Анализ эффективности деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ эффективности деятельности, выявление различных проблем и вопросов, связанных с деятельностью предприятия, а также разработка целевой комплексной программы по повышению эффективности деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить концепции эффективного управления;
2.Ознакомиться с системой основных показателей эффективности деятельности;
3.провести анализ эффективности деятельности торгового предприятия ООО «Альтаир», выявить слабые места, недостатки в управлении, не позволяющие предприятию улучшить свои показатели.
4.Разработать целевую комплексную программу по повышению эффективности деятельности

Содержание

Введение 3
1. Концепции эффективного управления 6
1.1. Торговое предприятие как объект управления 6
1.2. Эффективность деятельности, основные подходы 7
1.3. Система основных показателей эффективности деятельности 18
Вывод
2. Диагностика эффективности деятельности ООО «Альтаир» 24
2.1. Организационно-правовые аспекты функционирования ООО «Альтаир» 24
2.2. Оценка экономического состояния торгового предприятия 29
2.3. Анализ и оценка показателей эффективности деятельности ООО «Альтаир» 33
Вывод
3. Разработка программы по повышению эффективности деятельности ООО «Альтаир» 42
3.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия при помощи SWOT-анализа 42
3.2. Целевая комплексная программа по повышению эффективности деятельности 42
3.3. Оценка рисков, связанная с реализацией данной программы 51
Вывод
Заключение 62
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эффективности.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)
 

     Для рассматриваемого предприятия ООО  «Альтаир» характерны ряд рисков:

  1. экономические риски: внутри предприятия – повышение себестоимости продукции более быстрыми темпами по сравнению с ростом товарооборота, что привело к снижению всех видов прибыли и в дальнейшем повлечет снижение конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия. Внешние – рост инфляции, который приводит к снижению потребления продукции.
  2. политические риски, через систему налогового регулирования – риск повышения налогов, частая смена системы расчетов налогов.
  3. маркетинговый риск – отсутствие поиска новых каналов сбыта и продвижения и рекламирования продукции. Ограниченный выбор поставщиков, что может привести к не эффективной работе, нарушения связей с поставщиками.
  4. технологические риски – отсутствие обновления техники и технологий, которые могут привести к физическому устареванию оборудования.

Таблица 3.25

Риски, которым подвержена рассматриваемая  организация ООО «Альтаир»

Вид риска Возможное влияние на эффективность  ООО «Альтаир» Метод управления риском Вероятность возникно-

вения

А 1 2 3
Экономический Заключается в  возможности возникновения неблагоприятной  ситуации в экономике страны или в экономике самой организации (рост инфляции, цен, снижение спроса и т.д.). В обратном случае могут послужить толчком к расширению деятельности. Возможны следующие: предотвращение убытков, минимизация потерь, поиск информации 1,0
Технико-

технологический

Заключается в  отсутствии модернизации имеющегося оборудования и приобретение нового более совершенного, что может вызвать риск поломки, а, следовательно, и временной остановки всего предприятия Возможны следующие: предотвращение убытков 0,9
Нравственный или моральный Связаны с моральной ответственностью за принимаемое решение и  за их последствие: когда решение может противоречить нормам общества (не этичная реклама) Возможны следующие: уклонение от рисков 0,2
Политический Связаны с политической ситуацией и деятельностью государства, в основном воздействуют через систему налогообложения (снижение и повышение налогов, переход на другую систему налогообложения, система кредитования) Возможны следующие: передача рисков – хеджирование, принятие риска 0,3
Юриди-чески-

правовой

Заключаются в принятии различного рода законов, которые могут способствовать росту затрат, потери в прибыли и наоборот, а также отразиться на деятельности предприятия в целом Возможны следующие: поиск информации, принятие риска, минимизация потерь - лимитирование 0,3
Социаль-ный Связаны с изменением в общественной жизни населения (изменение в доходах населения, уровня жизни, структура населения, изменение в численности) Возможны следующие: поиск информации, принятие риска 0,6
Экологический Связаны с вероятностью нанесения ущерба окружающей среде, здоровью, жизни и имуществу 3х лиц Возможны следующие:

минимизация потерь – создание системы качества, принятие риска

0,1
Информационный Возникает в  ситуации, когда необходимая информация поступает не вовремя, не полной или не достоверной, что может послужить принятию неверного решения и отразится на деятельности организации лишь с отрицательной стороны. Возможны следующие: поиск информации, предотвращение убытков. 0,7

     В системе превентивных мер по управлению рисками на торговом предприятии основная роль принадлежит их профилактике. Группа мер по профилактике хозяйственных рисков призвана обеспечить снижение вероятности их возникновения. В торговом менеджменте обычно используются следующие формы профилактики хозяйственных рисков (рис. 3. 11): 

      Рис. 3.11. Формы профилактики  хозяйственных рисков 

     1. Избежание рисков – разработка  мероприятий, которые полностью  исключают конкретный вид хозяйственного риска: увеличение товарооборота, снижение себестоимости, поиск новых поставщиков и т.д.

