Анализ динамики, структуры и эффективности использования фонда заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по учету зарплаты и эффективности использования фонда оплаты труда.
Учитывая результаты анализа разработать рекомендации и мероприятия по устранению кризисной ситуации в оплате труда, по увеличению удовлетворенности работников заработной платой, по совершенствованию действующих форм и систем оплаты труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Особенности организации учета по оплате труда ……………………...........6
1.1. Документальное оформление расчетов по оплате труда………….…6
1.2. Учет расчетов по оплате труда………………………………………….9
1.3. Удержания из заработной платы………………………………….........13
1.4. Налогообложение заработной платы………………………………48
1.5. Предложения по совершенствованию учета расчетов по оплате
труда…………………………..……………………………..…………56
2. Анализ динамики, структуры и эффективности использования фонда
заработной платы………………………………………………………….…….61
2.1. Анализ динамики фонда заработной платы ………………………61
2.2. Анализ структуры фонда заработной платы ……………………..64
2.3. Анализ эффективности использования фонда заработной платы…………………………………………………………………………68
2.4. Рекомендации по повышению эффективности использования фонда заработной платы ……………………………………………………72
Заключение………………………………………………………………………....80
Список использованных источников и литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

оплата.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

    1. . Налогообложение заработной платы

     Заработную  плату облагают следующими налогами и взносами:

     - налогом на доходы физических лиц;

     - страховыми взносами в ПФР, ФСС, фонды ОМС (до 2011 г. входили в состав ЕСН).

     Также заработную плату облагают взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Большинство доходов, выплачиваемых организацией работникам в течение календарного года, облагают налогом на доходы физических лиц. Работник может получить от организации доходы в денежной форме, в натуральной форме и в виде материальной выгоды. К доходам, полученным в денежной форме, в частности, относят: заработную плату; надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время и т.д.); премии и вознаграждения.  К доходам, полученным в натуральной форме, относят: оплату за работников товаров (работ, услуг); выдачу работникам товаров (выполнение для них работ или оказание работникам услуг) на безвозмездной основе, то есть бесплатно; оплату труда в натуральной форме.

     Выплачивая  работникам доходы, организация обязана удержать налог на доходы и перечислить сумму налога в бюджет. В данном случае организация выступает в роли налогового агента. Налог удерживается непосредственно из суммы дохода, которую получил работник. Налог исчисляется по ставке 13%. Налогом облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации в календарном месяце, уменьшенная на сумму доходов, не облагаемых налогом, и на сумму налоговых вычетов.

     Не  облагаются налогом:

     - выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работников;

     - компенсации, выплачиваемые в связи с направлением работника в командировку (суточные в пределах установленных норм, оплата проезда и жилья и т.д.);

     - единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи;

     - единовременная материальная помощь работникам при рождении или усыновлении детей, выплачиваемая в течение и первого года после рождения (усыновления) детей, но не более 50 000 рублей на каждого;

     - стоимость лечения работника и членов его семьи, оплаченная организацией за счет прибыли;

     - возмещение организацией расходов сотрудника на приобретение медикаментов, назначенных ему или членам его семьи лечащим врачом, в пределах 4000 рублей в год;

     - суммы материальной помощи, не превышающие 4000 рублей в год;

     - стоимость обучения в общеобразовательных средних и высших учебных заведениях, имеющих лицензию;

     - питание работникам, которых компания привлекает к сезонным работам.

     Сумма доходов, полученных работником организации, может быть уменьшена на налоговые вычеты. Налоговый вычет - это твердая денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении налога. Вычеты бывают стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

     Организация может уменьшить доход работника на стандартные налоговые вычеты. Социальные, имущественные и профессиональные вычеты организацией не предоставляются. Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%. Если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 9%, 15%, 30% или 35%), то сумму этого дохода на стандартные вычеты не уменьшают. Поэтому организации следует вести раздельный учет доходов, облагаемых по ставке 13%, и доходов, облагаемых по другим ставкам.

