Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью любой организации является рост, развитие и максимизация ее экономических результатов. Для этого необходимо постоянное повышение эффективности управления. На качество управления организацией влияют множество как объективных, так и субъективных факторов. Одними из самых важных являются правильно построенная структура и разделение труда, наличие всех необходимых ресурсов, современные технологии. На эффективность управления влияет отношение персонала к работе, руководителю и организации. Большое значение имеют также качества и способности самого руководителя, его авторитет, способность найти с подчиненными общий язык и организовать рабочий процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Эффективность управления………………………………..6
1.1 Сущность эффективности управления………………………….6
1.2 Подходы к определению эффективности управления…………11
1.3 Критерии и показатели эффективности управления…………..16
а) количественные показатели………………………………………16
б) качественные показатели………………………………………....17
1.4 Экономическая оценка эффективности управления…………...18
1.5Классификация ресурсов…………………………………………22
Глава 2 Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска…........................................................37
Глава 3 Сбор необходимой информации……………………………53
Заключение…………………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

sam_kursach.docx

— 169.88 Кб (Скачать файл)

 Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

 Динамику экономической  эффективности менеджмента характеризует  также сравнение этих показателей  за два или более периода,  дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента, выраженный в процентах:

где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность управления предприятием, соответственно, в базисном и данном годах.

 Приведенные динамические  показатели целесообразно рассчитывать  также при осуществлении коренных  изменений системы управления  организацией, при сравнении различных  вариантов совершенствования системы  управления. Оценка реальной взаимосвязи  конкретных показателей эффективности  менеджмента и перечисленных  характеристик системы управления  позволяет диагностировать систему  управления, вскрывать ее потенциальные  возможности, определять пути  совершенствования.

1.5 Классификация ресурсов

Управление предпринимательской  деятельностью в постиндустриальной экономике требует целенаправленного  и целесообразного выполнения как  основных функций руководства организацией, т.е. общих функций, отражающих процесс  управления в целом, так и конкретных, соподчиненных с технологическим  распределением работ по управлению. Таким образом, эффективность организации  неразрывно связана с целями организации.

Согласно точке зрения, активно поддерживаемой лауреатом  Нобелевской премии М. Фридменом, истинная роль бизнеса состоит в получении прибыли честным способом, с отчислением государству соответствующих налогов.

Согласно другой точке  зрения современные организации  — это нечто большее, чем экономическая  целостность, они несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации, являясь сложной частью окружающего мира, включающего в себя множество составляющих, от которых зависит само их существование, обязаны быть активно социально ответственными.

Таким образом, при рассмотрении эффективности менеджмента организации  эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной системы управления, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

Различают внешнюю и внутреннюю эффективность. Внешняя эффективность управления определяет результативность менеджмента, характеризует степень достижения организацией ее цели, отражает уровень соответствия организационной системы тре­бованиям и ограничениям внешней среды, а также эффективность в части использования внешних возможностей.

Внутренняя эффективность  управления — это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом распределять и использовать имеющиеся ресурсы для достижения организационной системой целей, диктуемых  общественными потребностями. Она  показывает, каким образом удовлетворение указанных потребностей сказывается  на динамике собственных целей организационной  системы и отдельных групп  ее участников, отражая при этом эффективность в части использования  организационной системой всех компонентов  внутренней среды, в том числе  производственных, финансовых, инвестиционных, кадровых возможностей и пр. Этот показатель характеризует также эффективность стиля руководства, типа управления, делового этикета и этики, организационной и корпоративной культуры.

Трудовые ресурсы. Эффективный  менеджмент, обеспечивающий выживание  и долгосрочный успех организации  в условиях рыночной конкуренции, требует  ориентации на человека: в части  внешней среды — на заказчика (потребителя, клиента, покупателя), в  части внутренней среды — на персонал. Исходное значение человеческих способностей в общественном производстве всегда отмечалось экономистами. В современном менеджменте трудовые ресурсы рассматриваются с позиций человеческого капитала. Изменения в его структуре определяются развитием научно-технического прогресса. Люди являются носителями следующих видов капитала: здоровья, культурно-нравственного, трудового, организационно-предпринимательского, интеллектуального. Человеческий капитал, целесообразно используемый для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивает доходы человека, предприятия, общества. Целостный вид теория человеческого капитала получила в работах ученых чикагской школы Т. Шульца и Г. Беккера, которым была присуждена за их вклад в экономическую науку Нобелевская премия (1979 и 1992 гг.). Процесс воспроизводства и совершенствования человеческого капитала требует специальных социальных технологий и предприятий. Социальные технологии отличаются от технологий материального производства своей сложностью и длительностью трудовых процессов.

