«Государь» Н.Макиавелли и его актуальность для современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть методы и подходы к управлению в работе «Государь» Н.Макиавелли, определить значимость для современного менеджера.
Объектом исследования стала основная работа Н.Макиавелли «Государь», а предметом исследования – актуальность для современного управленца.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.МАКИАВЕЛЛИ 5
1.1 Биография Н.Макиавелли 5
1.2. Значимость работ Макиавелли для современного менеджера 7
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ «ГОСУДАРЯ» Н.МАКИАВЕЛЛИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 9
2.1 Принципы и идеи в управлении по Н.Макиавелли 9
2.1.2 Стремление к власти 12
2.1.3 Щедрость как недостаток 13
2.1.4 Победителей не судят 14
2.1.5 Внушать страх или любовь? 15
2.1.6 Лев и Лисица 16
2.1.7 Путь закона и путь насилия 17
2.1.8 Выбор советников 20
2.1.9 Завидуя, мы становимся врагами сами себе 21
2.2 Значение управленческих идей «Государя» Н.Макиавелли. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ИстМен.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.2 Стремление к власти

 

Ориентация на власть, стремление ее достичь таит в себе потенциальную опасность для  социального порядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет. Правитель, как персональное олицетворение привилегий и силы, превращается в цель для честолюбивых подданных. К высшему посту в государстве или компании тянется множество рук, а дотянувшись, берут от власти по максимуму.

Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях наподобие объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться ницшевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении  наверх зависит не столько от интенсивности  ориентации на власть, сколько от наличных средств. Обладающие многим имеют в распоряжении больше средств — деньги, связи, — чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существующий порядок.

Имея многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют  у неимущих те же самые алчные чувства.

«Богатое честолюбие»  опаснее «бедного», ибо возбуждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью, — богатствами и почестями.

2.1.3 Щедрость как недостаток

 

Труден путь государя, его подстерегают опасности там, где он их не ждет. Вчерашний опыт, приведший к успеху, сегодня оборачивается провалом; благо, к которому он стремится, ожидая, что и подчиненные почитают это благом, способно обернуться злом.

Государь может проявить самые лучшие лидерские качества, но они не принесут ему пользы. Поэтому правитель не может быть щедрым в такой степени, чтобы эта щедрость приносила ему ущерб. Но он не должен бояться также осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть.

Умный лидер — это  тот, кто взвешивает все обстоятельства и последствия своих поступков. И круг анализируемых обстоятельств должен быть достаточно велик, чтобы ясно понять простую мысль: существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь безопасности и благополучия.

Когда на чашу весов поставлено высшее социальное благо — порядок и стабильность, государь не должен бояться прослыть жестоким. Хуже, если он, желая заслужить расположение подданных, либо от избытка снисходительности, позволяет развиваться беспорядкам, грабежам и насилию.

Для острастки лучше  казнить столько, сколько надо, ибо  казни касаются все-таки отдельных  лиц, а беспорядки — бедствие для всех.

 

 

 

 

 

 

2.1.4 Победителей не судят

 

Предводитель восставших, обращаясь к толпе, призывал «идти до конца», раз уж люди взялись за оружие и учинили массовые погромы. Если бы нам пришлось сейчас решать, браться за оружие и опустошать дома граждан или нет, продолжает говорить вождь, то я был бы первым, кто советовал не торопиться, предпочитая мирную нищету братоубийственной войне. Но оружие поднято и теперь уже речь идет о том, как избежать наказания за содеянное зло и при этом добиться большей свободы. Что делать, если все — население, власть — объединились против нас?

Мы должны, говорит  предводитель восставших, не покоряться, а удвоить зло, умножить пожары и  грабежи, вовлекая в преступления, повязывая злом все новых и новых людей. Ибо там, где ошибаются многие, не наказывают никого.

Нельзя наказать всех, так как виновных слишком много. И еще: карают, как правило, за мелкие проступки, а за крупные — награждают. Когда страдают все, мало кто захочет мстить, ведь общую обиду переносить легче, чем личную.

Умножая зло, не бойтесь упреков совести за содеянное, потому что победа не вызывает позора, какой бы ценой она ни была одержана.

Победителей не судят; из рабства помогают выйти только измена и отвага. Когда люди начинают пожирать друг друга, участь слабого с каждым днем ухудшается. Когда обстоятельства не благоприятствуют человеку, он может положиться только на собственные силы.

Сегодня мы знаем, что  многие поколения политических лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» передаются генетическим путем? Или лидеры, добивающиеся или уже добившиеся власти, применяют некие универсальные законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей? Ни одного научного исследования на подобную тему еще не проведено.

2.1.5 Внушать страх или любовь?

 

Самый знаменитый вопрос Макиавелли, который до сих пор  будоражит умы менеджеров: что  для лидера лучше — внушать страх или любовь? Что для него полезнее: чтобы его любили или чтобы боялись?

В принципе, лучше, конечно, сочетать оба мотива, но, коли в жизни  такое недостижимо, для личной выгоды правителя полезнее держать подданных в страхе. Однако поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ничто не спасет государя от разбушевавшихся страстей.