     Вычеты  предоставляются на основании письменного заявления работника и документов, подтверждающих его право на них (например, копии удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида и т.д.).

     Доход работников, облагаемый налогом, уменьшается  на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в следующих суммах: 400 рублей, 1000 рублей. Если доход работника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживается. Доход работников должен ежемесячно уменьшаться на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей. Вычет применяется до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 40 000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход работника превысит 40 000 рублей, этот налоговый вычет не применяется.

     Всем  работникам, которые имеют детей, предоставляют налоговый вычет в размере 1000 рублей в месяц на каждого ребенка. Вычет применяют до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход работника превысит 280 000 рублей, этот налоговый вычет не применяют. Налоговый вычет предоставляют на каждого ребенка в возрасте до18 лет и на учащихся очной формы обучения до 24 лет. Вычет нужно применять с месяца рождения ребенка и до конца того года, в котором ребенок достиг указанного возраста (например, если ребенку исполняется 18 лет в феврале, то вычет можно предоставлять в течение всего года).

     Начисление  налога на доходы физических лиц отражается следующей проводкой: Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"

     В 2011 г. заработная плата работника ООО «ЧОО-Тигр» Р.Р. Ризванова составила 15 000 руб. Работник 1969 года рождения. Рассмотрим пример:

     - удержан НДФЛ: 15000 руб. х 13%=1950 руб.

     - начислены взносы с заработной платы, подлежащие перечислению в Пенсионный фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии:

15000 руб.х  14%=2100 руб.;

     - начислены взносы с заработной платы, подлежащие перечислению в Пенсионный фонд на финансирование накопительной части трудовой пенсии:

15000 руб.х  6%=900 руб.;

     - начислены взносы с заработной платы, подлежащие перечислению в Пенсионный фонд на финансирование накопительной части трудовой пенсии:

15000 руб.х 6%=900 руб.

     - начислены страховые взносы, подлежащие  уплате в Фонд социального  страхования:

15000 руб.  х 2,9%=435 руб.;

     - начислены страховые взносы, подлежащие уплате в Пенсионный фонд:

15000 руб.  х 20%=3000 руб.;

     - начислены страховые взносы, подлежащие уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

15000 руб.  х 1,1%=165 руб.;

     - начислены страховые взносы, подлежащие  уплате в территориальный фонд  обязательного медицинского страхования:

15000 руб.  х 2%=300 руб.;

     - начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

15000 руб.  х 0,2%=3 руб..

     - выдана заработная плата: 15 000 руб. х 1950 руб.=13050 руб.

      Учет  налогообложения из заработной платы представлен в таблице 1.4.1.

      Таблица 1.4.1.

      Учет  налогообложения из заработной платы

Содержание  операции Документ Корреспондирующие счета Сумма,

руб.

Дебет Кредит
Начислена заработная плата Расчетная ведомость 26 70 15000
Удержан НДФЛ Расчетная ведомость 70 68 1950
Начислены взносы с заработной платы работников, подлежащие перечислению в Пенсионный фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии;   26 69-2-1 2100
 
продолжение таблицы 1.3.1
Начислены взносы с заработной платы работников, подлежащие перечислению в Пенсионный фонд на финансирование накопительной части трудовой пенсии   26 69-2-2 900
Начислены страховые взносы, подлежащие уплате в Фонд социального страхования   26 69-1-1 435
Начислены страховые взносы, подлежащие уплате в Пенсионный фонд   26 69-2 3000
Начислены страховые взносы, подлежащие уплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования   26 69-3-1 165
Начислены страховые взносы, подлежащие уплате в территориальный фонд обязательного медицинского страхования   26 69-3-2 300
Начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний   26 69-1-2 3
Выдана  заработная плата Платежная ведомость 70 50 13050

 

     С 1 января 2010 г. отменили единый социальный налог (ЕСН). Вместо него работодатели, применяющие как общий, так и специальные режимы налогообложения, платят страховые взносы в четыре внебюджетных фонда:

     - в ПФР - на обязательное пенсионное  страхование;

     - в ФСС РФ - на обязательное социальное  страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

     - в федеральный и территориальный  ФОМС - на обязательное медицинское страхование.

