Функционально-стоимостной анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Многие пользователи считают функционально-стоимостной анализ (ФСА) достаточно сложным для понимания. Возможно, это связано с тем, что существует слишком мало информации, объясняющей, что же он собственно из себя представляет.
Цель контрольной работы заключаются в раскрытии сущности функционально-стоимостного анализа.

Содержание

Введение 3
Причины появления ФСА 4
Суть метода 6
Отличие от традиционных методов 13
Заключение 18
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение                                                                                                                  3

Причины появления  ФСА                                                                          4

Суть метода                                                                                                6

Отличие от традиционных методов                                                         13

Заключение                                                                                                        18

Список использованных источников                                                                19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Многие пользователи считают функционально-стоимостной  анализ (ФСА) достаточно сложным для понимания. Возможно, это связано с тем, что существует слишком мало информации, объясняющей, что же он собственно из себя представляет.

Цель контрольной  работы заключаются в раскрытии  сущности функционально-стоимостного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины появления ФСА

 

Под функционально-стоимостным  анализом понимают метод комплексного системного исследования стоимости  и характеристик продукции, включая  функции и ресурсы, задействованные  в производстве, деятельность по продаже, доставке, технической поддержке, оказанию услуг, а также по обеспечению качества. Данный метод направлен на оптимизацию соотношения между качеством, полезностью функций объекта и затратами на их реализацию на всех этапах его жизненного цикла.

Метод ФСА появился в 80-е годы, когда традиционные методы расчета затрат стали терять свою актуальность. Последние появились и развивались на рубеже прошлого и позапрошлого веков (1870 - 1920 гг.). Но с начала 60-х, и особенно в 80-х годов, изменения формы производства и ведения бизнеса привели к тому, что традиционный метод учета затрат стали называть "врагом номер один для производства", поскольку польза от него стала весьма сомнительной.

Традиционные  методы оценки затрат изначально разрабатывались (согласно GAAP-стандартам, основанным на принципах "объективности, проверяемости и значимости") для оценки материально-товарных ценностей и предназначались для внешних потребителей - кредиторов, инвесторов, Комиссии по ценным бумагам (Security Exchange Commission), Налогового управления (Internal Revenue Service).

Однако у  этих методов есть ряд слабых мест, особенно ощутимых при внутреннем управлении. Из них два самых крупных недостатка:

  1. Невозможность достаточно точно передать издержки производства отдельного продукта.
  2. Невозможность обеспечить обратную связь - информацию для менеджеров, необходимую для оперативного управления.

В результате менеджеры  компаний, продающих различные виды изделий, принимают важные решения, касающиеся установки цен, сочетания  продуктов и технологии производства, на основе неточной информации о расходах.

Итак, решать современные  проблемы был призван функционально-стоимостной  анализ, и в конечном итоге он оказался одним из самых важных нововведений в управлении за последние сто  лет.

Разработчики  метода, профессора Гарвардского университета Робин Купер (Robin Cooper) и Роберт Каплан (Robert Kaplan), выделили три независимых, но согласованно действующих, фактора, которые являются основными причинами практического применения ФСА:

  1. Процесс структурирования расходов изменился очень существенно. И если в начале века рабочий труд составлял около 50% от общих расходов, стоимость материалов - 35%, а накладные расходы - 15%, то теперь накладные расходы составляют около 60%, материалы - 30%, и труд - только 10% производственных издержек. Очевидно, что использование рабочих часов в качестве базы распределения расходов имело смысл 90 лет назад, но при современной структуре затрат уже потеряло свою силу.
  2. Уровень конкуренции, с которым сталкивается большинство компаний, очень возрос. "Быстро изменяющаяся глобальная конкурентная среда" - это не клише, а вполне реальная неприятность для большинства фирм. Знание фактических затрат очень важно для выживания в такой ситуации.
  3. Стоимость выполнения измерений и вычислений снизилась по мере развития технологий обработки информации. Еще 20 лет назад сбор, обработка и анализ данных, необходимых для ФСА, были очень дорогими. А сегодня доступны не только специальные автоматизированные системы оценки данных, но и сами данные, которые, как правило, уже собраны и в той или иной форме и хранятся в каждой компании.

В связи с  этим ФСА может оказаться весьма ценным методом, поскольку он выдает информацию о всем диапазоне операционных функций, об их стоимости и потреблении.

Суть  метода

Цели использования функционально-стоимостного анализа на предприятии могут различаться в зависимости от объекта исследования. Если объектом исследования будет выступать подразделение предприятия, например отдел маркетинга, то цель исследования будет состоять в достижении улучшений в работе отдела по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Если в качестве объекта исследования рассматривать качество продукции предприятия, то целями ФСА будут: на стадиях научно-исследовательской работы и опытно-конструкторских разработок — предупреждение возникновения излишних затрат, на стадиях производства и эксплуатации объекта — сокращение или исключение неоправданных затрат и потерь. Конечной целью ФСА является поиск наиболее экономичных с точки зрения потребителя и производителя вариантов того или иного практического решения.

Соответственно  различают и задачи ФСА по объектам исследования. В первом случае анализируется  деятельность персонала отдела маркетинга и определяется стоимость исполнения функций управления, исследуется эффективность использования трудовых ресурсов отдела, выявляются источники повышения производительности труда, устранения «узких мест» в управлении и др. Во втором случае основными задачами будут следующие: снижение материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости и фондоемкости продукции, повышение качества продукции, обеспечение сокращения расходов на улучшение качества продукции за счет полного или частичного исключения излишних затрат на малоэффективные мероприятия.

