Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6 Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10 Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22 ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35 2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35 2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59
Система оценки качества
начального общего образования
– это совокупность организационных
и функциональных структур, норм и правил,
диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку
общеобразовательных достижений обучающихся,
эффективности деятельности школы с учетом
запросов основных пользователей результатов
системы оценки качества образования.
Основные пользователи
результатов системы оценки
качества начального общего
образования:
• обучающиеся и их
родители (законные представители);
• администрация школы,
учредитель;
• совет школы;
• общественные организации,
заинтересованные в оценке качества
образования.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС
2.1. Технология
оценки качества образовательных
достижений обучающегося общеобразовательного
учреждения
Апробация технологии оценки
качества образовательных достижений
обучающегося общеобразовательного учреждения
проводилась на базе …
В апробации приняли участие:
25 учащихся 3 класса.
Из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Возраст участников: от 9 до 10 лет.
Цель: инструментарий мониторинга
на промежуточных этапах обучения должен
максимально учитывать особенности образовательной
программы общеобразовательного учреждения,
учебного плана, учебников и методик, используемых
в образовательном процессе.
Для достижения целей мониторинга
необходимо реализовать следующие задачи:
определить состав инструментария
для проведения мониторинга подготовки
обучающихся;
разработать инструментарий
для проведения проверки подготовки обучающихся
по конкретным учебным предметам;
разработать систему универсальных
количественных показателей, характеризующих
состояние подготовки обучающихся по
учебному предмету и позволяющих выявить
динамику ее изменения, а также сравнить
достижения обучающихся по разным учебным
предметам;
разработать анкеты, позволяющие
получить информацию, необходимую для
выделения факторов, оказывающих влияние
на состояние подготовки обучающихся;
разработать единый план проведения
оценки образовательных достижений обучающихся
по основным учебным предметам на определенный
период, необходимый для проявления тенденций
ее изменения;
Инструментарий оценки образовательных достижений
обучающихся.
Для получения информации об
образовательных достижениях школьников
по учебным предметам используют специально
разработанные проверочные работы, позволяющие
получить достаточно полную и объективную
информацию о состоянии подготовки обучающихся
по учебным предметам. При этом важно обеспечить
получение информации о достижении обучающимися
по следующим уровням:
обязательной подготовки, что
позволит судить о выполнении требований
стандарта по каждому учебному предмету;
обеспечить получение информации
о достижении повышенного уровня подготовки.
С этой целью разработаны проверочные
работы, которые состоят из двух частей,
имеющих различное назначение. Первая
часть предназначена для выявления обучающихся,
достигших уровня базовой (обязательной)
подготовки по предмету, вторая часть
– для выявления обучающихся достигших
уровня повышенной подготовки.
В соответствии со своим назначением
задания первой части работы проверяются
умения обучающихся использовать знания
в знакомых ситуациях. Эта часть работы
разрабатывается в соответствии с принципами
создания критериально-ориентированных
тестов, основной целью которых является
фиксация наличия или отсутствия у обучающихся
какого-либо качества.
Разработка критериально-ориентированной
работы включает описание элементов, составляющих
содержание проверки. В случае оценки
обязательной подготовки учащихся такими
элементами являются конкретные обязательные
знания и умения, которые затем используются
для содержательной характеристики результатов
проверки. Для каждого знания или умения,
включенного в этот перечень, составляется
набор заданий, выполнение которых должно
достаточно полно характеризовать овладение
данным элементом на обязательном уровне.
Совокупность заданий по всем элементам
образует банк заданий работы. При этом
используются задания обязательного уровня,
которые знакомы обучающимся, и отрабатывались
в процессе образовательного процесса.
Основным требованием при составлении
проверочной работы является обеспечение
полноты проверки состояния изучаемого
качества.
При отработке заданий первой
части устанавливается показатель ее
выполнения (критериальный балл). Если
результаты ученика не ниже этого показателя,
то делается вывод о достижении учащимися
уровня обязательной подготовки, если
ниже его, то фиксируется отсутствие данного
качества. Неоднократное использование
такой работы позволит выявить динамику
изменения состояния обязательной подготовки
обучающихся.
Вторая часть работы содержит
задания повышенного уровня, которые значительно
различаются по сложности. Часть из них
требует от обучающихся применить свои
знания в измененной ситуации, используя
при этом подходы, приемы, методы, известные
им из школьного курса. Остальные требуют
использования знаний в новой для обучающихся
ситуации. Для выполнения этих заданий
необходимо интегрировать знания из разных
тем, разделов предмета, разработать самостоятельно
подходы, способы решения поставленной
проблемы. Выполнение заданий второй части
позволяет осуществить более тонкую дифференциацию
обучающихся по состоянию подготовки
по проверяемому предмету.
Типы заданий.
В проверочных работах использовались
задания различного типа: с выбором ответа,
с кратким свободным ответом (в виде числа,
слова и т.п.), с развернутым ответом (полная
запись ответа с соответствующим объяснением
или обоснованием, полная запись решения
математической задачи т.п.).
