Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью любой организации является рост, развитие и максимизация ее экономических результатов. Для этого необходимо постоянное повышение эффективности управления. На качество управления организацией влияют множество как объективных, так и субъективных факторов. Одними из самых важных являются правильно построенная структура и разделение труда, наличие всех необходимых ресурсов, современные технологии. На эффективность управления влияет отношение персонала к работе, руководителю и организации. Большое значение имеют также качества и способности самого руководителя, его авторитет, способность найти с подчиненными общий язык и организовать рабочий процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1 Эффективность управления………………………………..6
1.1 Сущность эффективности управления………………………….6
1.2 Подходы к определению эффективности управления…………11
1.3 Критерии и показатели эффективности управления…………..16
а) количественные показатели………………………………………16
б) качественные показатели………………………………………....17
1.4 Экономическая оценка эффективности управления…………...18
1.5Классификация ресурсов…………………………………………22
Глава 2 Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска…........................................................37
Глава 3 Сбор необходимой информации……………………………53
Заключение…………………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

sam_kursach.docx

— 169.88 Кб (Скачать файл)

С наибольшей эффективностью организационная система функционирует  в конкретных пространственно-временных  границах, являясь открытой системой. Она представляет собой целостный  комплекс взаимосвязанных элементов, ориентирована на достижение дерева соподчиненных, опосредованных целей, имеет устойчивую внутреннюю структуру, образуя особое единство со средой и представляя собой элемент  системы более высокого порядка. Элементы любой организационной  системы обычно выступают как  системы более низкого порядка, внося свой вклад в характеристику целостного комплекса, который всегда качественно отличается от простой  суммы составляющих его частей. Организационная  система (система управления) одновременно является и объектом управления (управляемая  система), и субъектом управления (управляющая система). Таким образом, эффективность управления, раскрываемая посредством результативности объекта  управления, является оценкой того, что делает управляемая система. Вторая составляющая эффективности  управления (по отношению к организационной  системе) является оценкой того, как  система управления добивается соответствующих  результатов. Успешность функционирования организационной системы — это комплексная оценка, слагаемая из приведенных выше составляющих.

Одной из основных задач  любой организационной системы, обеспечивающей достижение ею результатов, является преобразование ресурсов, которые  она получает от окружающей среды (рис.1). К числу важнейших из них относятся: человеческие и материальные ресурсы, информация, знания, а также пространство и время. Эти компоненты в менеджменте принято называть входами.

Рисунок 1. Открытая организационная  система

В процессе преобразования открытая система обрабатывает эти  входы, переводя их в желаемые конечные состояния или цели, в том числе  в продукцию или услуги. Полученные результаты являются выходами системы, которые она выносит в окружающую среду, т.е. организационная система  представляет собой механизм преобразования входов в выходы. Если управление организационной  системой эффективно, то в процессе изменения появляются возможные  дополнительные выходы, например прибыль, увеличение доли рынка, рост объема продаж (в бизнесе), достижение общественных, социальных целей и т.п.

Содержательный подход к  изучению эффективности управления учитывает все рассмотренные  ранее аспекты познания идей и  опыта, относящихся к такому сложному и многостороннему виду человеческой деятельности, как управление социально-экономическими системами, в том числе людьми и организациями. Он обеспечивает формирование методологической основы, которая служит фундаментальной базой для последующего изучения специальных аспектов эффективного управления. Методологическое знание, создаваемое общей теорией, которая содержит функциональные категории, понятия, принципы, методы, систему функций и задач менеджмента, выступает в форме познавательных приемов формирования знаний — особого специфического ресурса эффективного менеджмента.

Формально-логический (формализованный) подход к исследованию сформулированной проблемы, используя аппарат дискретной  математики, аналитические и статистические методы, опирается на  методы компьютерного  моделирования, повышающего эффективность  принятия управленческих решений в  условиях неопределенности.

Процессный подход к эффективности  управления. Процессный подход в менеджменте  рассматривает эффективное управление  как процесс достижения управляемой  системой своих целей и интересов  с наилучшими результатами в виде серии взаимосвязанных непрерывных  действий, называемых управленческими  функциями, каждая из которых также  представляет собой процесс. Управление является общей суммой всех функций, как основных (общих), характеризующих  процесс управления в целом, так  и конкретных, отражающих технологическое  распределение работ по управлению.

Процессный и системный  подходы наиболее целесообразно  применять в спокойной обстановке и в процессе планомерного управления

Ситуационный подход к  эффективности управления. Ситуационный подход (как и системный) представляет собой способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. Этот подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые  влияют на организацию. Его применение позволяет увязать конкретные приемы и концепции менеджмента с  определенными ситуациями для того, чтобы обеспечить достижение объектом управления своих целей и интересов  с наилучшими результатами и таким  образом сделать управление наиболее эффективным.

