваренная компания «БАЛТИКА» 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

исследовательская работа.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Анализ персонала организации – один из основных разделов анализа работы организации. Достаточная обеспеченность организации трудовыми ресурсами, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства. Исходя из изложенного, основные задачи анализа персонала организации могут быть сведены к следующему:

1) Обеспеченность организации  трудовыми ресурсами, укомплектованности  штатов продавцов, кассиров, контролеров,  других работников и эффективности  использование рабочего времени.

2) Изучение качественного  состава кадров (обеспеченность  специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе в данной организации, возраст и т.п.), эффективности использования календарного времени, режима труда и рационального использования рабочего времени.

3) Изучение движения  рабочей силы и текучести кадров.

4) Выявление путей  и возможностей эффективности  использования персонала организации.

5) Разработка оптимальных  управленческих решений по развитию персонала организации..

Персонал организации  и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными              показателями [12, c.55]:

– среднесписочная численность  работников организации и (или) его внутренних подразделений за определенный период;

– удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников организации;

– темпы роста (прироста) численности работников организации за определенный период

– удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности  служащих и (или) работников организации;

– средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов организации;

– списочная и явочная численность работников организации и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий групп на определенную дату;

– текучесть кадров;

– фондовооруженность труда работников и  (или) рабочих в организации.

Как известно, понятие  оценки «эффективности труда» более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта.

Социальный эффект в  оценке труда выражается в степени  удовлетворения спроса населения на товары и качестве обслуживания, в сокращении издержек потребления. Повышение эффективности труда в розничной торговле ведет к достижению наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса населения на товары при минимуме издержек обращения и потребления.

Обеспеченность предприятий  рабочей силой – важнейшее  условие эффективного его функционирования. Это связано с серьезными изменениями  в экономической, политической, социальной сферах, что сказывается на формировании и использовании рынка рабочей силы.

Правильная оценка обеспеченности предприятия рабочей силой дает возможность осуществления рациональной занятости. Она позволяет установить наиболее действенное, соответствующее  затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы, которые не были учтены плановым заданием, определить степень выполнения заданий и на этой основе определять новые задания, ориентировать трудовые коллективы на принятие более напряженных планов.

Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической – как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной – как наиболее полное соответствие интересам человека труда.

Качественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и проводимых ими работ.

По признаку участия  в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру  трудовых  функций, а, следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории [13, c. 55]:

– руководители, осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня:

высший (организации в целом  – директор, генеральный директор, управляющий и их заместители),

средний (руководители основных структурных  подразделений – отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты),

низовой (работающие с исполнителями  – руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;

– специалисты – лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. К ним относятся экономисты, юристы, инженеры-технологи, инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры, аудиторы, инженеры по подготовке кадров, инспектора по кадрам и др.;

– другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание: агент по закупкам, кассир, секретарь-стенографистка, табельщики др.;

– рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Различают основных и вспомогательных рабочих.

В отдельную категорию входят работники  социальной инфраструктуры, т.е. лица, занятые неосновной деятельностью (культурно-бытовым, жилищно-коммунальным обслуживанием персонала организации). К ним относятся работники ЖКО; лица, обслуживающие детские сады, базы отдыха и т.п., находящиеся на балансе организации.

В промышленности руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители), рабочие образуют промышленно-производственный персонал, а работники социальной инфраструктуры – непромышленный персонал.

Деление персонала организации  на категории осуществляется в соответствии с нормативным документом.

Квалификационный справочник, учитывая требования нового этапа развития нашего общества, впервые в число должностей руководителей ввел должность менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, полученное часто в дополнение к инженерному, экономическому, юридическому. Менеджеры осуществляют управление деятельностью организации (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовой уровень). Менеджерами высшего и среднего уровней применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей – директоров организаций и других линейных руководителей: начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Менеджеры низового уровня в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства  являются организаторами этой деятельности, обеспечивая ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Профессиональная структура персонала  организации – это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.

Квалификационная структура персонала  – это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций [13. c, 77]. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III               категории [23, c. 33].

Квалификация определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Половозрастная структура  персонала организации – это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18,19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39,40-44,45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше [28. c, 78].

Структура персонала по стажу может  рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более [28. c, 78].

Структура персонала по уровню образования (общего и специального) характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки – бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

Как было отмечено выше, помимо терминов «трудовые ресурсы» и «персонал» в науке и практике экономики, социологии, управления с 1980-х гг. стал применяться термин «трудовой потенциал» общества, отдельного работника. Это  понятие является более объемным, разносторонним, его основой является термин «потенциал» – источник возможностей, средств, запаса.

Трудовой потенциал работника  – это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

Основными компонентами трудового  потенциала работника являются:

– психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и др.;

– социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;

– квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;

– личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и др.

Трудовой потенциал  работника не является величиной  постоянной, он может изменяться как  в сторону увеличения, так и  уменьшения. Накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные  способности работника повышаются по мере усвоения новых знаний и навыков, укрепления здоровья, улучшения условий труда. Но они могут снижаться при ужесточении режима работы, ухудшении здоровья и т.п.

Важной, но до конца не решенной является проблема оценки трудового  потенциала, с помощью которой  можно измерять и интенсивно использовать личный трудовой потенциал. На практике применяются следующие методы измерения трудового потенциала.

Количественная оценка производится, как правило, лишь в  отношении таких характеристик, как пол, возраст, стаж, уровень образования, состояние здоровья.

Балльная оценка (по 7-10 – балльной шкале) применяется в отношении показателей, характеризующих возраст, здоровье, подготовку работника, его интеллектуальный, творческий, инновационный потенциал. Такой метод оценки доступен для использования в каждой организации, но он недостаточно объективно отражает степень использования  трудового потенциала.

 

 

2. Характерные особенности управления  персоналом в корпорациях

 

2.1 Особенности организации  управления персонала в российских  корпорациях

 

Одним из важнейших направлений  в работе любой компании является работа с персоналом. В компаниях  с небольшой численностью персонала  все кадровые функции может выполнять  один работник или несколько. В крупных  корпорациях выполнение всех стратегических кадровых задач возлагается на целое подразделение или департамент, в региональных подразделениях корпорации обычно существует свой отдел управления персоналом, который занимается делопроизводством подразделения и функционально взаимодействует с департаментом по работе с персоналом. Поэтому добиться положительного синергетического эффекта и организовать слаженное и эффективное управление персоналом в корпорации в целом не так то просто. Не существует единых правил для организации кадровой службы, но существуют некоторые характерные особенности организации управления персоналом в корпорациях.

Выделяются следующие  особенности:

1.         Кадровая служба корпорации является централизованным функциональное подразделением и располагается на высокой ступени иерархии;

2.         Чаще всего кадровая служба состоит из нескольких функциональных подразделений во главе с директором по персоналу;

3.         В некоторых случаях кадровые функции или процессы передаются сторонней организации при помощи аутсорсинга.

Рассмотрим перечисленные характеристики более подробно:

1. Рассмотрев организационные  структуры управления некоторых крупнейших российских корпораций, можно сделалать вывод, что кадровая служба корпорации является централизованным функциональным подразделением и располагается на высокой ступени иерархии. Схематически это выглядит следующим образом:

Информация о работе Характерные особенности управления персоналом в корпорациях