Трудовые ресурсы при  рассмотрении проблем эффективности  менеджмента с точки зрения человеческого  капитала могут быть выражены количественно, например в виде показателей невыходов на работу, опозданий, числа жалоб, потерь рабочего времени на болезни, лечение и оздоровление, часов профессионального обучения, тестов оценки интеллекта, эрудиции, показателей интенсивности использования интеллектуальной собственности, оценки контролируемого капитала. Однако количественная оценка квалифицированных кадров не раскрывает всей картины, необходимой для эффективного управления, гораздо важнее их качество.

Знания. П. Друкер, рассматривая роль трудовых ресурсов в обеспечении эффективности управления, выделяет знания в особый специфический ресурс. «Знания нельзя найти в книгах. Там можно найти только информацию; но знание — это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности... Знание само по себе бесполезно в бизнесе (и не только в бизнесе); оно эффективно только в той мере, в которой оно вносит вклад в жизнь за пределами бизнеса, — в мир рынков и потребителей...».

Источником выживания бизнеса и его роста является особое специфическое знание, которое обусловливает специализацию группы людей в конкретном виде предпринимательской деятельности. В связи с тем что любое знание устаревает, необходимо постоянно вести анализ специализированных для конкретного бизнеса знаний, которыми располагает организация. Выводы анализа знаний надо сопоставлять с данными маркетингового анализа. Это позволяет выявить упущенные маркетинговые возможности, а также определить потребность в новых знаниях или в совершенствовании уже существующих.

Материальные ресурсы  — это основной и оборотный  капитал, включая здания, оборудование, технологию, материалы, финансовый капитал  и т.п.

Квалифицированные кадры, оборотный  капитал являются наиболее мобильными ресурсами, ими можно управлять, и они могут быть перераспределены в процессе работы в краткосрочном  периоде. Это порождает опасность  их неправильного и неэффективного распределения. Главным принципом  в отношении дефицитных, редких ресурсов и прежде всего высококвалифицированных кадров является максимизация ресурсов. Такие специалисты должны направляться на те участки, где вероятна наибольшая отдача на каждую единицу проделанных работ. Решение о распределении кадров по соответствующим возможностям является ключевым в обеспечении эффективности управления. Наиболее благоприятные возможности в бизнесе всегда реализуются с помощью самых квалифицированных специалистов, привлекаемых для этих целей руководством организаций. Распыление первоклассных кадров, а не концентрация их на наиболее перспективной для фирмы цели, недопустимо.

Информация. Информационные товарные рынки и рынки интеллектуальных продуктов в постиндустриальном обществе начинают охватывать все элементы инфраструктуры менеджмента. В современной  экономике материальные ресурсы  уступают первенство информационным. Особенности современного переворота в инновационной сфере, связанные с превращением интеллектуальных продуктов и информации в товар, обеспечивают последовательный переход к информационному обществу, в котором информация становится важнейшим ресурсом эффективного управления. Управление невозможно без информации о внутренней и внешней среде. Значимость ее огромна. Итоговая информация о деятельности организации выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление, а также результатов управления и получения соответствующих представлений о его эффективности. Чтобы успешно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Информация организационной системой используется постоянно и непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования фирмой поступающих ресурсов.