Объектами ФСА  могут быть:

— организационные и управленческие процессы и структуры, построение (совершенствование) организационной структуры, распределение задач, прав и ответственности в системе управления подразделением, создание условий для эффективной работы сотрудников служб;

— качество продукции (выявление резервов повышения качества продукции, достижения оптимального состояния «качество — цена»);

— конструкция  изделия (на стадиях проектирования, подготовки производства, непосредственно  в процессе изготовления), все виды технологической оснастки и инструментов, специальное оборудование и специальные материалы;

— технологический  процесс (на стадиях разработки технологической  документации, технологической подготовки производства, организации и управления производством), и иные процессы производства (заготовительные, обработочные, сборочные, контрольные, складские, транспортные).

Функционально-стоимостной  анализ позволяет выполнить следующие  виды работ:

- определить уровень (или степень) выполнения различных бизнес-процессов на предприятии, в том числе эффективность управления маркетингом и управления качеством продукции;

- обосновать выбор рационального варианта технологии реализации бизнес-планов;

- провести анализ функций, выполняемых структурными подразделениями предприятия;

- обеспечить высокое качество продукции;

- проанализировать интегрированное улучшение результатов деятельности предприятия и др.

С целью обеспечения  наибольшей отдачи от выполнения работ  по ФСА необходимо соблюдать ряд  основных принципов анализа (табл.1).

Мнения различных авторов, освещающих в своих работах методологию проведения ФСА, свидетельствуют о том, что:

1) отсутствует  единая методика ФСА, пригодная  для всех направлений и всех  объектов исследования;

Таблица 1.1 Принципы Функционально-стоимостного анализа

Объект

исследования ФСА

Принцип ФСА

Содержание принципа ФСА

Подразделение предприятия (отдел маркетинга)

Системный подход

Анализ подразделения  как элемента системы более высокого порядка и как системы, состоящей  из взаимосвязанных элементов

Функциональный подход

Анализ подразделения  как комплекса выполняемых функций

Творческий подход

Активизация творческой работы по проблемам структуры и  функций подразделения

Качество продукции

Функциональность

Рассмотрение продукции  как комплекса выполняемых функций

Системность

Изучение каждой функции  продукции как самостоятельной  системы

Экономичность

Анализ затрат на функции  продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции

Творчество

Активизация коллективной работы над повышением качества продукции


 

2) перед тем как принять решение о применении ФСА необходимо проанализировать основные факторы, влияющие на процесс и методику реализации этого метода:

• направления  проведения ФСА (система управления предприятием, система управления структурным  подразделением — отдел маркетинга, качество продукции);

• объект исследования и его жизненный цикл;

• цели и задачи проведения метода;

• объем финансирования проведения исследования с применением  ФСА;

• квалификация специалистов, проводящих ФСА.

Группировка затрат по факторам производства позволяет выявить иерархическую структуру направлений снижения стоимости изделий. Направления целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой методом экспертной оценки. Сопоставление функций с затратами на их осуществление позволяет выбирать пути удешевления продукции.

Соотнесение удельного  веса затрат на функцию в общих  затратах и значимости соответствующей  ему функции, позволяет вычислить  коэффициент затрат по функциям. Оптимальным  считается  . При существенном превышении данным коэффициентом единицы ( ), необходимо искать пути удешевления данной функции.

Результатом проведенного ФСА являются альтернативные варианты решений, в которых учитывается  соотношение совокупных затрат на изделия (являющихся суммой поэлементных затрат), с базовыми затратами. Базой могут служить минимально возможные затраты на изделие. Экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине можно определить по формуле:

  (1)

где, – экономическая эффективность ФСА (коэффициент снижения текущих затрат); – реально сложившиеся совокупные затраты; – минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.

Итогом проведения ФСА как инструмента управления качеством продукции должно стать  снижение затрат на единицу полезного  эффекта, которое достигается:

  • сокращением затрат при одновременном повышении потребительских свойств изделия;
  • уменьшением затрат при сохранении уровня качества;

сокращением затрат при обоснованном снижении технических  параметров до их функционально необходимого уровня.

Следует отметить, что ФСА необходимо рассматривать  как внутрифирменный метод маркетинговых исследований и управления маркетингом на предприятии, и управления качеством продукции. Целесообразна тесная взаимосвязь между маркетинговыми службами и группами, которые проводят функционально-стоимостной анализ.

Таблица 2. Формы функционально-стоимостного анализа

Форма ФСА

Цель использования  форм ФСА

Сфера использования  форм ФСА

Корректирующая форма

Выявление излишних затрат; определение диспропорции между  значимостью функций для потребителя  и затратами на их обеспечение; поиск резервов снижения себестоимости и повышения качества изделий

Сфера производства (для  совершенствования освоенных и  действующих объектов)

Творческая форма

Поиск оптимальных технических  решений; установление предельных нормативов затрат по изготовлению разрабатываемых объектов

Сфера проектирования (при  проектировании новой продукции  на стадиях НИР и ОКР)

Инверсная форма

Поиск наиболее эффективных  условий использования объектов

Сфера применения (при  поиске новых сфер применения продукции, унификации продукции)

Информация о работе Функционально-стоимостной анализ