     2. Минимизация рисков осуществляется  в том случае, если нельзя избежать хозяйственных рисков полностью, например: сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с поставщиками, подбор более оптимальной налоговой системы и др.

     3. Диверсификация хозяйственных рисков направлена на снижение уровня концентрации хозяйственных рисков: диверсификация видов хозяйственной деятельности; поставщиков товаров; ассортимента реализуемых товаров.

     4. Лимитирование хозяйственных рисков  – установление соответствующих экономических и финансовых нормативов: установление нормы расходования издержек на предприятии, их планирование и контроль.

     Необходимость анализа проектных рисков обоснована, прежде всего, тем, что построенные  по любому инвестиционному проекту потоки денежных средств относятся к будущим периодам и носят прогнозный характер. Поэтому возрастает вероятность недостоверности используемых для расчетов числовых данных, а значит и самих результатов. Следовательно, наиболее важной частью экспертизы становится учет и оценка возможных негативных последствий таких ошибок. Основным инструментом подобных исследований служит анализ рисков проекта, являющийся важнейшей составной частью экспертизы инвестиционного проекта и играющий значительную роль в принятии решения об инвестировании.

     Вывод

     В ходе разработке стратегии ООО «Альтаир»  была проведена целевая комплексная  программа, направленная на совершенствование  системы управления. Основными задачами, которой было совершенствование и повышение эффективности механизма управления, оптимизация структуры управления, совершенствование процесса управления, улучшения механизма развития системы управления, повышение эффективности управленческой деятельности. В ходе этого было предложено проведения ряда мероприятий: корректировка целей деятельности предприятия, в связи с этим осуществляется  постановка задач; мотивирование персонала для повышения производительности труда путем дополнительного стимулирования торговых работников организации; совершенствование организационной структуры  предприятия, своевременное реагирование на изменения внешней среды и адаптация к ним, а также ряд других. Затем были определены сроки, исполнители, а также ресурсы их достижений.

     Для оптимальной работы предприятия  необходимо учесть возможные риски в его деятельности, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для деятельности предприятия: снижение прибили, потеря конкурентоспособности, банкротство. Для рассматриваемого предприятия характерны следующие риски: экономические, политические, маркетинговые, технологические риски. Для того чтобы данные риски не нанесли вред предприятию были предложены предприятия по их недопущению (минимизация, избежание, диверсификация и ликвидация). Наиболее оптимальным является избежание риска, который предполагает разработку мероприятий, которые полностью исключают конкретный вид хозяйственного риска: увеличение товарооборота, снижение себестоимости, поиск новых поставщиков и т.д. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведенный анализ данного предприятия позволяет  сформировать оценку по результатам хозяйственной деятельности организации в целом. Изначально проанализировав всю деятельность предприятия, наблюдается рост оборота розничной торговли, повышение эффективности большинства ресурсов организации. На деятельность фирмы оказывали влияние внешние факторы такие как социальные, политические, экономические, технологические и прочие. Наибольшее влияние оказали экономические факторы: количество предприятий конкурентов, уровень доходов населения, уровень инфляции и др. Из политических факторов на деятельность фирмы сильно влияет налоговая политика.

     Общество  с ограниченной ответственностью «Альтаир» является коммерческой организацией, которое руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

     Проведенный анализ показал, что ООО «Альтаир» создана система управления, имеющая все свойственные ей элементы: структуру управления, процесс управления, механизм развития системы управления и искусство управления.

     Торговый  дом имеет линейно-функциональную организационную структуру, представляющую собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих развитие организации как единого целого.

     На  основании проведенного анкетирования  работников магазина было выявлено, что  в данной организации преобладает  культура власти, и, причем достаточно явно. На культуру ООО «Альтаир» существенное влияние оказало то, что предприятие является маленьким. А в маленьких предпринимательских организациях занимающихся торговлей, чаще всего можно обнаружить культуру власти.

     Проанализировав хозяйственно финансовую деятельность предприятия можно сказать, что в 2008 году по сравнению с 2005 годом чистая прибыль предприятия возросла более чем на 379,2%. Причем существенное влияние оказало увеличение объемов продаж. Данное изменение является положительным моментом хозяйственной деятельности торгового предприятия и характеризует деятельность работы магазина «удовлетворительно».

     В результате проведенного SWOT анализа была выявлена стратегия, за счет которой предприятие сможет реально максимизировать прибыль, достичь конкурентных преимуществ и максимально удовлетворить спрос. Эта стратегия заключается в усилении позиции на рынке за счет расширения ассортимента продаваемой продукции.

     Организация закупок товаров у оптовых  фирм, формирование ассортимента и формирование товарных запасов являются основной функцией исследуемого предприятия. Управление закупками и ассортиментом на ООО  «Альтаир» осуществляется товароведом и направлено, прежде всего, на установление прочных хозяйственных связей с поставщиками продовольственных товаров, на удовлетворение покупательского спроса и на максимальное  увеличение прибыли магазина.

