Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Приоритетная роль образования в развитии общества и страны отмечается во многих нормативных документах на самом высоком уровне. В ходе реализации проектов в сфере образования акценты стали смещаться от «инновационного образования» к «качественному образованию». Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС…………6 Понятие качества образования в общеобразовательном учреждении…………………………………………………………………6 Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования..................................................................................................10 Оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………..22 ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………..…32 ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС.………35 2.1. Технология оценки качества образовательных достижений обучающегося общеобразовательного учреждения…………………………35 2.2. Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении……..48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………......59
Основное содержание оценки
метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится
вокруг умения учиться. Оценка метапредметных
результатов проводится в ходе различных
процедур: решение задач творческого и
поискового характера, учебное проектирование,
итоговые проверочные работы, комплексные
работы на межпредметной основе, мониторинг
сформированности основных учебных умений.
В 4 классе проводится метапредметная
комплексная итоговая работа, позволяющая
определить уровень сформированности
УУД каждым учеником. Оценка: достижение
базового уровня, достижения на повышенном
уровне, не достаточно базового уровня.
Работа проводится в течение 2-х уроков.
Оценка
предметных результатов
Достижение предметных результатов
обеспечивается за счет основных учебных
предметов. Поэтому объектом оценки предметных
результатов является способность учащихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи.
Оценка достижения предметных
результатов ведётся как в ходе текущего
и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты накопленной оценки, полученной
в ходе текущего и промежуточного оценивания,
фиксируются, в форме портфеля достижений
и учитываются при определении итоговой
оценки. Предметом итоговой оценки освоения
обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования
является достижение предметных и метапредметных
результатов начального общего образования,
необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой
оценки являются итоговые комплексные
работы – система заданий различного
уровня сложности по чтению, русскому
языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных
результатов проводится с помощью диагностических
работ (промежуточных и итоговых), направленных
на определение уровня освоения темы учащимися.
В 1-3-х классах – итоговая комплексная
работа. В 4-х классах проводится мониторинг
достижения планируемых результатов выполнения
трех итоговых работ – по русскому языку,
математике – и итоговой комплексной
работы на межпредметной основе [23, c. 17].
Системная оценка личностных,
метапредметных и предметных
результатов реализуется в рамках
накопительной системы – Портфолио.
.Портфолио ученика:
является современным педагогическим
инструментом сопровождения развития
и оценки достижений учащихся, ориентированным
на обновление и совершенствование качества
образования;
реализует одно из основных
положений Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования
второго поколения – формирование универсальных
учебных действий;
позволяет учитывать возрастные
особенности развития универсальных учебных
действий учащихся младших классов; лучшие
достижения Российской школы на этапе
начального обучения; а также педагогические
ресурсы учебных предметов образовательного
плана;
предполагает активное вовлечение
учащихся и их родителей в оценочную деятельность
на основе проблемного анализа, рефлексии
и оптимистического прогнозирования.
Структура «Портфолио» в начальной
школе представляет собой сборник
работ и результатов, которые показывают
усилия, прогресс и достижения обучающегося
в разных областях (учёба, творчество,
общение, здоровье), недостатков, позволяющих
самому определять цели своего дальнейшего
развития.
Пополнять «Портфель достижений
» и оценивать его материалы должен, прежде
всего, обучающийся. Учитель же примерно
раз в четверть пополняет лишь небольшую
обязательную часть (после контрольных
работ), а в остальном обучает обучающегося
порядку пополнения портфеля основным
набором материалов и их оцениванию.
По итогам обучения проводится
комплексная оценка «Портфеля достижений».
Обязательные материалы: предметные контрольные,
диагностические метапредметные работы
попадают в «Портфель достижений» уже
с готовыми качественными оценками по
шкале уровней успешности. Материалы,
которые пополняются обучающимся, оцениваются
по той же шкале уровней успешности самим
обучающимся. На основе обеих оценок результаты
систематизируются.
Рассмотрим текущие формы
контроля и учета достижений обучающихся
[2, c. 25]:
- устный опрос
- письменная
- самостоятельная работа
- диктанты
- контрольное списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
- посещение уроков по
программам наблюдения
-диагностическая контрольная
работа
- диктанты
- изложение
- контроль техники чтения
- анализ динамики текущей
успеваемости
- участие в выставках,
конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах
и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических
исследований
Формы представления образовательных
результатов:
табель успеваемости по предметам
(с указанием требований, предъявляемых
к выставлению отметок);
тексты итоговых диагностических
контрольных работ, диктантов и анализ
их выполнения обучающимся (информация
об элементах и уровнях проверяемого знания
– знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка успешности результатов,
формулировка причин неудач и рекомендаций
по устранению пробелов в обученности
по предметам;
портфолио;
результаты психолого-педагогических
исследований, иллюстрирующих динамику
развития отдельных интеллектуальных
и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных,
метапредметных и личностных результатов
обучающихся требованиям к результатам
освоения образовательной программы начального
общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной
обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система
оценки ориентирована на стимулирование
обучающегося стремиться к объективному
контролю, а не сокрытию своего незнания
и неумения, на формирование потребности
в адекватной и конструктивной самооценке
[8, c. 38].
