Американский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Содержание

Введение 1

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 23

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 32

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 33

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 43

Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 53

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 65

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 75

Заключение 77

Список литературы 78

Вложенные файлы: 1 файл

реферат менеджмент.docx

— 148.23 Кб (Скачать файл)

    Конечно, в нашей стране есть яркие примеры, когда отлаженное сотрудничество отделов  и подразделений компании приносит очень хорошие результаты. Но достичь  этого очень трудно. При этом следует  помнить, что результаты такой кропотливой  работы не всегда видны сразу. В большинстве  случаев их можно оценить лишь косвенно, да и то через некоторое  время. Сейчас, к сожалению, наблюдается  тенденция, когда многие руководители российских компаний просто недооценивают  важность работы с персоналом, его  информированность. Ввиду этого  напрашивается вывод, что опыт западных стран при данной устоявшейся  системе управления вряд ли может  сыграть сколь либо значительную роль.

    К тому же, западный стиль работы не подразумевает  гибкости по отношению к персоналу. Он основан на том, что в организации  «каждый за себя». В России же люди более склонны к коллективизму.22

    Резюмируя, хотелось бы сделать акцент на особой специфике работы отечественных  предприятий. А заключается она  в том, что наши фирмы развиваются  по своему собственному пути. Конечно, они обращаются к опыту своих  коллег из западных компаний, и перенимают положительные моменты. Но, все же, в российских организациях выработан  собственный стиль работы, который непосредственно создается самими работниками и руководителями. В таких фирмах огромное влияние имеют человеческие отношения. Именно этот путь развития в управлении позволяет российским компаниям быть независимыми и профессиональными на рынке.

    Существенное  влияние на реформирование российского  менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические  общеэкономические факторы, и, прежде всего:

    - экономическая и политическая  нестабильность в стране;

    - высокий уровень безработицы;

    - высокий уровень инфляции;

    - низкая платежеспособность многих  организаций;

    - несовершенная и нестабильная  законодательная и нормативная  база функционирования экономики;

    - коррумпированность государственных  и местных органов регулирования  экономики;

    - асимметричность информационного  пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование  сделок;

    - неразвитость рыночных отношений,  инфраструктуры рынка, информационной  среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и  услуг;

    - высокий уровень криминализации  экономики, незащищенность предпринимателей  от криминальных структур.23 

    Всё это явно не способствует возникновению  условий, при которых может быть применён опыт других развитых государств, в которых вышеперечисленные  проблемы экономического, политического, социального характер не стоят столь  остро либо же вообще отсутствуют.

    Отечественная модель обладает большим потенциалом, скорее всего даже большим, чем западная. Но для раскрытия ее потенциала необходим  существенно более высокий уровень  методической разработанности, знание и учет менеджерами российских законодательных  и нормативных актов, высокий  уровень подготовки, присутствие  норм деловой этики бизнеса и  глубоких знаний о рынке, экономике  и о самом менеджменте как  о науке управления. Заимствование  чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, доведением любой ситуации до крайности.

    Источником  многих экономических проблем в  России является неэффективное управление предприятиями. В большинстве российских организаций не используются современные  достижения мировой практики в области  менеджмента. Действительно, лишь некоторые руководители российских предприятий в лучшем случае изучали американский опыт управления (или его западноевропейские модификации) и теперь используют его в своей деятельности. Большинство учебных материалов по менеджменту на русском языке также посвящено детальному изучению западного опыта управления, и лишь в общих чертах в них рассматривается опыт других стран. Конечно, в связи с тем, что среда, в которой работают российские предприятия, не может в чистом виде воспринять западную культуру управления, идет процесс адаптации западного менеджмента к российским условиям, и мы видим некоторые положительные результаты такой деятельности.

    Естественно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения западного менеджмента.

    Руководители  российских компаний долгое время придерживались авторитаризма. Отечественный бизнес исходил из посылки, что человек  неорганизован, немножко ленив, его  надо контролировать. Сегодня, когда  в России появляется все больше представительств западных компаний с их демократичными взглядами на персонал, соблюдать жесткие методы уже не результативно.

    Говоря  о карьерном росте, можно с  уверенностью сказать, что с приходом в нашу систему элементов западного  управления, поменялся и сам подход к продвижению сотрудников по служебной лестнице. Сейчас недостаточно просто хорошо и качественно выполнять  свои обязанности. Настало время, когда  руководители наших фирм отдают предпочтение людям со смелыми идеями. Эта тенденция, без сомнения, навеяна западом.

    Сегодня руководство российских компаний понимает, что привлечь настоящего профессионала  можно только с помощью сильной  мотивации. Наряду с этим многие крупные  российские компании внедряют различные  системы поощрения сотрудников. Например, материальные премии, корпоративные  мероприятия, тренинги, семинары. В  общем, все, что делает сотрудника лояльнее к организации и повышает его  профессиональный уровень.

    В России довольно неплохо прижились  многие принципы западного менеджмента. Но, к сожалению, их используют не все  отечественные компании. В первую очередь, это касается вовлечения персонала  в процесс принятия решения. Данный фактор позволяет сотрудникам не только ощущать себя частью компании, но и повышает их ответственность  в работе над проектом. Весьма часто  получается так, что работник, находящийся  в подчинении, может намного профессиональнее разбираться в конкретном вопросе, нежели непосредственный руководитель. Так, почему бы не узнать его мнения по конкретному вопросу? Почему не привлечь к принятию решения? Ведь это очень  хороший мотивирующий фактор для  персонала. Однако в России он пока не работает. В большей степени  роль играет обычная психология человека, наделенного властью, – «пусть будет  по-моему!».

