Анализ и пргонозировани рынка банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:57, дипломная работа

Краткое описание

В своей деятельности любой банк вступает в контакт с конкурентами, клиентами, государством и взаимодействует с ними с целью оптимизации прибыли, а так же стремится обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку своей репутации. В процессе предоставления банковских продуктов (услуг) возникают отношения банка с его клиентурой, они включают в себя: предоставление кредитов, открытие депозитов, операции по выпуску, покупке или продаже ценных бумаг, валютные отношения, расчетные операции, трастовые услуги, хранение драгоценностей и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ и прогнозирование рынка банковских услуг в коми.docx

— 255.76 Кб (Скачать файл)

 

Доля кредитов физическим лицам увеличилась в 2012 году на 4,1 %. Наиболее значительно по итогам года выросла задолженность машиностроительной отрасли. Одновременно сильно сократилось  кредитование  торговли, услуг, строительства  и химической промышленности.

В 2012 году розничный бизнес был в центре внимания всей банковской системы России в первую очередь в связи с быстрым увеличением объемов розничного кредитования, в результате которого темп роста рынка достиг впечатляющего уровня — 39,4%.


На этом фоне Сбербанк сумел увеличить свою долю на рынке розничного кредитования, при этом самого высокого темпа роста Банк добился в сегменте кредитных карт. С другой стороны, 2012 год был ознаменован усилением конкурентной борьбы за депозиты физических лиц, что привело к существенному удорожанию фондирования для банковской системы.

Наряду с ростом объемов кредитования и ужесточением конкуренции за привлечение депозитов 2012 год стал для Банка периодом очень быстрого увеличения объемов и повышения качества услуг по расчетно-кассовому обслуживанию розничных клиентов. Ряд мер был направлен на расширение и развитие каналов удаленного обслуживания и принес заметные результаты: укрепились позиции Сбербанка на стремительно растущем рынке банковских карт, успешно внедрены инновационные расчетные системы для розничных клиентов.

В 2012 году Сбербанку удалось не только поддержать очень высокий темп роста рынка, но и увеличить долю в сегменте розничного кредитования на 0,7 п.п. — до 32,7%. Самый высокий темп роста зафиксирован в сегментах потребительского кредитования и кредитных карт. Вместе с тем хорошие результаты достигнуты в сегменте ипотечных кредитов, которые сохраняют первостепенное значение в продуктовой линейке Банка. В целом портфель розничных кредитов Сбербанка в 2012 году вырос на 42,3% — до 2,5 трлн. руб.

2.3 Анализ предоставляемых  услуг ОАО «Сбербанк России»

Виды предоставляемых  услуг Сбербанка.

Услуги клиентам

    • Инвестиционно-банковские услуги и операции на глобальных рынках
    • Инвестиции и ценные бумаги
    • Кредиты
    • Банковские карты
    • Расчетно-кассовое обслуживание
    • Размещение денежных средств
    • Валютно-обменные операции
    • Аренда сейфов
    • Торговое финансирование
    • Аккредитация страховых компаний
    • Драгоценные металлы и монеты
    • Хеджирование валютных рисков
    • Инкассация
    • Обслуживание ВЭД и валютный контроль
    • Отбор оценшиков-партнеров
    • Доверительное управление

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Сбербанк является крупнейшим кредитором в российской экономике. В 2012 году наша доля на рынке традиционного  корпоративного кредитования увеличилась  на 0,7 п.п., несмотря на высокий уровень  конкуренции в этом сегменте в  России. Ужесточение конкуренции  было обусловлено в первую очередь  снижением спроса на кредиты со стороны  компаний на фоне замедления экономического роста и очень быстрого развития рынка корпоративных облигаций  в России.

В 2012году уделяли особое внимание развитию кредитования малого бизнеса. В течение года значительно  расширили использование платформы  «Кредитная Фабрика» для кредитования малых клиентов: объем кредитов, выданных по данной технологии, увеличился втрое за 2012год и превысил 90 млрд. руб. Также запустили инновационные кредитные продукты, такие как «Бизнес-старт» и «Бизнес-Овердрафт». В результате этих инициатив и активной работы с клиентами объем кредитования малого бизнеса вырос на 31% с уровня годичной давности, что значительно выше темпов роста в других сегментах корпоративного кредитования.