Достичь необходимой  меры нетрудно, памятуя, что главное  — не посягать на имущественные  и личные права подданных. Для  пользы дела он может даже казнить  кого-то из родственников бунтовщика, но только не посягать на имущество. Ведь люди обыкновенно прощают и забывают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

Задавая вопрос должен ли руководитель быть скорее сострадательным, чем жестоким, должны ли его скорее любить, чем бояться Макиавелли добавляет, что «многие  называли Чезаре Борджа жестоким, однако жестокостью своей он навел порядок в Романье, объединил ее, умиротворил и привел к повиновению» Это хороший совет как для государственных лидеров, так и для директоров компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.6 Лев и Лисица

 

Правитель не обладает всеми  добродетелями одновременно. Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется подданным. На подобную уловку их легче поймать. Толпа с удовольствием идет за видимостью успеха.

Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство), т. е. качества прирожденные и качества приобретенные. Сочетая свирепость льва и хитрость лисицы, успешные правители делегирует другим веление в действие непопулярных мер и полностью удерживают в своих руках распределение благ, чтоб гарантировать поддержку себе лично.

От природы человеку дано очень мало, гораздо больше он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида. Природа создала людей такими, что они могут желать чего угодно, пишет Макиавелли, но не всегда они могут этого добиться.

Между двумя полюсами — желаемым и действительным — возникает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его завистливым, коварным или жадным. Ведь желание приобретать превышает наши силы, а возможностей вечно недостает. В результате появляется недовольство тем единственным, чем человек уже владеет. Подобное состояние Макиавелли называет неудовлетворенностью.

 

 

 

 

2.1.7 Путь закона и путь насилия

 

Что правит человеческим поведением — мотивы или последствия, истинные цели или ложные результаты?

Трудно разобраться  в тайниках человеческой души. Часто приходится встречаться с ничтожностью мотивов и величием результатов, а еще чаще — с величием замыслов при ничтожности результатов. Проверять или принимать на веру — вот в чем вопрос, который должен решить для себя эксперт от политики или управления.

Принимать видимость  за действительность, считать, что достигнутый успех оправдывают любые, даже самые бесчестные, средства, если они находятся в руках власть предержащих, свойственно только профанам. Из них состоит толпа. Она не разбирается в тонкостях политики, ее интересует лишь видимость дела.

Если государь достиг того, что ценится всеми или  большинством, а именно единства общества, и использовал сомнительные средства, они, эти средства, всегда будут сочтены достойными похвалы. Ведь толпа обращает внимание только на видимость. Мнение немногих имеет вес, когда большинству не на что опереться.

Толпа — всегда большинство, но не всякое большинство — толпа. Народ, послушный воле необходимости или разума, не есть толпа. Толпой управляют страсти скорее дурные, нежели хорошие.

Можно выразиться иначе: толпа — пространство чувств, страстей, эмоций; одиночество — пространство разума и сосредоточенности. Страстям подвержены все люди, независимо от того, причисляют они себя к дворянству или простонародью.

Люди, говорит Макиавелли, обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны. Умный правитель должен уметь пользоваться страстями, играя на них как музыкант. Чтобы не попасть в неудобное положение, ему лучше не питать иллюзий и заранее предполагать всех людей злыми. Хорошо, если действительность опровергнет его точку зрения и он встретит добро. Тогда его успех только окрепнет. Но если исходить из противоположного мнения, то действительность, оказавшись иной, разрушит его замыслы.

Правитель не ошибется, зная, что поведением людей руководят два главных мотива — страх и любовь. Поэтому тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим.

Любовь очень тонка, а страх прочнее и тверже. Любовь держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей.

Но разве правитель  знает наперед, кто злой, а кто  добрый? Ему надо быть трезвым реалистом, рассчитывая на успех даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. 
Конечно, людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель принимает желаемое за действительное, то он добровольно обманывается.

Между тем, как живут  люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо  он мерит людей на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель  изучает то, что есть в действительности.

Хотя честности в  людях меньше, чем они думают, сама по себе честность ценится очень  высоко, ибо человек склонен стремиться к тому, чего у него нет. Особенно если такие качества пользуются уважением и окружены почетом.

Людям свойственно обставлять себя видимыми символами, желаемыми  благами, вымышленными доблестями. Если государь стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться символами, проистекающими из мотива любви. Но удержать власть можно, лишь полагаясь на мотив страха.

Существует только два  способа достижения цели — путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй — диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразрешима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.8 Выбор советников

 

Макиавелли определяет людей по умственным способностям следующим  образом: люди, способные самостоятельно обдумать и принять решения –  выдающиеся; люди, способные среди  вариантов решений выбрать наилучшее и правильное – значительны; люди, не способные ни обдумать, ни принять решение – негодны. В соответствии с принадлежностью государя к первым, вторым, или третьим, государю нужно выбирать советников. Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника и установив с ним отношения, государю необходимо воздавать ему по заслугам с помощью богатства и почестей: богатства, дабы его не смогли подкупить недруги а почести, чтобы советник не стремился к переворотам.

В одной из глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.

Макиавелли опровергает  и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

«Таким образом, государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы»

 

 

 

2.1.9 Завидуя, мы становимся врагами сами себе

 

Неудовлетворенность—  стимул к движению, из нее проистекают  перемены в наших судьбах. Мы таковы, что хотим большего, чем имеем, но боимся потерять уже приобретенное.

Информация о работе «Государь» Н.Макиавелли и его актуальность для современного менеджмента