Современные тенденции развития в области управленческой деятельности: Научно-технический прогресс и информационное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Управленческая деятельность- это неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных систем, она эволюционировала вместе с развитием информационного общества и научно техническим прогрессом.
Цель работы состоит в понятии и анализе тенденций управленческой деятельности: научно-технического прогресса и информационного общества.

Содержание

Введение.
Глава1 Теоретические аспекты управленческой деятельности.
1.1 Возникновение и история развития управленческой деятельности.
1.2 Понятие НТП и информационного общества в управленческой деятельности.
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности.
Глава 2 Анализ современного развития управленческой деятельности.
2.1. Анализ НТП в современной практике управленческой деятельности.
2.2. Оценка информационного общества в современной практике управленческой деятельности.
2.3. Современные тенденции развития управленческой деятельности.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Cодержание.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

Основной формой собственности  становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое  первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом  массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная  и государственная тайна также  определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений  к Интернету, количество мобильных  и фиксированных телефонов и  т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного  общества. Формируется единая интегрированная  информационная система на основе технологической  конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Информационное общество формируется  как глобальное и включает в себя: 1) Мировую "информационную экономику";

2) Единое мировое информационное пространство;

3)Глобальную информационную инфраструктуру;

4) Формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

Рассмотрев эти два понятия, мы можем сделать вывод, что Научно технический прогресс и Информационное общество тесно связаны между  собой в управленческой деятельности. Если организация будет владеть информации, и она будет подкреплена специальным оборудованием, то организация не только сможет достигать свои цели и задачи (получать максимальный доход), но и  в организации будет эффективно работать управленческая структура и качественно выполнять свои функции:

1)Прогнозирование

2) Планирование

3) Организация

4) Мотивация

5)Координация

6) Учёт и контроль

7) Анализ

При  правильно функционирующей  управленческой деятельности, организация  будет достигать ни только положительных  результатов , но  и будет знать как грамотно и с наименьшими потерями выйти из неблагоприятных периодов.

 

    1. Нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности.

 

Механизмы исполнения закона в государственном управлении  
Сущностью государственного управления является исполнение закона. Но нельзя исполнить закон, не имея распорядительных полномочий (материальное обеспечение, кадры и др.). Деятельность по исполнению закона является исполнительно-распорядительной. Сфера государственного управления будет иметь место там и там же заканчиваться, где возникают управленческие отношения, а в них обязательным субъектом или участником должен быть орган государственной власти (государственного управления) или их должностные лица. Сфера управления, прежде всего, определяется теми отношениями управленческого характера, в которых участвуют названные субъекты. 
Вопрос о том, является ли правоотношение выражением воли государства, закрепленной в норме, либо сочетанием воли государства и воли участников этого отношения, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Основная функция правоотношения состоит в том, чтобы воля государства трансформировалась в волю участников правоотношения, была реализована в конкретных актах поведения: действиях или воздержании от них, зависимости от них 
Своеобразие управленческого воздействия права заключается в том, что его основным субъектом выступает государство, средством правовые предписания, а объектом — личность в ее социальных связях. В процессе исследования со- 
отношения правового воздействия на поведение и правового регулирования общественных отношений выявлена теоретическая связь и особенности социально-психологического механизма правового воздействия и механизма правового регулирования.

Объектом правового воздействия является поведение человека, в то время как объектом правового регулирования выступает общественное отношение. Отсюда вытекает и различие в методе воздействия и регулирования. Регулирование представляет собой совокупность методов воздействия на поведение (запрет, позитивное связывание, дозволение). Если механизм правового регулирования включает как объективные элементы (нормы права, правоотношения, акты реализации), так и субъективные (правосознание), то социально-психологический механизм правового воздействия — это взаимодействие субъективных элементов (правосознания, волевых актов саморегуляции поведения). Механизм психологического воздействия обеспечивает регулирование при помощи нормы. По содержанию отношения делятся на:

  • связанные с деятельностью органов управления, органов 
    исполнительной власти по удовлетворению потребностей и 
    интересов граждан, охране их прав в сфере государственного 
    управления;
  • связанные с деятельностью вышестоящих органов управ 
    ления по руководству деятельностью нижестоящих органов уп 
    равления;
  • связанные с осуществлением непосредственно оператив 
    ного управления.