Благодаря этим усилиям в 2012 году наблюдался быстрый рост пользователей  интернет-платформы банковских услуг  Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн — их число  увеличилось более чем в два  раза относительно уровня 2011года. Доля бумажных транзакций в 2012году снизилась  до 17% с 42% в 2008 году, [годовой отчет 2012 стр30-31].

Продолжилось активное сотрудничество Банка с администрациями республик, краев и областей Российской Федерации  в части финансирования региональных программ, направленных на развитие регионов и повышение их инвестиционной привлекательности, стабилизацию социального климата.

Самой крупной статьей  и основным драйвером роста комиссионного  дохода были комиссионные доходы, полученные за осуществление операций с банковскими  картами. За год они увеличились  на 47,9%. Объем операций по расчетно-кассовому  обслуживанию физических и юридических  лиц в 2012 году вырос на 14,5%—до 96,2 млрд. руб. Агентские комиссионные за продажу страховых контрактов и комиссионные доходы за предоставление гарантий также показали значительный рост. [Годовой отчет 2012 стр104-105]

По состоянию на 1 января 2013 года в системе Сбербанка функционировало 490 подразделений инкассации с численностью сотрудников более 15,6 тыс. человек  и 603 кассовых центра с численностью сотрудников более 7,0 тыс. человек. Эти  подразделения в полном объеме обеспечили потребности бизнес-подразделений  Банка во внутрисистемных и клиентских перевозках и обработке ценностей. За год инкассаторами и работниками  кассовых центров Банка перевезено и обработано денежной наличности и  ценностей более чем на 30 трлн. руб. – на 35% больше, чем в 2011 году.

Внутрисистемные операции, без учета обслуживания банкоматов и других программно-технических  комплексов, превысили 18 трлн. руб.

На конец 2012 года инкассаторы  и кассовые центры обслуживали около 40 тыс. устройств самообслуживания – на 38% больше, чем год назад. Как следствие, на 58% вырос объем  перевезенной и обработанной наличности при загрузке/выгрузке устройств, достигнув 7,6 трлн. руб.

Проводилась целенаправленная работа по расторжению нерабочих  договоров, в связи, с чем число инкассируемых клиентов сократилось на 2% до 33 842, а число клиентов по доставке наличности – на 9% до 6 243. Тем не менее, количество инкассируемых торговых объектов корпоративных клиентов увеличилось на 8,2%, а сумма проинкассированной и доставленной клиентам денежной наличности за год возросла на 16% и превысила 4 трлн. руб. Доля клиентских перевозок в общей сумме перевезенных инкассаторами ценностей составила 14,5%.

Перевезено ценностей  физическим лицам на сумму более 0,6 млрд. руб. Комиссионный доход от оказания услуг инкассации в 2012 году по сравнению с 2011 годом вырос на 11,4 % и составил 11,1 млрд. руб. 

  у Сбербанка есть эффективное средство борьбы с ограблениями — перевозка наличных средств в специальных кассетах, которые при несанкционированном воздействии безвозвратно портят банкноты. Банк использует новинку с прошлого года. В Европе они применяются уже 20 лет, а в некоторых странах инкассаторы даже не носят с собой оружие и не ездят на броневиках. В Сбербанке со временем тоже не исключают такой возможности. Специальный бокс с кассетами реагирует на девять разных видов воздействия: сильные удары, взлом, распил, сверление, прожигание и температурные колебания, охлаждение различными жидкостями, выстрелы, взрывы, воздействие химическими жидкостями. При любом из перечисленных обстоятельств внутри сейфа срабатывают небольшие взрывные устройства, которые выбрасывают перманентную несмываемую краску прямо на пачки банкнот. После этого купюры не примут ни в одном банке, магазине или обменном пункте, банкомате или терминале. Их может принять только Центробанк, причем только от банка — перевозчика наличности. Поэтому кража денег у инкассаторов теряет всякий смысл.

Таблица 8. – Динамика результатов  работы с банковскими картами  Сбербанка России за 2010-2012 гг.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп прироста, %

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

Количество действующих карт, тыс.шт.

51,4

68,6

82,7

17,2

14,1

Количество банкоматов, тыс.шт.

27,9

34,5

44,6

6,6

10,1

Количество торгово-сервисных предприятий, привлеченных на эквайринговое обслуживание, тыс. шт.

123,3

137,0

219,3

13,7

82,3

Объем операций по картам, млрд. руб.

