Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Роснефть» на Российском и глобальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:04, реферат

Краткое описание

История нефтяной компании «Роснефть» неразрывно связана с историей отечественной нефтяной промышленности. Основные предприятия НК «Роснефть» были созданы еще в советский период, когда началось полномасштабное освоение новых нефтяных и газовых месторождений. В 1990-е годы многочисленные предприятия топливно-энергетического комплекса и другие, связанные с ними предприятия государственного сектора экономики, были объединены в вертикально интегрированные компании по образцу крупнейших мировых корпораций — с последующей их частичной или полной продажей частным инвесторам. Управление нефтегазовыми активами, оставшимися в собственности государства, осуществляло государственное предприятие «Роснефть».

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ..docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

В качестве основных движущих сил отрасли, которые определяют конкурентную позицию фирмы, можно выделить следующие:

  • огромное количество потребителей в России и в мире – до тех пор, пока численность потребителей будет сохраняться на прежнем уровне или расти, отрасль будет оставаться привлекательной и высокодоходной;
  • государственное регулирование – проблемы, возникающие в отрасли, могут иметь колоссальный размер и справиться с такими проблемами под силу только государству. Только государство может обеспечивать упорядочение действий экономических субъектов, соблюдение законов, отстаивание государственных и общественных интересов. Выполнение этих функций возможно посредством реализации научно-технической, налоговой, бюджетной и ценовой политики, а также участия в международных организациях и соглашениях. Государственное регулирование способно обеспечивать определенную стабильность для компаний;
  • технологии, инновации – чем более развиты компании отрасли с точки зрения технологичности, тем большими преимуществами в сравнении с конкурентами они обладают. Это связано с возможностью более эффективно разрабатывать месторождения и осуществлять переработку сырья, что в перспективе способно приносить значительные доходы и тем самым улучшать конкурентное положение фирмы;
  • капитальные вложения – нефтегазовая отрасль требует весьма значительных объемов инвестирования для успешного развития. Все крупные проекты, связанные с разработкой новых месторождений, разработкой и внедрением новых технологий, были бы неосуществимы без поддержки инвесторов. Чем большим количеством стратегических инвесторов обладает та или иная компания, тем большее количество проектов она может себе позволить, а следовательно может стать более успешной; развитая инфраструктура – от этого напрямую зависит успешность компании. Если она сама может обеспечивать собственное производство, самостоятельно сбывать свою продукцию, не прибегая к помощи посредников или к услугам конкурирующих компаний, то она сможет значительно сэкономить на данных процессах. Поэтому предприятиям в данной отрасли так важно тщательно продумать все аспекты своей деятельности, все детально распланировать и следовать плану

 

Матрица БКГ.

Матрица БКГ базируется на применении показателей: сравнительная доля рынка и темпы роста рынка. Основу матрицы представляют следующие гипотезы:

  1. Существенная доля рынка означает наличие конкурентных преимуществ предприятий, связанных с уровнем издержек производства.
  2. Присутствие хозяйствующих субъектов на растущих рынках означает повышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства.

При выполнении указанных гипотез выделяются четыре типа рынков с разными стратегическими целями и потребностями. При этом определяются следующие возможные виды товаров: «Проблема», «Звезда», «Дойная корова», «Собака». [см. 26, с. 341]

 

Таблица. Матрица БКГ

Темп роста рынка

Относительная доля рынка

Большая

Малая

Высокий

«Звезды»

«Проблемы»

Низкий

«Дойные коровы»

«Собаки»


 

Выбор эффективных стратегий при использовании матрицы БКГ зависит от того, насколько реализуются указанные выше гипотезы.

«Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля): товары, способные дать больше денег, чем требуется для поддержания их доли рынка. Главная роль «коров»: они является источником финансовых средств для развития диверсификации или исследований, для поддержки остальных категорий товаров. Приоритетная стратегическая цель – «сбор урожая».

«Собаки» (медленный рост/малая доля): самая неприятная позиция на рынке. Обычно находятся в невыгодном положении по издержкам и поэтому имеют мало надежды на увеличение доли рынка, тем более что рыночная борьба в основном завершена. Иногда такие товары сохраняются из жалости и упрямства, в бесплодной надежде на чудесное обратное превращение в «почку», иногда для заполнения ниши. Приоритетная стратегия – это деинвестирование и в любом случае скромное существование.

«Проблемы» (быстрый рост/малая доля): товары этой группы требуют значительных средств на поддержание роста. Это самая «хлопотная» часть номенклатуры включает в себя товары, доля которых относительно низка, но темпы роста высоки. Хотя и в менее выгодном положении, чем лидер, они все же имеют шансы на успех, поскольку рынок еще расширяется. Долго оставаться самими собой «проблемы» не могут. Если не оказать этим товарам финансовой поддержки для перехода в «звезды», они станут «собаками». Поэтому здесь существует альтернатива: увеличить долю рынка или деинвестировать.

«Звезды» (быстрый рост/высокая доля): товары-лидеры на быстро растущем рынке. Также требуют значительных средств для поддержания роста. Однако благодаря своей конкурентоспособности дают значительные прибыли; по мере роста рынка сменяют предыдущих «дойных коров». Если не вкладывать достаточно средств в укрепление и защиту этих позиций, «звезда» может превратиться в «собаку».

Из матрицы видно, что сжиженные углеводородные газы являются наименее выгодной продукцией, так как занимают нижний правый квадрант матрицы. В этом квадранте находятся так называемые «Собаки». Они имеют слабые перспективы роста, отстающие позиции на рынке и нахождение позади лидеров на кривой опыта ограничивает размер их прибыли. За исключением особых случаев к слабеющим собакам БКГ рекомендует применять стратегию сбора урожая, сокращения или ликвидации, в зависимости от того, какой вариант может принести наибольшие выгоды.