По направлениям управленческой деятельности могут быть выделены отношения: 
-связанные с подготовкой и изданием нормативных и индивидуальных правовых актов; 
-связанные с непосредственным исполнением законов и иных актов;

-связанные с контролем и надзором за реализацией правовых актов;         

-связанные с осуществлением правоохранительной деятельности;

-связанные с осуществлением регулирования отношений, участниками которых выступают государство, госпредприятия, приватизированные предприятия, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.

 По способу защиты —защищаются в административном или судебном порядке. 
По соотношению прав и обязанностей сторон — вертикальные и горизонтальные отношения. Но в рамках только вертикального отношения осуществляется упорядочивающее воздействие. Когда в горизонтальное отношение вступают, к примеру, два министра, там нет подчинения, нет воздействия, там — согласование, взаимное финансирование и т.д. 
Существует два вида субъектов административно-правовых отношений. Именно в административном праве, в сфере государственного управления функционируют, осуществляют свою деятельность большинство субъектов. Нет второй такой отрасли, где было бы такое количество субъектов отношений. Есть понятия субъекта административного права и субъекта административно-правового отношения. Между ними имеет место определенное различие. 
В самом простом варианте субъектом административного права является то лицо или организация, которое обладает определенной право- и дееспособностью. 
Субъект административно-правовых отношений является действующим, он включен в их осуществление непосредственно. К числу субъектов административно-правовых отношений могут быть отнесены: органы исполнительной власти; органы власти вообще, когда они связаны какими-то отношениями с органами исполнительной власти, со сферой государственного управления; внутренние подразделения органов исполнительной власти и государственного управления; различного рода организации, объединения (их администрация); концерны, общественные объединения и организации; коммерческие организации, граждане. 
Правоспособность граждан отличается в связи с принадлежностью к полу (частично), возрастом, местом проживания, состоянием здоровья. Все эти моменты корректируют административно-правовой статус гражданина. Неравенство административно-правовых статусов субъектов обусловлено двумя объективными факторами. Управление немыслимо без власти, без иерархии (когда речь идет о вертикальных отношениях). Объективно существующие отношения между людьми, организациями отражаются на их социальных позициях, что закрепляют нормы административного права. 
Всех субъектов права, в зависимости от того, чью волю они выполняют, и от чьего имени действуют, можно разделить на два типа: индивидуальные и коллективные. 
Индивидуальную группу составляют граждане. 
Термин «гражданин» в административном праве понимается как лицо, которое не состоит в устойчивых связях организационного (и непрерывного) характера с теми субъектами, с которыми он вступил или может вступить в административно-правовые отношения. 
Служащие обычно действуют от имени организаций. В то же время они могут выступать в качестве индивидуальных субъектов, особенно когда выступают как должностные лица. 
Для характеристики коллективных субъектов не подходят понятия право- и дееспособности, речь идет о правосубъектности. Она появляется в момент утверждения Устава, у органов исполнительной власти — с момента образования. Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Норма административного права определяет условия, при которых должны возникнуть, прекратиться или измениться административно-правовые отношения. В любом случае должен иметь место юридический факт в виде основания. 
Характеризуя орган исполнительной власти, государственного управления, мы прежде всего имеем в виду коллектив профессионалов, специалистов, владеющих методами работы с информацией, ориентированного воздействия на ситуацию, использующих современные технологии принятия решений и технологии управления в целом. Коллектив образует определенную организацию. Эта организация наделена государственно-властными полномочиями. Данные полномочия составляют компетенцию органа. Для реализации компетенции учреждается организационная структура органа. 
Орган исполнительной власти — это организация, отличающаяся своей компетенцией, методами и формами деятельности, структурой, порядком образования, призванная осуществлять задачи и функции государства в соответствии с предоставленными государственно-властными полномочиями в сфере государственного управления. Устанавливая компетенцию каждого из органов управления, государство производит разделение труда между ними. При этом управлением охватываются те участки жизни общества, которые нуждаются в управлении. Разделение труда между органами обусловливает необходимость координации их деятельности. В связи с этим устанавливаются органы, которые обеспечивают координацию деятельности других органов, осуществляют контроль за ними. 
Говоря об актах управления, мы прежде всего определяем их как средства исполнения закона, ибо сущность управленческой деятельности практически и заключается в исполнении закона. Именно при помощи актов управления закон может быть исполнен, так как в нем чаще всего отсутствуют нормы прямого действия. При помощи актов управления осуществляется детализация и конкретизация норм закона. Закон не может учитывать все национальные, климатические, экономические, экологические и иные условия, и ему «на помощь» приходит акт управления, направленный на то, чтобы учесть местные условия и особенности. Акт управления, не меняя цели закона, в своей гипотезе, если она есть, учитывает эти условия. Особенно это относится к диспозиции, где права и обязанности участников управленческого отношения могут быть скорректированы в соответствии с местными условиями и особенностями. 
В настоящее время акты управления превалируют и во многих случаях заменяют закон.  
Акты управления особенно незаменимы в области правоприменения, которое непосредственно, конкретно регулирует многочисленные отношения (нормы земельного, финансового, трудового права и др.). Нормы административного права, содержащиеся в актах, устанавливают компетенцию органов. 
Акты управления — довольно сложные правовые явления. С одной стороны, они относятся к механизму правового регулирования, а с другой — к управленческой деятельности. Двуедина и природа источников этих актов. Они — правовые акты, как и все другие, входящие в механизм правового регулирования, и в то же время им присуща специфика управленческой деятельности, они связаны с исполнением законов. 
С понятием акта управления связано понятие волеизъявления, что соответствует волевой природе, характеру права, особой деятельности по его созданию и применению. Правовой акт представляет собой форму закрепления и выражения государственной воли, государственного волеизъявления. Издание акта управления рассчитано на правовой эффект, на достижение той или иной цели, на определенный правовой результат. Общим мотивом издания акта является потребность в определенном правовом воздействии на соответствующие управленческие отношения или на создание новых управленческих отношений. Акты издаются с целью:

  • установления, изменения или отмены правовых норм;
  • установления, изменения или прекращения правовых 
    отношений.

Юридически названные свойства относятся к сущности актов управления. Одним из важнейших свойств актов  является их государственно-правовой, государственно-властный характер. Это связано с отношениями власти и подчинения, отдачи необходимых команд и т.д., но как бы они не были связаны с определенным усмотрением при их издании, они все равно должны быть в пределах действующего законодательства и всегда подзаконными. 
Построение правового государства и совершенствование его институтов — задача довольно сложная. Для ее решения требуется тщательный анализ не только складывающейся в данный период ситуации, но и ретроспективное исследование предшествующих событий, наложивших свой отпечаток на нашу жизнь, что поможет понять основные тенденции современного развития. 
 

Глава 2 . Анализ современного развития управленческой  деятельности.

 

 

2.1. Анализ  НТП  в  современной практике управленческой  деятельности.

 

Государство на каждом этапе своего развития должно определять приоритетные направления  НТП и обеспечивать их развитие.

В доперестроечный период в России была разработана комплексная программа НТП на длительную перспективу и в этой программе были определены следующие приоритетные направления:

-комплексная автоматизация производства,

-электронизация народного хозяйства,

-развитие атомной электроэнергетики,

-создание новых материалов и технологий их производства,

- развитие биотехнологии, создание и развитие других прогрессивных технологий.

Страны  ЕС осуществляют комплексную программу  НТП под названием «Эврика», и  в ней, по сути, заложены эти же приоритетные направления НТП.

 В  Японии список приоритетных направлений  насчитывает более 33, но на  первом месте неизменно стоит  развитие биотехнологии.

Задачей технологии является выявление физических, химических, механических, коммерческих, социальных, экологических и прочих закономерностей о природе превращения  обрабатываемых сред из одного вида в  другой с целью определения и  использования в широкой практике наиболее эффективных производственных процессов. Отражение их временных  тенденций позволяет осуществлять прогнозирование направлений и  темпов развития технологий и производства. Это направление в науке получило название технодинамики.

Технологией также называют сами операции добычи, переработки, транспортирования, складирования, сбережения, передачи прав владения, продажи  и т.п., которые являются частью производственного  процесса.