В школе приняты следующие формы
оценок:
1. 1 класс – безотметочное
обучение.
2. Со 2 класса – 5-тибальная
шкала отметок:
«5» - - отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно;
«2» – неудовлетворительно;
«1» - отсутствие хоть сколько-нибудь
удовлетворительного выполнения работы.
Отметку «5» - получает ученик,
если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность в полном объеме
соответствует учебной программе, допускается
один недочет, объем ЗУНов составляет
90-100% содержания (правильный полный ответ,
представляющий собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную
тему, умение применять определения, правила
в конкретных случаях.
Ученик обосновывает свои суждения,
применяет знания на практике, приводит
собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик,
если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или её результаты
в общем соответствуют требованиям учебной
программы, но имеются одна или две негрубые
ошибки, или три недочета и объем ЗУНов
составляет 70-90% содержания (правильный,
но не совсем точный ответ).
Отметку «3» - получает ученик,
если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и её результаты
в основном соответствуют требованиям
программы, однако имеется: 1 грубая ошибка
и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая,
или 2-3 грубых ошибки, или 1
негрубая ошибка и 3 недочета,
или 4-5 недочетов. Учащийся владеет ЗУНами
в объеме 50-70% содержания (правильный, но
не полный ответ, допускаются
неточности в определении
понятий или формулировке правил,
недостаточно глубоко и доказательно
ученик обосновывает свои суждения, не
умеет приводить примеры, излагает материал
непоследовательно).
Отметку «2» - получает ученик,
если его устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность и е результаты
частично соответствуют требованиям программы,
имеются существенные недостатки и грубые
ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет
20-50% содержания (неправильный ответ).
Виды отметок:
Текущие отметки выставляются
учителем ежеурочно по поставленным на
урок целям деятельности учащихся.
Тематическая отметка (рейтинговая,
бальная оценка) выставляется учителем
после изучения большой темы или раздела.
У учителя есть право выбора формы проведения
тематического контроля.
3.
Отметки предметов обязательной
части учебного плана выставляются
по четвертям в 5-тибальной системе.
Годовая отметка выставляется
на основании отметок за 1, 2, 3,
и 4 четверть, итоговых комплексных
работ, накопительной системы оценивания.
Права и обязанности учащихся
при получении отметки:
При проведении тематического
контроля отметка ставится всем
ученикам, так как каждый должен показать,
как он овладел знаниями и умениями темы.
В случае получения неудовлетворительной
отметки ученик имеет право пересдачи
и исправления «двойки».
В случае отсутствия ученика
по уважительной причине в день проведения
тематического контроля ЗУНов «н»
в классный журнал выставляется,
а ученик обязан сдать эту тему и получить
отметку в течение 7 дней после выхода.
Отметка ставится рядом с буквой «н» в
день, когда проводилась работ [8, c. 40].
Преимущества Портфолио
как метода оценивания достижений учащихся:
• сфокусирован на процессуальном
контроле новых приоритетов современного
образования, которыми являются УУД (универсальные
учебные действия);
• содержание заданий Портфолио
выстроено на основе УМК, реализующего
новые образовательные стандарты начальной
школы;
• разделы Портфолио (Портрет,
Рабочие материалы, Коллектор, Достижения)
являются общепринятой моделью в мировой
педагогической практике;
• учитывает особенности развития
критического мышления учащихся путем
использования трех стадий: вызов (проблемная
ситуация) – осмысление – рефлексия;
• позволяет помочь учащимся
самим определять цели обучения, осуществлять
активное присвоение информации и
размышлять о том, что они узнали.
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
Проведя анализ литературных
источников можно отметить, что практическое
использование системы оценки
качества НОО строится
в соответствии с требованиями
ФГОС НОО, законодательными
актами Российской Федерации,
школы, регламентирующими
реализацию процедур контроля
и оценки качества образования.
Качество образования – интегральная
характеристика системы образования,
отражающая степень соответствия ресурсного
обеспечения, образовательного процесса,
образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным
ожиданиям,
Оценка качества образования
– определение с помощью диагностических
и оценочных процедур степени соответствия
ресурсного обеспечения, образовательного
процесса, образовательных результатов,
нормативным требованиям, социальным
и личностным ожиданиям.