Адаптация государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

Проблема адаптации чрезвычайно актуальна в настоящее время. Это объясняется тем, что решение многих практических задач связано с эффективностью адаптации человека в разных сферах социальной жизни. Успешная профессиональная адаптация служит важным фактором трудовой деятельности. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работающего человека отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.д. Не менее серьезно стоит вопрос в службе судебных приставов. Многие исследователи прямо указывают на связь степени и полноты адаптации с текучестью кадров, особенно молодых специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация госсужащего.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Особого внимания заслуживает  низкая степень удовлетворенноcти оплатой труда: 38,7% респондентов считают, что она удовлетворяется только на 10,0%, а 83,9% оценивают ее до 50,0%. В связи с этим немаловажно, что 19,4% полагают, что оклад и результаты труда по месту работы устраивают их только на 10,0%, до 50,0% — 83,3%.

Характерно, что сотрудники, имевшие наставника (77,4%), реже испытывают затруднения в практической деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что молодые работники в совершенствовании себя как профессионала испытывают трудности, прежде всего, от отсутствия необходимых условий (61,3%,), собственной неорганизованности (29,0%), умения планировать время (12,9%). Обращает внимание тот факт, что в работе над собой молодые сотрудники главным образом развивают профессиональную компетентность (64,5%), совершенствуют культуру и стиль общения, занимаются физической закалкой и развитием (по 25,8%).

Начальникам отделов – старшим  судебным приставам было предложено оценить по пятибалльной системе наиболее значимые качества молодых работников, существенные для успешной деятельности. В качестве таковых были выделены три группы качеств:

1. Качества сотрудники  как специалиста.

2. Организационные качества сотрудника

3. Личностные качества  сотрудника, на которых базируется  его служебная деятельность.

Результаты экспертной оценки значимых качеств показали: наибольший средний балл (3,8) получили: умение применять на практике знания и физические данные.

Второй paнговый показатель (средний балл - 3,7) имеют такие качества, как работоспособность, культура труда и исполнительность. На третьем месте (средний балл - 3,6) — духовное богатство и высокий интеллект. На последнем месте оказались такие качества, как инициативность и умение кратко и ясно говорить (докладывать).

Профессиональная адаптация  молодых сотрудников один из этапов их профессионального становления, содержанием которого является практическое освоение молодым сотрудником всех сторон труда, закрепление молодых сотрудников в коллективах.

Мы считаем, что задача этапа профессиональной адаптации на уровне социально-психологического обеспечения профессионального становления молодых сотрудников заключается в формировании уровня психической деятельности сотрудника, определяющего адекватное заданным требованиям и условиям среды профессиональное поведение, эффективное взаимодействие с социальным окружением и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения.

Деятельность по эффективной  профессиональной адаптации каждого молодого сотрудника, нуждающегося в помощи и поддержке со стороны руководителей, членов коллективов подразделений, наставников, психологов, по нашему мнению, должна быть направлена на создание ему наиболее благоприятных условий для успешного профессионального становления.

Главным условием принятия нового сотрудника коллективом выступает  активность самого молодого    сотрудника    (ориентировочно-познавательная,    межличностно-коммуникативная, творческая). Важно в этот период предоставить ему возможность проявить и развить гражданскую позицию. Для этого целесообразно осуществлять мероприятия организационно-педагогического, методического и психологического характера .Эти, указанные мероприятия направлены на то, чтобы:

• активизировать деятельность всех лиц, принимающих участие в работе с молодыми сотрудниками в период их адаптации;

• развивать собственную  активность молодых сотрудников, те качества их личности, от которых в наибольшей мере зависит успешность адаптации;

• придать работе с молодыми сотрудниками системный, комплексный характер;

• усовершенствовать  систему управления процессом адаптации;

•сформировать систему наиболее эффективных методов, направленных на ускорение адаптационных процессов;

• специализировать методики работы с молодыми сотрудниками по видам и этапам адаптации, с учетом индивидуальных трудностей адаптационного периода.