          Рассмотрим сущность некоторых прогрессивных технологий:

        Гибкое автоматизированное производство (ГАП). Гибкое автоматизированное производство (ГАП) – автоматизированная производственная система, в которой на основе соответствующих технических средств и определенных решений обеспечивается возможность оперативной переналадки на выпуск новой продукции в достаточно широких пределах ее номенклатуры и параметров. Начало ГАП было положено в 1950-х гг. в связи с созданием станков с ЧПУ. Крупные достижения в робототехнике, разработка различных АСУ, САПР, появление микропроцессоров резко расширили возможности создания и внедрения ГАП. Современные ГАП включают в себя: системы автоматизированного проектирования; автоматизированное управление технологической подготовкой производства, числовыми программными устройствами; роботы (манипуляторы); автоматизированные транспортные средства; автоматизированные склады; автоматизированные системы контроля технологических процессов, качества продукции; автоматизированные системы контроля и управления предприятием. ГАП позволяют существенно сократить время на проектирование и переналадку производства для выпуска новой продукции.

Роботы, робототехника.

Роботы, робототехника – область науки  и техники, связанная с изучением, созданием и использованием принципиально  нового технического средства комплексной  автоматизации производственных процессов  – робототехнических систем.

Термин  «робот» ввел чешский писатель К.Чапек  в 1920 г.

В зависимости  от основных функций различают:

    • манипуляционные робототехнические системы;
    • мобильные; перемещающиеся в пространстве;
    • информационные робототехнические системы.

Роботы, робототехника – это основа для  комплексной механизации и автоматизации  производственных процессов.

Существуют и другие прогрессивные  технологии, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство –  более высокая производительность и экономичность.

           Биотехнология.

Использование живых организмов в производстве и переработке различных продуктов. Некоторые биотехнологические процессы с древних времен использовались в хлебопечении, в приготовлении вина и пива, уксуса, сыра, при различных способах переработки кожи, растительных волокон и др. Появление термина "биотехнология" в 1970-х гг. связано с успехами молекулярной генетики.

Современная биотехнология основана главным образом на культивировании  микроорганизмов (бактерий и микроскопических грибов), животных и растительных клеток. Используя микробиологический синтез, получают кормовые и пищевые белки, ферменты, аминокислоты, антибиотики, витамины и др.

 С помощью методов генетической  инженерии получены бактерии, продуцирующие  (в промышленных масштабах) интерферон, инсулин и гормон роста человека. Культура растительных клеток  используется для получения медицинских  препаратов, селекции растений с  нужными свойствами.

С развитием биотехнологии связывают  решение проблем обеспечения  населения планеты продовольствием, минеральными ресурсами и энергией (биогаз), охраны окружающей среды (в  том числе биологическая очистка  воды) и др.

Существуют  и другие прогрессивные технологии, для их большинства характерно важное обстоятельство - высокая производительность и экономичность.

Тенденции развития современных производственных технологий:

1) перехода  от дискретных (циклических) технологий  к непрерывным (поточным) производственным  процессам, как наиболее эффективным  и экономичным;

2) внедрения  замкнутых (безотходных) технологических  циклов в составе производства, как наиболее экологически нейтральных;

3) повышения  наукоемкости технологий «высоких»  технологий, как наиболее приоритетных  в бизнесе.

В литературе встречаются различные сведения о перспективности тех или  иных технологий. Давайте ознакомимся с оценками перспективности научно-технических направлений:

 

 

Направления 

Доля голосов экспертов, %

Средства информатики и связи

26,5

Биотехнология и медицина 

23,8

Энергетика 

2,1

Вычислительная техника 

11,2

Работы в околоземном пространстве

5,0

Промышленные материалы 

2,7

Транспорт 

2,4

Электроника 

13,5


 

Устойчивое динамическое развитие НТП и прорывное развитие различных областей практики возможно только на основе высоких образовательных и наукоемких технологий. Именно качество образования, сможет защитить инженеров новой генерации от реальной опасности превращения человека в сменный материал технологий.

Организации должны рисковать, внедряя  новейшие достижения науки, новую продукцию  и технологию, организацию управления производством. Работа с инновациями  и их внедрение представляются достаточно рискованными мероприятиями. Степень  риска при осуществлении различных  инноваций различна. Инновации на частичную модернизацию оборудования и технологии производства, обновление выпускаемой продукции, снижение издержек производства и повышение материальной заинтересованности членов коллектива в результатах труда связаны  с незначительным риском и объявляются  обязательными условиями неуклонного  повышения эффективности производства.

Информация о работе Современные тенденции развития в области управленческой деятельности: Научно-технический прогресс и информационное общество