Рассмотрение работы внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Одним из главных элементов системы управления организацией является система внутреннего контроля (СВК). В настоящее время внутренний контроль в российских организациях приобретает характер основы, имеющейся на всех уровнях управления, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ).
В широком смысле цель СВК заключается в сохранении и эффективном использовании разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации, обеспечении ее эффективного функционирования, а также устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Рассмотрение работы внутреннего аудита.docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

В разделе «Место внутреннего  аудита в управлении экономическим  субъектом» дано определение понятия  «внутренний аудит». Под ним понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его  руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами  система контроля за соблюдением  установленного порядка ведения  бухгалтерского учета и надежностью  функционирования системы внутреннего  контроля.

Организацию, роль и функции  внутреннего аудита определяют руководство  и (или) собственники экономического субъекта в зависимости от содержания и  специфики деятельности экономического субъекта, показателей его финансово-экономической  деятельности, сложившейся системы  управления, состояния внутреннего  контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние  аудиторы.

К институтам внутреннего  аудита относятся назначаемые руководством и (или) собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и собственников  экономического субъекта информационное и консультационное значение; она  призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть разными в зависимости  от особенностей экономического субъекта и требований его руководства  и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают в себя:

  • проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • проверки бухгалтерской и оперативной информации, в том числе экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверки деятельности различных звеньев управления;
  • оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего  аудитора обеспечивается степенью его  независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудитору, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется  и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим  от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных  подразделений, органов внутреннего  контроля и т.п.

Согласно российскому  стандарту аудиторская организация  должна сформировать мнение о деятельности внутреннего аудита, необходимое  для планирования предстоящей проверки.

Эффективность внутреннего  аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы  внутреннего контроля и тем самым  существенно сократить объем  процедур, которые предстоит выполнить  аудиторской организации, хотя и  не может исключить необходимость  проведения таких процедур полностью.

Аудитор должен составить  программу оценки внутреннего аудита и отразить в своей рабочей  документации выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудитора, которая  была протестирована, изучена и оценена.

При формировании оценки внутреннего  аудита на стадии планирования следует  учитывать его:

  • организационный статус — положение службы внутреннего аудита в системе управления экономического субъекта, возможности и способность этой службы быть объективной и независимой, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками экономического субъекта на внутренний аудит (в идеальной ситуации служба внутреннего аудита подчиняется только высшему руководству или собственникам экономического субъекта);
  • компетентность — профессиональное образование и навыки (опытработы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;
  • профессиональный уровень — состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;
  • функциональные рамки — содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;
  • уровень значимости — рассматриваются и принимаются ли к исполнению руководством и (или) собственниками экономического субъекта рекомендации внутреннего аудита.

После оценки деятельности внутреннего аудита на стадии планирования аудиторская организация должна решить: может или не может быть использована работа внутреннего аудита для целей внешнего аудита.

Если аудиторская организация  решит использовать работу внутреннего  аудита, она должна продолжить изучение этой работы, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что:

  • соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора;
  • работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;
  • выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;
  • зоны повышенных рисков, известные специалистам экономического субъекта, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитором;
  • отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам внутренних аудиторов конструктивное.

Содержание, сроки и объем  проверок конкретной работы внутреннего  аудита зависят от оценки внешним  аудитором аудиторского риска, существенности объекта проверки и предварительной  оценки службы внутреннего аудита. Такие проверки могут включать в  себя тестирование объектов, уже проверенных  внутренним аудитом, проверку других интересующих объектов, наблюдение за процедурами  внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.

Согласно разделу «Взаимодействие  аудиторской организации со службой  внутреннего аудита экономического субъекта» аудиторская организация  имеет право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами.

Для эффективного использования  работы внутреннего аудита аудиторской  организации предлагается:

  • рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за интересующий период и обсудить этот план на возможно более ранней стадии аудита;
  • определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита;
  • заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

В случае использования работы внутренних аудиторов на эффективность  аудиторской проверки могут повлиять:

  • взаимная координация планов аудиторской проверки;
  • обмен отчетами;
  • регулярные рабочие встречи;
  • свободный и открытый взаимный доступ к рабочей документации;
  • совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта;
  • общий порядок документирования аудита.

Аудиторская организация  информирует руководство и (или) собственников экономического субъекта и, возможно, руководителя службы внутреннего  аудита о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности  и результативности работы внутреннего  аудита в будущем.

Аудиторская организация  не должна полностью полагаться на работу внутренних аудиторов: необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже проверенных  внутренними аудиторами. Если результаты сходны (сопоставимы), корректив в  намеченной работе не требуется. В случае выявления расхождений нужно  принять адекватные меры, например изменить содержание или увеличить  объем аудиторских процедур.

Аудиторская организация  несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита, а  также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьшается, если используются какие-либо результаты работы внутреннего аудита.

Вопросы использования работы внутреннего аудита частично нашли  отражение в правиле (стандарте) № 8 «Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», которым установлены  единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, а также аудиторского риска  и его составных частей.

Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для  планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся  к системе бухгалтерского учета, и включает в себя контрольную  среду.

Под контрольной средой подразумеваются  осведомленность и действия руководства  аудируемого лица, направленные на установление и поддержку системы  внутреннего контроля, а также  понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность  конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

  • стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
  • его организационную структуру;
  • распределение ответственности и полномочий;
  • осуществляемую кадровую политику;
  • порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
  • порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
  • обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;
  • наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

  • подотчетность одних работников другим;
  • внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
  • сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
  • сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
  • проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
  • контроль за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
  • ограничение доступа к активам и записям;
  • сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Информация о работе Рассмотрение работы внутреннего аудита