    Западный  стиль управления часто называют «современным» или «цивилизованным». Российский же подобных эпитетов лишают. Дело том, что и в Европе и в  США органически сформировались крепкие традиции деловой культуры с общими корнями. В отличие от бурно развивающейся российской традиции они уже на уровне базовых  понятий по-другому понимают такие  организационно-культурные феномены, как бюрократия, предпринимательство, лидерство, командность, инициативность, дисциплина.

    Западные  компании пришли к тому, что значимость такого нематериального актива, как  качественное корпоративное управление, находится в одном ряду со стоимостью основных активов и брендов. В  российской же ситуации до сих пор  больше ценятся материальные активы.

    Вот, собственно, коренное отличие западного  подхода к менеджменту, ориентированного, в первую очередь, на результат и  максимальное использование ключевых компетенций сотрудников. Именно этот фактор дает осязаемые преимущества в конкурентной борьбе перед традиционным российским подходом.

    Оперативность решений - очень важный аспект современного управления, потому что сейчас время  спрессовано как никогда. И здесь  западный стиль управления, бесспорно, выигрывает перед российским. Ведь в отечественном менеджменте  отношение ко времени определяется процессом, а не результатом. При  российском стиле управления часто  невозможно понять, кто же все-таки принял то или иное решение, а кто  отвечает за его последствия. На Западе же, наоборот, поощряется, когда сотрудник  берет на себя ответственность.

    Другой  момент– это забота о здоровье персонала. К примеру, если в течение  рабочего дня сотрудник почувствовал недомогание – он может позвонить  персональному доктору компании. Если недомогание серьезное, он советует, услугами какой именно клиники человеку лучше воспользоваться. Такой подход очень выгоден самой компании – у сотрудников нет необходимости тратить время на очереди в поликлиниках. В то же время, персонал чувствует заботу о себе.

    В настоящее время мир бизнеса  работает по единым стандартам, выработанным на основе более чем столетнего опыта в разных точках земного шара. Уже сейчас налицо сильная экономическая интеграция, тенденция стандартизации процедур и принципов управления, что, впрочем, не означает пренебрежения культурными особенностями того или иного региона. Однако тот, кто чрезмерно подчеркивает исключительность своих обстоятельств, рискует выйти из соревнования и, в конечном счете, попасть в список банкротов.

    Одной из важных проблем, стоящих перед  экономикой России, является недостаточный  уровень подготовки управленческих кадров: руководителей среднего и  высшего звеньев. Одним из путей  решения этой проблемы может стать  рациональное использование западной модели менеджмента с учётом особенностей внешних и внутренних факторов России.

    Проблема  использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области  менеджмента, в последние годы стала  особенно актуальной. В России традиционно  ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии, учитывая особенности внутренних факторов страны.

    Однако  не вызывает сомнения тот факт, что  западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания  результатов, накопленных зарубежными  специалистами в области управления, невозможно создание собственного современного института управления.

    Супермаркет Кировский – крупнейшая сеть супермаркетов  в Екатеринбурге и Свердловской области, контролируемая депутатом  Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Игорем Ковпаком. По данным журнала Forbes оборот в 2008 году составлял 13,2 млрд. руб.

    Сеть  супермаркетов «Кировский» придерживается американской модели управления. Рациональная организация управления является одним  из основных факторов достижения фирмой успеха и реализации поставленных перед  ней целей и задач. Такая структура  позволяет избежать завышения расходов на оплату труда, тем самым, помогая  снизить себестоимость продукции  и получить большую прибыль. В  сети супермаркетов «Кировский»  широко применяется материальное и  моральное поощрение работников, осознание работниками ответственности  за порученное им дело, и, таким образом, улучшение социально-психологического климата в коллективе.

    Профессионалы давно «разложили по полочкам» успех  «Кировского», определив его причины. Никаких секретов тут нет. Как  не могли стать сверхпопулярными эти магазины, если в «Кировском»  едва ли не первыми в городе поняли важность корпоративных стандартов обслуживания — чистота, вежливость, улыбка — и добивались их соблюдения неуклонно и жёстко.

    В других магазинах продавцы работали на износ, к вечеру едва держась на ногах. В «Кировских» в три  часа дня происходила пересменка. Глубинное понимание принципа «главное – покупатель», постоянный поиск, энергичное развитие, всё это явилось основным залогом успеха данного предприятия.

    Знаменитый  теперь на всю страну пивоваренный завод “Балтика” строили 12 лет. Сейчас на заводе “Балтика” выработана и реализована специальная стратегия по раскрутке своей торговой марки. Поэтому ещё в 1992 году появилось первое пиво “Балтика”, а на бутылке была фирменная этикетка.

    “Балтика стала торговать практически круглосуточно, взяв на себя и развозку товаров по торговым точкам, причем, стараясь сделать ее максимально дешевле. Круг высших руководителей, участвующих в выработке стратегических решений, на “Балтике” постарались сократить. Раньше в зале заседаний собиралось человек 60-65 и обсуждали все вопросы, начиная от стратегических и кончая тем, куда забить гвоздь. Сейчас в правлении осталось четыре директора по направлениям плюс генеральный директор. Таким составом правление собирается раз в неделю, по понедельникам, а дальше каждый организовывает свою работу так, как считает нужным.

Информация о работе Американский менеджмент