Главная роль в решении  этих задач принадлежит руководителю, от которого зависит создание устойчивого психологического климата, культура общения в коллективе, а также правильная организация и оценка служебной деятельности каждого молодого сотрудника подразделения.

Можно отметить большую роль наставников в этом процессе. Оптимальность корпуса наставников, т.е. его соответствие целям и задачам, проявляется в используемых руководством подходах к подбору сотрудников на роль наставника. При назначении наставника, следует руководствоваться определенными критериями. Самыми важными  считаем: наличие авторитета у сотрудника в коллективе; склонность сотрудника к воспитательной работе; наличие большого стажа работы; наличие богатого жизненного опыта, желание самого сотрудника выполнять роль наставника.

Вопрос о трудностях, с которыми сталкиваются наставники в работе со стажером в процессе его адаптации к деятельности, позволил выявить наиболее часто встречающиеся из них. Оказалось, что на первом месте стоят трудности организационного плана, которые не требуют дополнительных финансовых, материальных и людских затрат и вполне решаемы принятием соответствующих управленческих решений.

На недостаток времени  для серьезной и полной работы со стажером указали 57,3 % респондентов; на то, что наставник не может  всегда и во всем работать вместе со стажером - 38,3 %. Кроме того, 11,9 % отметили нежелание руководства идти навстречу наставнику в его работе со стажером.

На основании изложенного  для совершенствования организации наставничества предлагаем: практиковать материальное стимулирование сотрудников-наставников; использовать моральное стимулирование; предоставить специальное время для занятий со стажером; предоставить наставнику возможность нести работать вместе со стажером; ввести обязательный контроль за деятельностью стажера со стороны руководства.

Отсутствие каких бы то ни было форм материального и  морального поощрения наставничества отражает низкую социальную, прежде всего на уровне профессиональной группы, оценку этой деятельности. Такая ситуация сказывается на мотивации субъектов к деятельности и, следовательно, ее результативности. Важные с точки зрения эффективности наставничества связи между затратами труда и ожидаемыми результатами, результатами и ожидаемым вознаграждением и удовлетворенностью им, собственно приводящие к возникновению мотива деятельности, нарушаются.

Деятельность по осуществлению  социально-психологической адаптации  молодых сотрудников, которая проводится отделом государственной службы и кадров, должна строится с учетом:

• изучения самой личности молодого сотрудника;

• изучения личности в  деятельности;

• изучения личности в  коллективе и через коллектив.

В соответствии с данными  направлениями работы специалист отдела госслужбы и кадров выбирает формы, методы и приемы психологического сопровождения адаптации молодых сотрудников.

Изучение личности молодого сотрудника в деятельности и его социально-психологическое сопровождение психологу целесообразно вести по следующим направлениям:

• Изучение условий труда, межличностного взаимодействия молодого сотрудника и наставника.

• Анализ совместно с  наставником и руководителем целей, задач, объективно необходимых функций и предпосылок продуктивного выполнения конкретных профессиональных действий молодым сотрудником в конкретных условиях, а также постановка перед ним задач в соответствии с интересами подразделения и возможностями конкретного человека.

• Проведение с молодыми сотрудниками в рамках курса обучения тематических занятий и семинаров  по методам поведения и общения  с населением в процессе исполнительных действий.

Особое внимание нужно оказывать молодому сотруднику с целью быстрого и безболезненного вхождения в коллектив, а значит и его адаптации к выполнению служебных задач.

Индивидуальная работа с молодым сотрудником в коллективе направлена на преодоление психологических трудностей, связанных:

• с несоответствием представлений о службе той реальной обстановке, которая его окружает;

• с несоответствием  нравственно-волевых и деловых  качеств личности молодого сотрудника требованиям, предъявляемым особенностями  служебной деятельности и коллектива;

• с неразвитостью необходимых и часто специфичных навыков общения;

• с неумением строить  уставные и внеслужебные отношения, устанавливать контакты с членами служебного коллектива;

• с отсутствием необходимых  знаний, умений и навыков, влияющих на результативность профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенный нами анализ результатов  исследований по проблеме адаптации  молодых сотрудников на службе, позволяет  сделать ряд выводов и предложений.