5042

7706

12005

52,8

55,8


 

По количеству эмитированных  карт Сбербанк уверенно лидирует в  Европе. Кроме того, Сбербанк вышел  на 12 место в Европе среди банков-эквайеров. Банк привлек на эквайринговое обслуживание около 220 тыс. торгово-сервисных точек, в которых установлено порядка 290 тыс. POS-терминалов.

В части интернет-эквайринга в 2012 году достигнут рост торговых оборотов в 5 раз относительно 2011 года. Количество торгово-сервисных терминалов, привлеченных на обслуживание по интернет-эквайрингу, составляет 150 предприятий, из них 90 привлечены в 2012 году. Количество транзакций в  системе интернет-эквайринга Сбербанка  составило 1,2 млн. шт. – в 15 раз больше предыдущего года.

В 2012 году Банком внедрена технология offline-оплаты в скоростных поездах  «Сапсан», позволяющая проводить  обслуживание банковских карт во время  движения поезда в условиях отсутствия постоянной связи, запущены эквайринг  бесконтактных карт MasterCard PayPass и Visa payWave и пилотный проект по применению технологии захвата подписи (замена бумажного чека на цифровую подпись).

Наиболее значимой услугой  Банка с точки зрения количества операций остается прием платежей населения (денежных переводов в пользу юридических лиц). Их объем за 2012 год составил 2 446 млрд. руб., а общее количество принятых платежей составило более 1,1 млрд. При этом наблюдался стабильный рост количества платежей, произведенных в безналичной форме (рост количества платежей со счетов клиента превысил 70%). Данная динамика в значительной мере обеспечивается за счет расширения спектра возможных платежей в информационно-платежных терминалах, развитием мобильного и интернет банкинга, а также активного роста клиентской базы услуги Автоплатеж.

С учетом высокой доли Банка  на рынке платежей в бюджетную  систему страны оптимизации коснулись и сервисы данной сферы. Благодаря запуску федерального сервиса по совершению платежей в Федеральную Налоговую Службу по индексу документа доля безналичных платежей в бюджет за год выросла с 2,5% до 8%.

Еще одним новым сервисом 2012 года стала возможность погашения кредитов, выданных другими банками, через информационно-платежные терминалы. За год было погашено кредитов сторонних банков более чем на 15 млрд. руб.

В 2012 году Банк успешно развивал услугу «Автоплатеж», которая позволяет автоматически оплачивать жилищно-коммунальные услуги, услуги фиксированной и сотовой телефонии, услуги доступа к сети Интернет со счета банковской карты. Число клиентов, пользовавшихся этой услугой на 1 января 2013 года, превысило 6,7 млн. человек.

В декабре 2012 года Сбербанк сделал важный шаг к увеличению своего присутствия на быстрорастущем рынке интернет-платежей: принято решение объединить инфраструктуру Банка с интернет-технологиями компании Яндекс. Сбербанк подписал соглашение о приобретении доли 75% минус 1 рубль в компании «Яндекс.Деньги».

В 2012 году объем денежных переводов между физическими лицами вырос наполовину. Наиболее динамично развивались переводы с карты на карту в виду их удобства: рост объема переводов за год более чем в 2,5 раза почти до 1 трлн. руб. [годовой отчет 2012стр16]

В рамках повышения качества обслуживания клиентов и сокращения времени проведения операций продолжено развитие современных способов приема платежей: биллинговой и штрих-кодовой технологии, платежей через устройства самообслуживания. Среди их преимуществ: отсутствие платежных документов, значительное сокращение времени обслуживания, получение сведений о задолженности в любом пункте приема платежей. Используя новые технологии, Банк проводит оплату потребленной электроэнергии, коммунальных услуг, услуг стационарной телефонной связи, пополнение баланса операторов мобильной связи, налоговые платежи. Доля платежей, проведенных по биллинговой технологии, от их общего объема за год возросла с 48 до 60%.

Таблица 9. - Результаты работы с банковскими картами Сбербанка России за 2010-2012 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

Зачислено, млрд. руб.

Млн. чел.

Зачислено, млрд. руб.

Млн. чел.

Заработная плата

3561

23,9

4653

27,4

Пенсии Министерства труда и  социального развития РФ

1507

17,1

1777

18,5

Пенсии силовых ведомств РФ

235,4

2,1

285,8

2,1

Информация о работе Анализ и пргонозировани рынка банковских услуг