Основной целью управляющей  системы является поддержание и  развитие управляемой системы в  запланированном направлении при  выполнении определенных количественных и качественных показателей и  ограничений. К ее задачам относят:

■  мониторинг состояния  системы управления;

■  выявление необходимости  осуществления управляющих воздействий;

■  разработку управляемого решения — целенаправленного  воздействия;

■  прогнозирование пути реализации и результата;

■  принятие управленческого  решения;

■  планирование пути реализации и результата;

■  реализацию управляющего воздействия.

1.3 Критерии и показатели эффективности управления

Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого  труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и  формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

Показатели прибыли и  рентабельности наиболее полно характеризуют  конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При  этом следует исключить влияние  на прибыль факторов, не связанных  с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность  и качество управления трудовыми  процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого  используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности  использования трудовых ресурсов применяется  показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности  использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов- показателем фондоотдачи. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

А)  Количественные показатели эффективности

Количественные показатели деятельности системы управления включают:

· комплекс трудовых показателей- экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;

· финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);

· показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения  информационных технологий, организационных  процедур).

Б)  Качественные показатели эффективности

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):

· повышение научно-технического уровня управления;

· уровень интеграции процессов  управления;

· повышение квалификации менеджеров;

· повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

· формирование организационной  культуры;

· управляемость системы; удовлетворенность трудом;

· завоевание общественного  доверия;

· усиление социальной ответственности  организации;

· экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг  в организации системы управления и достигается экономический  эффект.

Развиваются и другие подходы  к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный  подход к оценке эффективности системы  управления. В нем абсолютная эффективность  управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его  использования. Относительная эффективность  определяется как отношение полного  эффекта управления к затратам

 

1.4 Экономическая оценка эффективности управления

Показатели экономической  эффективности 

 В общем виде эффективность  управленческой деятельности (Э)  выражают следующей формулой:

где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);

3 - затраты на управленческую  деятельность или объем использованных  ресурсов (затратная составляющая).

 На уровне отдельных  предприятий в различных отраслях  экономики используются разнообразные  группы показателей экономической  эффективности. Однако на каждом  предприятии оценивается экономическая  эффективность использования материальных  ресурсов, основных производственных  фондов и оборотных средств,  капитальных вложений, деятельности  персонала, а так же рассчитывается  обобщающий показатель, характеризующий  экономическую эффективность предприятия  в целом. 

Показатель эффективности  использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:

где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.

 Снижение материалоемкости  продукции – одно из главных  направлений повышения эффективности  в промышленности и строительстве,  так как затраты на материалы  составляют более половины затрат  на производство продукции этих  отраслей. Как правило, это достигается  внедрением новых ресурсосберегающих  технологий, заменой дорогостоящих  материалов более дешевыми.

Показатель эффективности  использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем  их фондоотдачи

где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость  выпущенной продукции.

 К основным производственным  фондам относятся: средства труда  (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные  средства и тому подобные) которые  участвуют в производстве. Важнейшими  направлениями повышения эффективности  использования основных фондов  являются: повышение коэффициента  сменности работы предприятия,  сокращение потерь рабочего времени  оборудования и др.

Показателем эффективности  капитальных вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

где: К – объем капитальных  вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

 Как известно, оптимальный  срок окупаемости капитальных  вложений не должен превышать  двух лет. 

Показателем, характеризующим  эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.

где: ЧР – среднегодовая  численность работников, занятых  на предприятии.

 Кроме того, производительность  труда определяется выработкой  продукции в единицу времени. 

 Повышение производительности  труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества  и наличия в необходимом количестве  материалов и т.д. 

 Материалоемкость, фондоотдача,  окупаемость капиталовложений –  это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:

где: П – расчетная прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в распоряжении предприятия; С – издержки, связанные с созданием и пополнением основных и оборотных средств.

 Рентабельность качественно  характеризует работу предприятия  и отражает сопоставление прибыли  со всеми затратами. В различных  отраслях на уровне отдельных  предприятий могут иметь место  специфические особенности. 

 Приведенные показатели  экономической эффективности менеджмента  являются статическими.

 Достоверность показателей  эффективности возрастает, если  при анализе форм эффективности  менеджмента учитывается ее динамический  аспект.

 В связи с этим  показатели эффективности менеджмента  целесообразно рассматривать в  динамике посредством регистрации  и сравнения изменений за два  или более периода. 

 Динамический показатель  эффективности менеджмента можно  представить следующим образом: 

 где: По, Пб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Ро, Рб – расходы, соответственно, в данном и базисных годах.

Информация о работе Анализ анкетирования по теме «Эффективность управления» некоторых предприятий г. Хабаровска