 Эффективностъ профессиональной адаптации молодого специалиста зависит от определенных условий, среди которых основными являются:

- уровень готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности;

- межличностные отношения с коллегами и руководством;

- обстановка в коллективе,

- характер профессионального интереса к избранной деятельности.

В то же время к показателям адаптированности молодого сотрудника можно отнести:

- устойчивые профессиональные знания и навыки;

- уверенность в себе  как в специалисте;

- стремление преодолевать трудности в работе;

- удовлетворенность своей профессией и интерес к ней;

- эффективность профессиональной деятельности;

- благоприятный характер  взаимоотношений в социальном окружении;

- осознание профессионального  долга и следование ему в своей деятельности;

- адекватнocть самооценки;

- способность к саморазвитию.

Важнейший индикатор  социальной и профессиональной адаптации  — согласование самооценок и притязаний сотрудников не только с их желаниями  и возможностями, но и с социально-экономической  реальностью.

Молодые сотрудники переживают определенное дискомфортное состояние, которое скорее всего детерминируется неэффективностью и неадаптированностью институциональной среды профессиональной деятельности (низкая правовая защищенность сотрудника, большие физические и психологические нагрузки при низких результатах отдачи от деятельности и т.п.) к новым условиям.

В целях успешной адаптации  молодых сотрудников к условиям службы целесообразно проводить регулярные социологические опросы по всему спектру профессиональных, образовательных, материально-бытовых и иных проблем, с которыми они сталкиваются.

Результаты опросов, а  также основанные на них методические разработки следует доводить до сведения не только руководителей, но и самих молодых сотрудников.

Вновь принятые сотрудники должны знать, что в ФССП они сами и их молодые товарищи встретят понимание.

При работе с вновь  принятыми кадрами следует учитывать  низкую эффективность распространенных апелляций к "возвышенным" мотивам  поступления на службу (от "принесения пользы обществу " до "призвания"),   поскольку   наибольшая часть молодых людей пришла в ФССП, руководствуясь соображениями социально- материальной стабильности либо самоутверждения, а также в силу отсутствия иных реальных возможностей выбора.

Специалистам по работе с кадрами следует иметь в виду низкие карьерные устремления вновь принятых сотрудников. Это нередко свидетельствует об отсутствии у большинства из них долгосрочных жизненных программ, связанных со службой, а также устойчивой  профессиональной  самоидентификации. Молодые сотрудники в принципе готовы к переменам места работы, и, соответственно, стиля поведения. Хотя начинающие сотрудники отнюдь не склонны обольщаться личными перспективами, многие из них полагают, что главной причиной их ухода может стать нереализованность тех возможностей, которые государственная служба все же в состоянии им предоставить. В каждом индивидуальном случае целесообразно уточнять, как эти возможности понимают сами молодые сотрудники, и делать акцент на путях их достижения.

Следует стимулировать  выраженную потребность молодых сотрудников в профессиональном росте. Большинство их, по собственному признанию, видят немало сопряженных с ними трудностей, главной из которых является некомпетентность в важных служебных вопросах, а также недостаточная активность. У многих их них велика тяга к образованию, и ее имеет смысл поощрять - особенно с учетом того, что по данным мониторинговых исследований всероссийского масштаба, именно низкий профессионализм наиболее негативно сказывается на эффективности работы ФССП России и на ее авторитете в глазах общественности.

Вновь принятым сотрудникам целесообразно  предоставить самые обширные возможности для повышения уровня своей боевой и физической подготовленности, которую их значительная часть считает неотъемлемой составляющей своего профессионального успеха.

Необходимо совершенствовать институт наставничества, с целью улучшения  отбора, методов, форм и организации работы наставников, а так же форм подготовки сотрудников к выполнению роли наставника, повышение уровня мотивации к эффективной наставнической деятельности. Для этого предлагается осуществить следующие меры:

Информация о работе Адаптация государственного служащего