Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:17, реферат
Эволюция менеджмента как науки показывает, что институциональные проблемы всегда находились в поле зрения исследователей управленческой деятельности, однако только во второй половине XX в. вопросы формирования и развития институциональных процессов и их влияния на функционирование экономических систем вышли на передний план в профессиональных исследованиях. Обусловлено это в значительной степени тем, что современные экономические реалии актуализируют перед научной мыслью задачи, решение которых в рамках неоклассической теории (mainstream economics) представляется не только очень сложным, но и методологически ограниченным.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
РЕФЕРАТ
на тему: Трансакционные издержки в управлении персоналом, источники и методы их снижения.
Омск-2013
Трансакционные издержки в управлении персоналом, источники и методы их снижения.
Эволюция менеджмента
как науки показывает, что институциональные
проблемы всегда находились в поле
зрения исследователей управленческой
деятельности, однако только во второй
половине XX в. вопросы формирования
и развития институциональных процессов
и их влияния на функционирование
экономических систем вышли на передний
план в профессиональных исследованиях.
Обусловлено это в значительной
степени тем, что современные
экономические реалии актуализируют
перед научной мыслью задачи, решение
которых в рамках неоклассической
теории (mainstream economics) представляется не
только очень сложным, но и методологически
ограниченным.
Данные и другие
обстоятельства, связанные с необходимостью
совершенствования систем управления
экономическими системами, вынуждают
исследователей идти по пути расширения
понятийного аппарата и сферы анализа
экономической науки, при этом одним из
перспективных направлений научных поисков
являются положения институциональной
теории.
Одним из наиболее
перспективных компонентов новой институциональной
экономической теории является теория
трансакционных издержек. Выделение трансакционных
издержек в отдельную статью позволит
значительно упростить оценку эффективности
как работы менеджеров промышленных предприятий,
так и использования конкретных управленческих
инструментов. В этой связи весьма актуальными
представляются выявление наиболее распространенных
трансакционных издержек, связанных с
управленческой деятельностью, и их классификация.
Первоначально трансакционные издержки
были определены Р. Коузом как "издержки
пользования рыночным механизмом".
Позднее это понятие приобрело более широкий
смысл. Оно стало обозначать любые виды
издержек, сопровождающих взаимодействие
экономических агентов независимо от
того, где оно протекает - на рынке или
внутри организаций, поскольку деловое
сотрудничество в рамках иерархических
структур (таких как фирмы) также не свободно
от трений и потерь.
Нужно отметить, что общепринятой классификации
трансакционных издержек не сложилось,
каждый из исследователей обращал внимание
на наиболее интересные, с его точки зрения,
элементы. Дж. Стиглер выделил среди них
"информационные издержки", , М. Дженсен
и У. Меклинг - "издержки мониторинга
за поведением агента и издержки его самоограничения",
Й. Барцель - "издержки измерения",
П. Милгром и Дж. Робертс - "издержки
влияния", Г. Хансманн - "издержки
коллективного принятия решений". К.
Далман включил в их состав "издержки
сбора и переработки информации, издержки
проведения переговоров и принятия решений,
издержки контроля и юридической защиты
выполнения контракта" О. Уильямсон
- "издержки оппортунистического поведения".
Издержки оппортунистического поведения.
Это самый скрытый и, с точки зрения экономической
теории, самый интересный элемент трансакционных
издержек.[9.с 365]
Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.
Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.
Если личный вклад каждого
агента в общий результат измеряется
с большими ошибками, то его вознаграждение
будет слабо связано с
В частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.
Вторая форма
Наибольший интерес с точки зрения менеджмента
любого предприятия представляют трансакционные
издержки, связанные с осуществлением
управленческой деятельности, а именно
возникающие в процессе осуществления
управленческих функций. Так как функции
управления определяются как конкретные
виды деятельности, жизненно необходимые
для организации и руководства.
Для выявления трансакционных издержек,
возникающих в процессе выполнения управленческих
функций, учёными Л. Дмитриевым , А. Хореевым,
Ю. Саликовым были охарактеризованы
основные функции менеджмента и проведено
исследование, направленное на выявление
наиболее часто встречающихся проблем
при их реализации. Основные полученные
результаты представлены в таблице 1[13.с
45]
Таблица 1
Наиболее
существенные проблемы, встречающиеся
при реализации основных управленческих
функций
на промышленных предприятиях
Наименование функций управления |
Содержание управленческих функций |
Наиболее существенные проблемы, встречающиеся при реализации управленческих функций |
Организационная |
функция формирование управляемой
и управляющей подсистем, |
системные проблемы, проблема гибкости реагирования
на проблемы работы с внешней средой, проблемы исполнения документов
и проблема передачи информации
между объектом и субъектом управления |
Функция планирования |
предвидение хода экономического
развития на предстоящий период для
конкретной организации позволяет показать,
чего нужно достичь, с помощью каких инструментов, |
проблема целеполагания, смутное представление о стратегических целях и задачах, неполная определенность внешних и внутренних условий |
Функция координации |
обеспечение согласованности действий всех звеньев систем управления, сохранение, поддержание и совершенствование установленного режима работы производственного механизма |
проблемы, связанные с разделением труда в аппарате управления, проблема конфликтов, проблемы, связанные с
наличием единой базы данных, |
Мотивация |
процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации |
проблема предвзятого набора кадров, проблема развития персонала и его обучения, проблема отношения к работникам как к средству достижения цели без собственных амбициозных целей и стремления к развитию |
Контроль |
процесс обеспечения достижения
организацией своих целей. Процесс |
проблемы оценки эффективности работы руководителя, проблемы анализа и аудита управленческой деятельности, |
На основании проведенного
анализа были выделены наиболее явные
и чаще всего встречающиеся
таблица 2
Трансакционные издержки
Функции управления |
Трансакционные издержки |
Организационная |
Издержки по пересмотру условий
функционирования; Издержки по "ведению
переговоров"; |
Планирования |
Издержки поиска информации, по выработке и корректировке
целей, |
Координации |
Издержки влияния, |
Мотивация |
Издержки защиты прав работников, расходы на нематериальное поощрение и др. |
Контроль |
Издержки обработки информации, |
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сути, содержания, целей, заданий, критериев, принципов и методов управления персоналом и разработка механизмов их реализации в условиях конкретной организации. Общая концепция конкретизируется через кадровую политику и кадровую работу.
Содержание управления персоналом составляют:
Таким образом, планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов является основным содержанием управления персоналом.
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Список литературы:
Информация о работе Трансакционные издержки в управлении персоналом, источники и методы их снижения