В тех случаях, когда проверяются
знания и умения особенно на базовом уровне
усвоения в большинстве случаев не требуется
приводить развернутый ответ, чтобы судить
о владении этими знаниями в стандартной
ситуации. Вынести такое суждение позволяет
получение обучающимся правильного ответа.
Поэтому уместно использовать задания
с выбором ответа или с кратким ответом,
в которых не требуется приводить объяснение
или обоснование полученного ответа (все
предметы).
Проверку умения применять
знания в измененных ситуациях, строить
процедуры, сочетая различные изученные
простые операции или приемы, целесообразно
осуществлять с помощью заданий, требующих
самостоятельной записи ответа (краткого
или развернутого).
Для проверки самых сложных
умений (анализировать ситуацию, делать
выводы, проводить логически грамотные
рассуждения, обоснования, доказательства
своих действий и грамотно записывать
их) необходимо использовать только один
тип заданий – с развернутым ответом (русский
язык, математика).
Определение системы показателей
оценки образовательных достижений обучающихся.
Согласно целям оценки образовательных
достижений показатели должны обеспечить
получение информации, характеризующей
состояние образовательных достижений
обследуемой совокупности учащихся, динамику
образовательных достижений в ходе проводимого
эксперимента и влияние факторов на эти
достижения.
Эти показатели:
– соответствуют основным целям
и планируемым результатам образования;
– позволяют содержательно
интерпретировать изменения, происходящие
в образовательном процессе;
– взаимодополняют и не противоречат
друг другу.
Показатель качества образования
– это те его существенные характеристики,
которые позволяют дать ему оценку.
Показатель качества образования
– это передатчики социальной информации,
содержащие исчерпывающие характеристики
качества образования, по которым можно
судить о его развитии.
Показатель качества образования
– это такая его характеристика, которая
определяет связь между ненаблюдаемыми
и наблюдаемыми его характеристиками
(ненаблюдаемые – способность, наблюдаемые
– ЗУН).
Мерой оценки качества образования
выступают критерии, сочетающие в себе
методы расчета, оценочную шкалу и правила
принятия решения об определении уровня
качества образования. Именно критерии
служат окончательным основанием для
фиксации уровня качества образования.
Каждый критерий состоит из
оценочного показателя и соответствующей
ему шкалы. Наличие только показателя
без оценочной шкалы не задает критерия.
Но один и тот же показатель может иметь
разные оценочные шкалы, то есть разные
критерии.
Требования к критериям:
основательность, т. е. отражать
сущность, важнейшие стороны исследуемых
процессов и объектов;
определенность, т. е. возможность
выражения их в конкретных, поддающихся
измерению показателей;
стабильность, в том смысле,
чтобы проводимые на основе критериев «срезы» были сопоставимыми;
относительность, т. к. абсолютно
точных и надежных способов измерения
социально-педагогических явлений пока
не существует, каждый способ дает результаты,
нуждающиеся в перепроверке.
Качество образования рассматривается
как интегральная характеристика системы
образования, отражающая степень соответствия
реальных достигаемых образовательных
результатов нормативным требованиям,
социальным и личностным ожиданиям.
Качество определяется как
совокупность характеристик объекта,
относящихся к его способности удовлетворять
установленные и предполагаемые потребности.
В категории качества воплощается
результат образования как социальной
компетентности: умение изучать и размышлять
о социальных нормах и действовать для
их изменения, использовать в своей работе
метод проектов, сообщать свои результаты,
обосновывать, доказывать, используя соответствующие
техники.
Образование трактуется как
совокупность процессов обучения, воспитания
и развития в специально организованных
условиях гимназии.
Оценка образовательных достижений
обучающихся осуществляется в соответствии
с выделенными критериями на каждой ступени
образования.
Начальная школа – стартовая.
От того, насколько ребенок полюбит и научится
учиться в этот период, во многом зависит
успешность его дальнейшего образования.
Поэтому главная цель образовательного
процесса – создать благоприятные условия
для развития учебных возможностей детей.
Реализация этой идеи заложена в программу
оценки образовательных достижений обучающихся.
Цель проведения данной программы – выявить
состояние образовательного процесса
в начальных классах. Объектами наблюдения
являются показатели, которые разделены
на три модуля.
Целевыми ориентирами образовательной
деятельности школы является формирование
социальной компетентности, тогда и мониторинг
должен быть направлен на слежение, оценку
характеристик, входящих в эту компетентность,
которая включает в себя социальную компетентность
– уровень образованности и/или опытности,
достаточный для успешного выполнения
той или иной социальной или профессиональной
функции.
Средний уровень социальной
компетентности рассчитывается по формуле:
УВ + УО
СУСК =
2
, где УВ – уровень
воспитанности, УО – уровень обученности
Поэтому необходимо осуществить
анализ уровня обученности и уровня воспитанности,
которые являются частью объектов наблюдения.
Модуль 1. Уровень обученности определяется
при использовании дифференцированных
по уровню трудности заданий – тестов.
Расчет уровня обученности осуществляется
как среднее арифметическое уровня учебных
действий (УД) обучающегося по проверочным
работам предмета учебной программы, раскрытие
содержания качеств знания: полнота, глубина,
осознанность, системность.