Время — это особый необходимый, незаменимый, уникальный ресурс. В процессе достижения цели время является самым  дефицитным и скудным ресурсом. П. Друкер в своей книге «Эффективное управление» отмечает, что «срок, назначенный для достижения определенных результатов, является одним из решающих факторов при выборе соответствующих ресурсов. Усилия, которые обещают достижение результатов в течение меньшего срока, вероятнее всего, окажутся напрасной тратой не только времени, но и ресурсов, и денег».  Иные ресурсы можно накапливать, приобретать, создавать, заменять  и расходовать по усмотрению, например, в определенной мере человеческий труд можно заменить капиталом, использовать больше знаний,  интенсифицировать применение интеллектуального капитала. Время абсолютно незаменимо, не зависит от человека и применяется как данность. Оно, не будучи истраченным, теряется безвозвратно, поэтому требуется особая ответственность в отношении к нему. Его нельзя купить, занять, добыть каким-либо способом. Каким бы высоким ни был спрос на время, его предложение не растет. Все организационные системы, преобразовывая входы в желаемые конечные состояния или цели, осуществляют эти процессы во времени, т.е. все работы выполняются во времени и поглощают его. Эффективное управление подразумевает обязательный учет и рациональный подход к предполагаемому и фактическому расходу времени в процессе деятельности любой организационной системы. Эффективность менеджмента имеет ярко выраженный временной аспект, т.е. действия, эффективные в краткосрочной перспективе, могут оказаться совершенно несостоятельными для отдаленного будущего организации, и наоборот.

Пространство. Все организационные  системы, преобразовывая входы в  желаемые конечные состояния или  цели, осуществляют эти процессы не только во времени, но и в пространстве. Движение материальных и информационных потоков осуществляется и во времени, и в пространстве от их первичного источника до конечного потребителя. Пространство представляет собой ресурс, который обеспечивает формирование пространственного вида организации, т.е. наиболее рациональное расчленение процесса обработки входов на частичные процессы и закрепление их за отдельными звеньями организации, определение их взаимосвязи и расположения на территории фирмы. Наличие этого ресурса служит базой для определения состава основного капитала, методов обслуживания и пространственной планировки организации. Обладание этим ресурсом является необходимым условием создания производственных объединений, расширения и реконструкции предприятий, диверсификации и изменения специализации производства. Пространство, занимаемое рабочими местами, должно обеспечивать естественность трудовых действий и приемов, рациональную загрузку рабочих и оборудования и т.п., быть достаточным для того, чтобы рабочие могли производить все необходимые движения и перемещения при выполнении производственных операций. Когда его много, о нем обычно не думают и расходуют неэффективно. Когда его мало, вопрос эффективности использования встает остро. Пространство как ресурс во многом определяет внутреннюю среду организации.

Успех в конкурентной борьбе во многом определяется тем, какое пространство каждое государство создает и  поддерживает для отраслей национальной экономики. Единство экономического простран­ства, обеспечиваемое государством, создает равные условия для конкуренции и эффективного менеджмента. Раздел единого экономического пространства по кругу продавцов, по территориальному признаку, введение ограничений на ввоз и вывоз товаров, работ, услуг, материальных и трудовых ресурсов, установление административных, экономических, организационных, финансовых барьеров требует совершенствования стратегии бизнеса. Анализ бизнеспространства (макро- и микроокружения организации) является непременным компонентом стратегического анализа, проводимого в целях:

■  постоянного мониторинга  места и положения организации  на рынке;

■  определения направлений  совершенствования менеджмента  и бизнеса;

■  избежание кризисных ситуаций.

К примерам зависимости организации  от пространства относится получение  ресурсов из других стран. Эти ресурсы, являясь более выгодными с  точки зрения цен, качества или количества, в долгосрочном периоде могут вызвать усиление таких факторов подвижности внешней среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Наиболее ярким примером того, что постоянно необходимо учитывать пространство как важный ресурс и обеспечивать соответствие размеров бизнеса этому ресурсу, является волна слияний и поглощений, банкротств, охватившая Европу в результате появления Европейского экономического сообщества. Европейский союз создал значительный дисбаланс размеров бизнеса и экономического пространства многим фирмам среднего размера, хорошо приспособленным для удовлетворения потребностей ограниченного рынка своей страны. Несоответствие размеров бизнеса и пространства выявило, что этим фирмам в обострившейся конкурентной борьбе не хватает управленческих кадров, капитала, маркетинговых ресурсов.

Руководителям следует иметь  в виду, что размеры организации  радикально меняют ее управленческие свойства. В результате методы и  механизмы менеджмента, обеспечивающие эффективность малого предприятия, не пригодны для крупной организации. Следовательно, нет и не может быть единого эффективного менеджмента, так как все ситуационно.

П. Друкер выделял семь категорий результативности менеджмента:

1) действенность — степень  достижения целей организации,  т.е. степень завершения необходимой  работы; отражает результат сравнения  того, что планировали сделать,  с тем, чего фактически достигли;

Информация о работе Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска