Экономические взаимоотношения России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран». В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
РФ и Япония в 90-е годы
Тенденции развития российско-японских отношений ………………4
Экономическое сотрудничество стран ………………………………..5
Деятельность Японии по содействию России ………………………..9
РФ и Япония с 2000 года ………………………………………………...12
Перспектива партнерства России и Японии ……………………………21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список используемой литературы …………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по мировой экономик_.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в области  демонтажа ядерного оружия Япония оказывает  содействие в строительстве и  оснащении объектов по переработке  жидких радиоактивных отходов и  т.д. (на сумму примерно 70 млн. долларов). Посетивший Россию в мае 1999 года министр иностранных дел Японии М. Комура объявил о Программе совместных действий Японии и России по сокращению вооружений и охране окружающей среды. Она предусматривает, в частности, содействие в демонтаже и утилизации снятых с вооружения атомных подводных лодок дальневосточного флота России, содействие в области конверсии, переработке избыточного оружейного плутония, извлекаемого в результате демонтажа ядерного оружия. В связи с этим во время встречи глав государств в Кёльне в июне 1999 года премьер-министр К. Обути пообещал оказать содействие в новых проектах на общую сумму 200 млн. долларов.

Регионы российского  Дальнего Востока, расположенные по соседству с Японией и имеющие  с ней глубокие человеческие и  экономические связи, располагают большим потенциалом для дальнейшего развития экономических отношений с Японией. Правительство Японии занимает четкую позицию, уделяя важное внимание Дальнему Востоку России. Так, примерно половина гуманитарной помощи, оказываемой России, направляется в этот регион, а средства кредита Экспортно-импортного банка Японии в 500 млн. долларов, о предоставлении которого было объявлено в 1991 году, в приоритетном порядке направляются в регионы Дальнего Востока. В трех пунктах - Хабаровске, Владивостоке и на Сахалине были созданы Японские центры. Кроме того, совместно с ЕБРР был создан Региональный венчурный фонд (РВФ) с объемом средств в размере 50 млн. долларов (включая средства, предназначенные на обеспечение деятельности самого фонда), цель которого - содействовать развитию частных малых и средних предприятий.

 

2. РФ  и Япония с 2000 года

У российско-японских отношений  есть отчетливые перспективы развития, считает министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. "Сегодня рамки российско-японских отношений могут и должны быть расширены", - заявил он на открытии первого российско-японского форума "Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе на условиях глобализации" 29 мая 2001 года в Москве. Говоря о двустороннем сотрудничестве, он отметил, что и "для России, и для Японии сегодняшний период является непростым". В обеих странах идет поиск новых путей экономического развития, попытки провести экономические реформы, пояснил министр. Г. Греф отметил, что для России является бесценным и уникальным опыт Японии. Глава Минэкономразвития подчеркнул, что проблемы, стоящие перед обеими странами, схожи и "подходы к их решению также похожи". "Мы внимательно изучаем японский опыт", - подчеркнул Г. Греф. "Президент РФ Владимир Путин поставил задачу сделать Россию страной, вывозящей и торгующей технологиями", заявил Герман Греф. По его словам, сегодня в России существует большой потенциал, чтобы поднять на нужный уровень производство высокотехнологичных товаров. Кроме того, в настоящее время можно говорить о том, что сложились объективные предпосылки для развития научно-технического сотрудничества между Россией и Японией в области высоких технологий и конверсии. Здесь в качестве приоритетных и наиболее перспективных с коммерческой точки зрения Г. Греф выделил такие области, как атомная энергетика, материалы новых поколений, авиация, космос, а также системы связи, в том числе космические. Министр сообщил, что в 2000г. между российскими и японскими компаниями был заключен первый контракт на поставку электронного оборудования для российских спутников. В стадии серьезной проработки в настоящее время находятся и другие проекты, такие как совместное производство спутников связи для выхода на рынки третьих стран, производство мобильных радиотелефонов третьего поколения, модернизация систем телекоммуникаций в регионах РФ, сотрудничество в области атомной энергетики, в том числе - в поставках в Японию из России некоторых видов ядерного топлива и создание новых типов реакторов.

Одной из важных форм инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией может стать создание специальной российско-японской инвестиционной компании. Приоритетом в двусторонних экономических отношениях России и Японии должно стать инвестиционное сотрудничество. Глава МЭРТ РФ отметил, что "сегодня показатели этого сотрудничества в инвестиционной сфере далеки от реальных возможностей". На протяжении последних лет объем японских инвестиций в РФ находится на уровне 350 млн. долл. из них прямые инвестиции - 152 млн. долл. Отдельную долю составляют японские инвестиции в сахалинские проекты. "Но даже с их учетом это намного меньше других стран, финансовые возможности которых значительно ниже, чем у Японии", - подчеркнул Г. Греф.

Товарооборот России и Японии в ближайшие несколько лет достигнет 10 млрд. дол, заявил Глава МЭРТ РФ. Он отметил, что в настоящее время товарооборот достиг максимального за последние 5 лет уровня в 5,2 млрд. долл. и за 2000г. его рост составил 22%. Вместе с тем Г. Греф отметил, что товарооборот между двумя странами должен быть не менее 100 млрд. долл. "Однако это пока мечта", - указал министр. Российский экспорт в Японию за 2000г. увеличился на 23% и составил 4,6 млрд. долл. Впервые за последние несколько лет наметилась тенденция роста импорта из Японии, объем которого возрос за 2000г. на 19% и составил 571 млн. долл. Г. Греф указал, что данный уровень российско-японского товарооборота и его структура явно не отвечают экономическим возможностям двух стран, располагающих крупным экономическим потенциалом и ресурсной базой. "Полагаем, в развитии наших экономических связей мы должны исходить из более долгосрочных приоритетов", - подчеркнул Г.Греф. По его мнению, все более актуальной становится задача перехода к экспортной продукции более высокой степени переработки, в том числе и на базе вновь создаваемых предприятий на Дальнем Востоке и в Сибири с участием японского капитала, как это имеет место, например, в производстве пиломатериалов, в рыбной отрасли и др.

Экономически целесообразно  переводить в практическую плоскость сотрудничество в сфере трансконтинентальных перевозок, создание современных транспортных коридоров, связывающих Восточную Азию, в том числе и Японию, с Европой. По словам Германа Грефа, "нарастающая глобализация мировых рынков будет лишь повышать степень востребованности транспортного фактора". "И здесь особую роль сыграет Транссибирская магистраль, дальнейшая модернизация которой, как и портов российского Дальнего Востока, позволит ускорить доставку грузов по маршруту Азия-Еропа-Азия", - подчеркнул Г. Греф.

Торгово-экономические  взаимоотношения между Россией  и Японией обсудили во Владивостоке Виктор Христенко и министр иностранных  дел Японии. 30 июня 2003 г. /"ФК-Новости"/. Проблемы общего состояния торгово-экономических взаимоотношений между Россией и Японией, в том числе сотрудничества с Дальневосточным регионом, были обсуждены на встрече сопредседателей Японо-российского межправительственного комитета по торгово-экономическим вопросам - министра иностранных дел Японии Ерико Кавагути и вице-премьера РФ Виктора Христенко. Встреча состоялась в ходе двухдневого официального визита в Приморский край министра иностранных дел Японии и проходила в закрытом режиме.    

В ходе переговоров шла  речь о развитии отношений в области освоения энергоресурсов и, в частности, о строительстве нефтепровода из Восточной Сибири в порты Приморского края.  Технико-экономическое обоснование по этому проекту проходит экспертизу, которая учитывает его ресурсное и экологическое обеспечение. Поэтому разговор шел о том интересе, который проявляет к реализации этого проекта японская сторона.

Виктор Христенко напомнил, что за прошедший период текущего года рост как экспорта, так и  импорта между странами превысил 30 процентов. Японией было принято  решение об инвестировании в проект  "Сахалин-2"  более 10 млрд. долл., из которых около 2 млрд. поступят в 2003 году.  

Россия и Япония укрепляют экономические отношения ?

Спустя сто лет после  начала русско-японской войны, первого  крупного вооруженного столкновения в  веренице конфликтов между тихоокеанскими державами, два вечных противника теперь, похоже, начинают эру реального экономического сотрудничества. В 2003 году двусторонний товарооборот увеличился почти на четверть. Впервые японские энергетические компании импортировали российскую нефть и обещали начать закупки российского природного газа. За минувшие полтора года увеличился также объем нефтегазовых инвестиций Японии: за этот период объем прямых японских инвестиций в Россию удвоился, достигнув примерно 1млрд. долларов.

Японская Mitsui & Company владеет 25% акций группы Sakhalin Energy Investment Company, которую возглавляет The Royal Dutch/Shell. Другая японская компания - Mitsubishi Corporation контролирует 20% акций группы Sakhalin Energy Investment Company, прошлой весной 2003 года она приняла решение инвестировать 9 млрд. долларов на реализацию второй фазы сахалинского проекта. Япония и Китай ведут такое ожесточенное соперничество за маршрут будущего трубопровода для сибирских месторождений нефти, что в этом месяце Китай заморозил действие подписанного 30 лет назад соглашения о поставках китайской нефти в Японию. «Мы действительно приближаемся к поворотному моменту в будущем японско-российских экономических отношений, — заявил Такехиро Того, бывший японский посол в Москве, а ныне советник российских проектов компании Mitsui. — К 2006 году из Сахалина в Японию будет поставляться много природного газа». Такехиро Того предсказал, что в ходе второго президентского срока Владимира Путина японские компании будут инвестировать средства в автоиндустрию и химическую промышленность России.

В Токио в поисках новых инвестиций прибыли российские официальные лица. «Мы нуждаемся в помощи для создания в Восточной Сибири и Дальнем Востоке инфраструктуры с целью экспорта нефти», — заявил 16 декабря 2003 г. премьер-министр России Михаил Касьянов, который встречался с представителями деловых кругов Японии. После подписания соглашения о создании Российско-японской организации по содействию торговле и инвестициям Касьянов совершил визит в индустриальный центр Японии — Кансай, где призвал руководителей японских компаний активно инвестировать в российский энергетический сектор. «Мы можем самостоятельно разрабатывать природные ресурсы Восточной Сибири, но темп разработки ускорится, если будут осуществлены иностранные инвестиции», — заявил Касьянов. Япония заинтересована в импорте сибирской нефти, а Россия нуждается в японских инвестициях. Однако за взаимным интересом России и Японии к экономическому сотрудничеству просматриваются и чисто политические интересы. Обе страны стремятся сдержать растущее влияние Китая. «Японцы не собираются вновь нападать на Россию», — заявил британский нефтяной аналитик в Москве. — Население Японии стареет, а на Дальнем Востоке уменьшается численность населения России. При этом число китайцев растет". 
Но последствия войн ХХ столетия все еще ограничивают торговлю и инвестиции. До сих пор между Россией и Японией отсутствует мирный договор, в значительной степени из-за спора по вопросу о принадлежности четырех островов Курильской гряды, которые Сталин оккупировал после капитуляции Японии в 1945 году. В течение многих десятилетий территориальный спор сдерживал экономические связи между двумя соседями. В 2003 году объем товарооборота между двумя странами достиг лишь примерно 5,5 млрд. долларов, в то время как в прошлом году объем торговли Японии с Южной Кореей достиг 60 млрд. долларов, а с Китаем — 134 млрд. долларов. Япония в основном экспортирует в Россию оборудование и поддержанные автомобили. В последнее время стремление обеих сторон к сотрудничеству в нефтегазовой сфере отодвинуло территориальный спор на второй план. «Вопрос об островах не должен препятствовать экономическим отношениям, — считает российский эксперт в сфере энергоресурсов Филипп Воробьев. - У Японии есть территориальные споры с Южной Кореей, но при этом там не возникает никаких экономических проблем. Япония также спорит по поводу территорий с Китаем, но и там нет никаких экономических проблем». 
18 декабря 2003 г. на пресс-конференции в Токио губернатор Приморья Сергей Дарькин заявил по итогам четырехдневного визита Касьянова в Японию, что «атмосфера стала намного более дружелюбной». Дарькин и другие политические лидеры Дальнего Востока России открыто поддержали японскую инициативу по строительству нефтепровода стоимостью в 5,8 млрд. долларов, по которому планируется транспортировать нефть Восточной Сибири до Японского моря. 
В мае 2003 года японские компании Tokyo Gas Company и Tokyo Electric Power Company подписали долгосрочные контракты по закупке российского природного газа. В сентябре 2004 г. японское правительство обещало выделить 5 млрд. долларов в случае начала строительства трубопровода, а также 2 млрд. долларов — на разработку месторождений нефти в Восточной Сибири. «Реальное значение событий нескольких прошлых месяцев состоит в том, что Япония решила закупать природный газ в России, — заявил Джек Кинг, вице-президент компании Exxon Neftegas Ltd., которая участвует в сахалинском проекте. — До этого многие думали, что на нашем веку этого не произойдет. Это существенное изменение в геополитике Северо-Восточной Азии». Тем не менее, ситуация может измениться в случае, если японские нефтяные компании начнут масштабную разработку нефтегазовых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, а также в случае начала строительства трубопровода к Японскому морю. «Строительство этого трубопровода позволит России экспортировать нефть не только в Японию, но и Корею, Юго-Восточную Азию и даже западное побережье США», — говорит Тойохизса Кохзуки, директор департамента по России в МИД Японии.

РФ создаст  Японии экономические проблемы за упорство в отношении Курильских островов. 

По сведениям РИА  РосБизнесКонсалтинг Президент России Владимир Путин 21 ноября 2005г. продемонстрировал, что Японию могут ждать экономические проблемы в случае, если между двумя странами не будет урегулирован вопрос о принадлежности части Курильских островов. Об этом пишет сегодня британская Times. Издание отмечает, что на фоне усиления напряженности в отношениях между Японией и ее восточно-азиатскими соседями Москве и Токио так и не удалось решить проблему Курил. Кроме того, после переговоров с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми В.Путин так и не дал японской стороне гарантий в деле строительства нефтепровода, по которому будет перекачиваться нефть с месторождений Восточной Сибири.

