Шпаргалки по "международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по дисциплине "международная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

mn_shpory (МЕЖДУНАР ЭКОНОМИКА ШПОРЫ).docx

— 130.19 Кб (Скачать файл)

 

 

       

21. Динамика, стр-ра и особенности движения  ПИИ.

ПРЯМЫЕ ИНОСТР ИНВЕСТ (ПИИ) - это долгосроч заграничные вложения капитала в промышл, торге и иные предприятия, предостав инвестору полный контроль над ними. Экспорт капитала в форме ПИИ осущ посредством строит-ва или покупки за границей предприятий, создания там «дочерних» филиалов. Значительная доля прямых иностр инвестиций реализуется в форме частного вывоза капитала. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются транснац компании (ТНК), доля которых в мировых ПИИ резко возросла после распада мир системы социализма (с средины 80-х гг.). В последние 20 лет темпы роста ПИИ в 4 раза превышали темпы роста мирового ВВП.

Прямые инвестиции: 1)при прямых зарубежных инвестициях инвесторы лишаются воз-сти быстрого ухода с рынка; 2)бол степень риска; 3)более длительный срок капиталовложений, что усиливает к ним интерес стран-импортеров ПИИ. В эк науке ПИИ классифицируют: а) Отн-но объекта приложения: 1)матер инвестиции: в здания, оборудование, запасы готовой продукции; 2)нематер инвестиции: в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.; б) По характеру исп-ия: 1)первичные инвест, осущ при основании или при покупке предприятия; 2)инвест, направл на расширение производств потенциала; 3)реинвестиции, т. е. исп-ие свободных доходов, полученных в результате реализации инвест проекта, направляемых на приобретение новых средств произ-ва с целью поддержания состава основных фондов предприятия; 4)инвест на замену имеющегося оборудования новым; 5)инвест на модер-ию технолог оборудования или технолог процессов; 6)инвест на изменение программы выпуска продукции; 7)инвест на создание новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта; 8)инвест на обеспеч выживания предприятия в перспективе (подготовка кадров, рекламу, охрану окружающей среды).

22. Межд  компании в межд движении капитала. Современные ТНК и МНК.

МЕЖД КОМПАНИЯ – объедин. субъектов хозяйствования, кот монополизируют произ-во того или иного продукта и делят на этой основе мир рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. По уставным различиям: 1)Межд картель - объединение, в кот его участники сохр производстви коммерч самост-сть, но договариваются между об установл единых цен на продаваемые тов, о распределении рынков сбыта, о доле каждого участника в произ-ве продукции. 2)Межд синдикат —союз корпораций различных стран, связан соглашением о создании единой сбытовой орг-ии. При такой форме союза его участники не имеют права продавать свои тов на внеш рынке и сдают их спец акционерному обществу, кот реализвсю продукцию синдиката на мир рынке. 3)Межд трест объединяет соб-сть на все вошедшие в его состав предприятия, а владельцы последних получают прибыль как пайщики по сумме вложенных капиталов. 4)Межд концерн объед предприятия различных отраслей промыш-сти, транспорта, торговли, банков, страх компаний, причем многочисл предприятия и компании различных стран подчинены одному фин центру, сосредот-му в своих руках контрольные пакеты их акций. По источникам формирования ресурсов: 1)ТРАНСНАЦИ корпорации создаются субъектами одной страны и распростр сферы своих действий на многие страны. Обычно это компании крупных развитых стран. Они опираются на поддержку и защиту своих интересов со стороны нац правительств, их диплом и админ структур. ТНК - это компании, однонац по составу ядра акционерного капитала и контролю, но межд по сфере своей деят-ти. Важную роль в образовании ТНК играет вывоз капитала. Наличие активов за рубежом, возникающих на основе прямых инвест, явл отличительной особен этих компаний. Захватив значит часть произ-ва соответств тов в др странах, ТНК получает возможность контрол их мир рынки и реально участв в эк разделе мира. 2)МЕЖНАЦ компании создаются на капиталы владельцев нескольких стран. Их ресурсы могут составлять солидные суммы, однако, не имея опоры на прав-во единого и мощного гос, они уступают первенство в конкуренции ТНК.

23. Портфельные  инвестиции : понятие, виды, причины  и препятствия роста.

ИНОСТР ПОРТФ ИНВЕСТ -вложения капитала в зарубеж ценные бумаги, кот не дают их владельцам права реального контроля над объектом инвест-я, но обеспеч им высокий доход в виде дивиденда или%. ПИ пред-ют собой такие вложения в ценные бумаги иностр фирм, кот либо слишком малы, либо так распылены между держателями, что не могут дать экспортеру капитала контроль над этими фирмами. Портфельные вложения составляют значит часть заграничных инвест ряда малых западных стран (Швейцария, Дания, и др.). Однако такие вложения имеются и у ведущих держав мира. В последнее время доля ПИИ по сравнению с прямыми иностранными инвестициями растет. Это объясняется тем, что ПИ менее рискованные, более ликвидны, а значит и более подвижны. Их направление меняется при каждом колебании хоз конъюнктуры. Портф инвестор чутко реагирует на разницу процентных ставок в разных странах, изменения курса валют и др. Ф-и ПИИ: 1)ускоряют процесс межд эк связей; 2)способствуют росту как нац, так и мир эк; 3)обеспечивая дополнит приток капитала в нац эк; 4)снижают нагрузку на кредитный рынок; 5)способ-ют решению соц-эк задач; 5)способ-ют развитию нац фондового рынка. ПИИ при определенных обстоятельствах могут оказывать и негативное воздействие на эк. Это: монополизация иностр капиталом нац рынка; отток из страны капитала и, как следствие, замедление эк роста и др. Для того, чтобы нац эк могла эффективно воспользоваться ПИИ, должны быть обеспеч определ условия: 1)был введен либеральный режим движения капитала; 2)была сформирована нормативная база ф-ия рынка ценных бумаг; 3)ф-ла развитая  инфраструктура фондового рынка; 4)был обеспечен свободный доступ иностр инвесторов на нац рынок; 5)был обеспечен благоприятный инвест климат.

24. Миграция  ссудн капитала. Межд рынок ссудного  капитала:особ-ти, участники, организационные  формы.

Миграция ссудного капитала осуще путем предоставления гос и част внеш займов с целью получ дохода в виде процентов, уровень кот заранее фиксируется. Этот вывоз капитала осущ либо путем размещения иностр облигаций в стране, экспорт капитал, либо путем прямого предоставления иностр частным или гос орг-ям средств взаймы. Особ-ю вывоза ссудного капитала явл то, что этот капитал направляется в другую страну на заранее установленный срок, причем кредитор сохраняет право соб-сти на представл в ссуду капитал, но право использ этого капитала переходит к заемщику - правительствам или предпринимателям иностр гос. Мир рынок ссудного капитала (МРСК) - сис отнош по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами, независимо от уровня их соц-эк развития. На практике данный рынок выглядит как единство и взаимодействие рынков трех уровней: нац, регион, мир.

Мир рынок ссудных капиталов имеет особую институцион структуру, основу кот образуют профессион участники рынка, выступающие в качестве посредников между конечными заемщиками и кредиторами различных стран. К ним относятся: транснац банки (ТНБ); фине компании; фондовые биржи; межд и регион фин орг-ии. В зав-сти от содержания операций на МРСК его делят на мир денеж рынок и мир рынок капиталов.

Мировой денежный рынок ф-ет преимущественно в виде депозитов и предоставл. краткосрочных ссуд, предназнач для обслуживания сферы обращения, главным образом межд торговли. Мировой рынок капиталов. Заимствования здесь осущ на длительные сроки и в значительной степени используются для финансирования капиталовложений. В зависимости от конкретных форм заимствований он, в свою очередь, подразделяется на кредитный рынок и рынок ценных бумаг.


 

 

 

25. Рынок  межд кредита.

МЕЖД КРЕДИТ - движение ссудного капитала в сфере межд эк отнош, связанное с предоставлением валюты и тов ресурсов на условиях срочности, возвратности и платности. На рынке межд кредита в качестве кредиторов и заемщиков могут выступать банки, фирмы, гос учреждения, правительства, межд и регион фин институты. Функции: 1)перераспределяет фин и матер ресурсы 
между странами, позволяя использовать их с большей эффективностью; 2)способствует эк издержек обращения в сфере межд расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными, и замены наличного валютного оборота межд кредитными операциями; 3)усиливает процессы накопления в рамках всего мир хоз путем направления временно свободных денеж средств одних стран на кредитование капиталовложений в др; 4)способствует ускорению процесса реализации тов и услуг в мир масштабе. Межд кредиты классифиц: 1)По назначению: коммерч; фин; промежуточные. 2)По видам: тов; валютные. 3)По технике предоставления: наличные; акцептные; депозитные сертификаты; облигац займы; 4)По валюте займа: в валюте страны-должника; в валюте страны-кредитора; в валюте третьей страны; в межд счетных единицах. 5)По срокам: сверхсрочные (суточные, недельные, до 3 месяцев); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 
5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет). 6)По обеспечению: обеспеченные; бланковые. 7)В зависимости от категории кредитора: фирменные; банковские; брокерские; смешанные; межд фин институтов.

26. Межд  финн-ые центры. Транснац банки (ТНБ).

Ведущим международным финансовым центром считается Нью-Йорк. Главным европейским финансовым центром является Лондон (занимает первое место в мире по объему международных валютных, депозитных и кредитных операций). Значительную роль в мировой экономике стали играть финансовые центры в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, Панаме, на Багамских, Каймановых и Антильских островах. Они получили название «оффшор». Большинство из них имеет льготное налогообложение и валютный режим.