     На  основании проведенного комплексного анализа коммерческой деятельности ООО «Альтаир», можно сделать вывод, что после проведения  оптимизации закупок и расширения ассортимента продаваемой продукции торговое предприятие будет работать еще эффективнее, чем прежде.

     Оборудование  предприятия в настоящее время  сопряжено с отдельными трудностями. Трудности обусловлены, прежде всего, значительной стоимостью оборудования  и, соответственно, величиной финансовых затрат. Кроме того, большинство предприятий торговли соседних районов уже провело переоборудование торговых залов и, почти полностью его, окупив, все доходы направляет на другие цели, связанные с ростом конкурентоспособности, а также повышением производительности труда.

     Создание  отдела маркетинговых исследований или введение должности маркетолога. Учитывая размеры предприятия, следует  склониться к введению должности маркетолога, а не созданию целого отдела. Данное мероприятие необходимо для изучения, анализа и прогнозирования спроса населения, а также организации продажи и рекламы. Реализация такой деятельности позволит увеличить товарооборот исследуемого предприятия и как следствие других важных показателей (прибыль, её уровень и т.д.).

  1. Расширение ассортимента продукции с учетом потребительского спроса. Магазин на основе полученной информации от маркетолога, может расширять ассортимент своей продукции не на основе собственной интуиции, а на основе научно-обоснованных фактов. Это повысит конкурентоспособность предприятия торговли.
  2. Анализ цен и ассортиментного перечня предприятий - конкурентов. Проведение такого мероприятия позволит предприятию лучше формировать собственный ассортимент и проводить грамотную ценовую политику, с учетом цен, сложившихся на данном потребительском рынке.

     ООО «Альтаир» необходимо  разрабатывать прогнозы развития оборота розничной торговли на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов. Это позволит руководству предприятия оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития оборота розничной торговли по периодам года и по отделам предприятия.

     При введении бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление / Д. А. Аакер, Под ред. Ю. Н. Каптуревского; Пер. с англ. – 7-е международное изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер Ком, 2008 – 435 с.
  3. Антамошкина О. И., Вашко Т. А., Шабалин С. А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие.Т.1. – Красноярск: НИИ СУВПиТ, 2005. – 164 с.
  4. Богатин Ю. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. – М.: Издательство стандартов, 2007. – 216 с.
  5. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. – М.: Экономика, АО «Интерэксперт», 2007. – 344 с.
  6. Велесько Е. И., Логинов П. П. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии. / Е. И. Велесько, П. П. Логинов// Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №5. – С. 69-78.
  7. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарика, 2007. – 296 с.
  8. Виханский О. С., Наумов Н. И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2008. – 528 с.
  9. Виханский О. С., Наумов Н. И. Менеджмент: Человек. Стратегия. Организация. Процесс: Учебник. – М.: МГУ, 2005.
  10. Вопросы менеджмента: Межвузовский сборник научных статей  и тезисов. Вып.1. / КГТЭИ. – Красноярск, 2001. – 400 с.
  11. Вопросы менеджмента: Сборник научных статей  и тезисов. Вып.2. / КГТЭИ. – Красноярск, 2000. – 245 с.
  12. Герчикова И. Н. Менеджмент. Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, 2007. – 335 с.
  13. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2003. – 501 с.
  14. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. – 448 с.
  15. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Питер, 2008.
  16. Коробейников О. П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. / О. П. Коробейников и др. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – №3. – С. 88-129.
  17. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М.: «Дека», 2008. – 304 с.
  18. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я: Справочник. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
  19. Культура организации: Учебное пособие / Авторы: профессор А.Н.Чаплина, Т.А.Вашко. - Красноярск: Красноярский коммерческий институт, 1996 г.
  20. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. – М.: Русская Деловая Литература, 2008. – 768 с.
  21. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – 288 с.
  22. Менеджмент на пороге XXI века: Сборник научных статей. / КГТЭИ. – Красноярск, 2008. – 118 с.
  23. Менеджмент организации: Учебное пособие. / Ред. З. П. Румянцева. – М.: ИНФРА, 2005. – 432 с.
  24. Менеджмент:  Вопросы и ответы:  Учебное пособие.  /  А. Н. Чаплина, С. В. Здрестова. КГТЭИ. – Красноярск, 2005.
  25. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2008. – 702 с.
  26. Методические указания «Оценка и измерение управленческих решений в дипломных работах»: Учебно-практическое пособие / А.Н. Чаплина — Красноярск: КГТЭИ, 2000. – 160 с.
  27. Методы исследования системы управления торгового предприятия: Учебно-методическое пособие для ДО и СРС/ А.Н. Чаплина – Красноярск:

Информация о работе Анализ эффективности деятельности торгового предприятия