 

Рис. 3.2 - Матрица БКГ для продукции НК Роснефть:1 – топочный мазут, 2 – дизельное топливо, 3 – авто бензины, 4 – сжиженные углеводородные газы

 

Дизельное топливо и авто бензины занимают одно из лучших положений в матрице. Они находятся в квадранте «Дойные коровы». Хотя дойные коровы и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечение инвестирования в развивающиеся звезды и в трудных детей, из которых могут вырасти будущие звезды. Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание дойных коров в процветающем состоянии, чтобы как можно дольше использовать их возможности в генерировании притока финансовых ресурсов. Должна быть поставлена цель укрепления и защиты рыночных позиций дойных коров в течение всего периода, когда они способны зарабатывать средства, которые будут направляться на развитие других подразделений.

Топочный мазут, имея более высокий темп роста спроса, чем авто бензины и дизельное топливо, сдвинулся выше и находится как в квадранте «Дойные коровы», так и в «Звезды». Этому виду продукции следует уделить большее внимание, так как возможно его перемещение в любой из правых квадрантов. Если топочный мазут перейдет в категорию «Звезды», он сможет обещать большие прибыли и перспективы роста. От таких продукций зависит общее состояние хозяйственного портфеля корпорации. Заняв доминирующие позиции на быстрорастущем рынке, «Звезды» обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала. Но они также сами генерируют значительный приток наличности ввиду низкого уровня издержек за счет экономии на масштабах производства и накопленного производственного опыта.

Мы сопоставили характеристики НК Роснефть с характеристиками основных конкурентов, то есть оценили внутреннюю среду компании, а также рассмотрели внешние условия, предоставляющие определенные возможности, но и несущие отрицательные факторы.

 

Таблица. SWOT-анализ.

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Лидер по объемам добычи нефти в России и по запасам среди публичных компаний мира.
  2. Высокая степень вертикальной интеграции нефтяного бизнеса.
  3. Сравнительно малая степень выработанности месторождений.
  4. Приоритет при распределении стратегических нефтяных месторождений государством.
  5. Низкая стоимость долга.
  1. Высокая долговая нагрузка.
  2. Зависимость от трубопроводной инфраструктуры Газпрома и Транснефти.
  3. Слабая экспансия в профильные активы за рубежом.
  4. Низкая степень вертикальной интеграции газового и сбытового бизнеса.
  5. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений.
  6. Подверженность политическому риску.

Возможности

Угрозы

  1. Разработка крупных месторождений в Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам.
  2. Кредит от Китая на $15 млрд. по невысокой процентной ставке должен помочь безболезненно пережить кризис.
  3. Разработка месторождений в Алжире, как первый шаг в крупных зарубежных проектах.
  4. Реконструкция Туапсинского НПЗ и удвоение его мощностей.
  5. Увеличение доли в крупном Верхнечонском месторождении.
  6. Наращивание добычи в Восточной Сибири.
  7. Финансовая помощь со стороны государства в случае необходимости.
  8. В результате ввода банка качества нефти в России будет происходить возмещение Роснефти за потерю в качестве нефти в трубе Транснефти.
  1. Ограничение доступа к газотранспортной системе Газпрома в будущем.
  2. Повышение влияния со стороны государства в будущем.
  3. Замена текущего президента компании на человека, более зависимого от государства.
  4. Закрытие доступа к нефтепроводу Одесса, как следствие, броды из-за политического давления со стороны Украины.
  5. Борьба с Газпромом за сахалинские шельфовые проекты по добыче углеводородов.
  6. Разводнение акционерного капитала при продаже или использовании в сделках 9,44% казначейских акций

 

 

Ключевые факторы успеха (КФУ)

КФУ, зависящие от технологии:

  • научно-методическое сопровождение всей производственной цепочки компании;
  • возможность инноваций в производственном процессе;
  • система целевых инновационных проектов;
  • степень овладения существующими технологиями

КФУ, относящиеся к производству:

  • имеет место экономия на масштабах производства (в частности на масштабах добычи);
  • качество продукции;
  • высокая степень использования производственных мощностей;
  • выгодное местонахождение предприятия, приводящее к экономии на затратах по транспортировке;
  • доступ к квалифицированным трудовым ресурсам

КФУ, относящиеся к реализации продукции:

  • наличие большого количества сбытовых предприятий в составе компании
  • наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
  • наличие морских терминалов;
  • расположение НПЗ в непосредственной близости к экспортным рынкам;
  • развитие биржевой торговли.

КФУ, относящиеся к маркетингу:

  • высокая квалификация сотрудников сбытовых компаний;
  • активная работа по развитию системы бонусов и скидок для постоянных клиентов розничной сети;
  • разнообразие видов продукции;
  • искусство продаж.

КФУ, относящиеся к профессиональ-ным навыкам:

  • степень овладения (знание) применяемыми технологиями;
  • способность достаточно быстро осваивать новые технологии

КФУ, связанные с организационными возможностями:

  • разработка и внедрение системы внутренних коммуникаций;
  • усовершенствование системы мотивации работников;
  • эффективное руководство компанией;
  • следование принципам прозрачного и ответственного управления

Прочие КФУ:

  • благоприятный имидж/репутация компании;
  • выгодное расположение;
  • компания осуществляет ряд масштабных социальных и благотворительных проектов;
  • наличие статуса стратегического предприятия России;
  • доступ на финансовые рынки;
  • наличие лицензий.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Роснефть» на Российском и глобальном уровне