Строительство нефтепровода становится одной из острейших проблем  в отношениях между Россией, Японией  и Китаем. Токио предлагает, чтобы  трубопровод закончился на российском побережье Тихого океана, что позволит Японии стать независимой от поставок нефти из стран Ближнего Востока. Однако Россия намерена вначале проложить нефтепровод в КНР, которая также испытывает потребность в черном золоте.

В.Путин заявил японским бизнесменам, что Япония "в конце концов" получит доступ к российской нефти, однако не уточнил, когда и каким образом. При этом он намекнул, что если Япония будет и дальше заявлять о своих притязаниях на спорные острова, она продолжит терять свои позиции в освоении территорий и ресурсов Сибири.

По материалам «Российской газеты» на Совете России и Японии в Барвихе 28 марта 2006 г. сопредседатель Совета с российской стороны Юрий Лужков озвучил совершенно новое предложение - создать на Курильских островах свободную экономическую зону. «Если японская сторона Совета мудрецов поддержит эту идею», - отметил Лужков, то ее можно будет передать на изучение экспертам.» Семь мудрецов, с одной стороны, семь - с другой. Правой рукой у Юрия Лужкова - сопредседателя Совета с российской стороны, оказался давний соратник по "Единой России", губернатор Калининградской области Георгий Боос. Рядом с ним разместились президент "Курчатовского института" Евгений Велихов, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, слева - почетный президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, ректор МГУ Виктор Садовничий, президент ОАО "НК "Роснефть" Сергей Богданчиков. Иосиро Мори, сопредседатель совета с японской стороны, бывший премьер-министр Японии - подмога не менее внушительная. Председатель совета директоров компании "Тойота" Хироси Окуда, председатель ассоциации по торговле с Россией и странами Восточной Европы "Ротобо" Тасуку Такагаки, профессор университета Токай, член правления всеяпонской ассоциации дзюдо Ясухиро Ямасита, обозреватель газеты "Нихон кэдзай симбун" Ясухиро Тасэ, профессор университета "Хосей" Нобуо Симотомаи... Итого-14. Разделись мнения, при таком раскладе сил голосовать можно до бесконечности. Особенно, если вспомнить, что поводов для разногласий - великое множество. Совет мудрецов создан был потому, что традиционные меры не помогли России заключить с Японией мирный договор даже спустя шесть десятилетий после окончания Второй мировой войны. Преградой же на пути к полноценному миру остаются четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. Согласно международным договоренностям, они были после войны закреплены за СССР, с чем японцы примириться никак не могут. И вот из уст Юрия Михайловича прозвучало совершенно новое предложение. "А почему бы нам не создать на этих островах свободную экономическую зону?" - заявил он в ходе первой сессии, посвященной оценке состояния современных российско-японских отношений. "Реализация этой идеи позволит нашим странам не зацикливаться на вопросе, передавать спорные острова или не передавать, а уже сейчас более эффективно развивать экономическое сотрудничество", - прокомментировал корреспонденту это заявление Игорь Титов - ответственный секретарь Совета мудрецов с российской стороны. И пояснил: "Экономические отношения между Россией и Японией уже вышли на новый уровень, в частности, лишь за прошлый год совместный товарооборот увеличился сразу на 25 процентов и достиг 10 миллиардов долларов. Свободная зона на островах может стать новым импульсом для экономики". 
Если японская сторона Совета мудрецов поддержит эту идею, отметил Юрий Лужков, то ее можно будет передать на изучение экспертам.  
Предложил московский мэр и еще один рецепт для реанимации взаимопонимания: "Давайте активизируем сотрудничество между городами России и Японии, - сказал он. - Интерес к нему велик. Нужно лишь помочь потенциальным партнерам найти друг друга".

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспектива  партнерства России и Японии

В настоящее время  созданы благоприятные условия  для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После появления на мировой  арене нового государства - Российской Федерации - можно было предположить, что его облик в глазах японцев  не будет таким негативным, как  его предшественника - Советского Союза. Однако это предположение оказалось ошибочным. Вместо коммунистического СССР, пришла демократическая Россия, но имидж ее в Японии значительно уступает имиджу СССР в конце 80- начале 90 годов.

В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это можно считать серьезным достижением обеих стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.

Развитие партнерства  между двумя странами чрезвычайно  необходимо. Строить отношения в  рамках сотрудничества я считаю приоритетной задачей для обеих стран и,  надеюсь, что отношения между Россией и Японией в будущем будут носить более динамичный характер.

В целом можно сказать, что для строительства новых  российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

Информация о работе Экономические взаимоотношения России и Японии