     Реформа единого социального налога бурно  обсуждается в средствах массовой информации и профессиональных кругах, поскольку вызывает множество вопросов, которые отныне не регулируются Налоговым кодексом РФ.

     Единый  социальный налог просуществовал 9 лет. Он был введен с 1 января 2001 года Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ и заменил собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды. Целью введения этого налога было упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей за счет сокращения оформляемых документов и уменьшения числа контролирующих органов. Однако на практике система налогового администрирования внебюджетных взносов себя не оправдала. Поэтому от нее решили отказаться, вновь вернув раздельный порядок, действовавший ранее.

     Итак, основная цель вносимых в законодательство изменений - это замена единого социального налога на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в связи с проводимой пенсионной реформой. Предполагается, что с 1 января 2011 года пенсионная система должна перейти от налогового к страховому принципу. Таким образом, она должна быть более адаптирована к рыночной экономике, должна стать самодостаточной, перестать зависеть от бюджетных вливаний. 

     
    1. Предложения по совершенствованию учета расчетов по оплате  труда

     Заработная  плата является основным источником дохода работников, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и мерой потребления. Она должна стимулировать работника к труду, способствовать повышению его качества и производительности. Вследствие ряда негативных процессов заработная плата перестала выполнять стимулирующую функцию. Назрела необходимость принятия оперативных мер по внесению коррективов в политику в области оплаты труда.

     Учитывая  все недостатки организации оплаты труда необходимо определить пути выхода из кризиса заработной платы. Необходимо восстановление заработной платы как реальной эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций: воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей. Первая задача состоит в повышении реальной заработной платы до стоимости рабочей силы. Заработная плата - категория не только экономическая, но и социальная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус. Затраты на возмещение стоимости (цены) рабочей силы не могут не предусматривать, кроме затрат покрытие расходов на питание, одежду, также затрат на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нужды работника. Отсюда вывод: решение вопросов уровня минимальной и средней заработной платы необходимо ориентировать на минимальный потребительский бюджет, исчисленный дифференцированно применительно к категории работников, видов производств. Социальная политика государства должна иметь ориентир: минимум заработной платы постепенно сближать со стоимостью потребительской корзины прожиточного минимума.

     С точки зрения защиты интересов наемных  работников заслуживает внимания переход на гарантированный часовой размер минимума оплаты труда. Даже если в основу его установления будет положен значительно более высокий, чем сегодня действующий, месячный размер государственного тарифа, это отнюдь не будет означать аналогичного увеличения заработной платы работника. Когда занятость в течение полного рабочего дня и рабочего месяца не гарантированна, работники труда могут оказаться менее защищенными перед произволом работодателей. Работодатель при переходе на часовой гарантированный размер оплаты будет обязан оплатить лишь фактические часы работы. Оторвать же размеры гарантированных государством льгот и компенсаций от установленного месячного минимума оплаты труда возможно и другим путем: установив их в определенном соотношении с прожиточным минимумом, рассчитанным для соответствующей категории населения - получателей пенсий, стипендий, пособий и т.д.

     Чтобы рабочая сила как товар оплачивалась по своей реальной стоимости, необходимо приблизить минимальную заработную плату с прожиточным минимумом, а затем с потребительским бюджетом. Это должно быть зафиксировано в коллективно-договорных решениях и неукоснительно выполняться всеми сторонами, подписавшими соглашение. Решать такую задачу можно только на основе выхода и социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства.

Информация о работе Анализ динамики, структуры и эффективности использования фонда заработной платы