Транснациональный банк - это крупный универсальный банк, выполняющий посредническую роль в международном движении ссудного капитала. Клиенты: частные лица, национальные фирмы, другие банки, транснациональные корпорации, правительства многих стран. Черты деятельности: 1. международный характер банковских операций 2. универсализация деятельности ТНБ (клиент может получить практически любую финансовую услугу, существующую в мире на данный момент) 3. высокая степень защищенности от рисков практически всех операций ТНБ, предоставление высоких гарантий на совершаемые сделки. Транснациональные банки также выполняют операции: эмиссия и продажа облигаций; лизинг; операции с землей и другой недвижимостью; консультационные услуги по финансовым вопросам; посредничество при покупке ценных бумаг, земли, отдельных предприятий и целых компаний в международном масштабе.

Крупные транснациональные банки имеют филиалы почти на каждом иностранном денежном рынке и обязательно - в международных финансовых центрах. Среди филиалов ТНБ особое место занимают оффшорные банки (служат своеобразной оболочкой для проведения международных валютных операций). Данные операции чаще всего осуществляются в головном офисе банка или в крупном зарубежном филиале. Такие оффшорные филиалы располагаются в странах с благоприятным налоговым климатом, что дает возможность банку получать экономию на налоговых платежах.

27. Межд  рынок ценных бумаг. Ведущие рынки  акций и облигаций. Котировки.

. ЦЕННЫЕ БУМАГИ - надлежащим образом оформленные док-ты, выраж имущественные отнош между субъектами этих отнош, подтвержд право на какое-то имущество или денежную сумму, кот не могут быть реализованы или переданы другому лицу без наличия и предъявления соответствующего док-та. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ - часть фин рынка (помимо рынка банковских ссуд), на кот осуществ купля-продажа цен. бумаг. Регулярные операции по купле-продаже однотипных цен бумаг образуют соответствующий рынок. Так, сущ. рынки акций, облигаций, казначейских векселей и т.д Задача: обеспеч более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Посредники: 1)БРОКЕРЫ - действ. на фондовой бирже от своего имени и заключающие сделки по продаже и покупке цен бумаг по поручению своих клиентов и за их счет. 2)ДИЛЕРЫ - члены фонд. биржи (отдельные лица и фирмы) и банки, занимающиеся куплей-продажей цен бумаг, валют, драгоцен металлов, действуют от своего имени и за собственный счет. Функциями: а)мобилизация ден. средств вкладчиков для целей орган и расширения прои-ва; б) инф-ая, кот состоит в том, что ситуация на рынке цен бумаг сообщает инвесторам инфо об эк конъюнктуре и дает ориентиры для вкладывания своих капиталов. Виды: 1)Первичный рынок обслуживает первичное размещение цен бумаг. На нем эмитент получает необходимые ему фин средства.2)вторичном рынке произ-ся купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций и осуществ перераспред. ресурсов среди последующих инвесторов. Формы: а)биржевой рынок, кот доступен только для солидных корпораций; б)внебиржевой рынок, доступный практически любой компании и действ. на основе телефона, телекса, комп.й сети, объед-их проводами связи в единый организм тысячи инвест. фирм.

Межд рынок ценных бумаг - это, прежде всего, первичный рынок. Это сов-сть собственно межд и иностр эмиссий цен бумаг. Особенности: 1)необычайно возросшая скорость осущ-ия биржевых сделок на основе использ. соврем инф технол; 2)колоссальный рост оборотов, когда миллиардные суммы переводятся с одного рынка на другой в считанные секунды; 3)тенденция превращения все большей массы капитала в форму цен бумаг; 4)глобальный характер этого рынка, в него втянуты почти все страны мира. Торговые сис: NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotations), SEAQS (Stock Exchange Automated Quotation System), площадки для торговли цен бумагами (фондовые компании: New York Stock Exchange, Tokyo Stock Exchange, London International Stock Exchange, Frankfurt Stock Exchange).

28. Понятие  еврорынка. Евробумаги.

Еврорынок - международный рынок ссудных капиталов, все операции на котором осуществляются в евровалютах. Крупнейшим еврорынком является Лондон. Большинство сделок на еврорынке проводится через финансовые центры Гонконга, Сингапура, ряда стран Карибского бассейна, а также Нью-Йорка и Токио.  Обычно в качестве кредиторов на еврорынке выступают частные коммерческие банки, а в роли заемщиков - транснациональные корпорации и государства, нуждающиеся в иностранной валюте. Еврорынок состоит из рынка евровалют, рынка евродепозитов, рынка еврокредитов и рынка еврооблигаций. Евровалюта — это валюта, которая размещается в иностранных банках, расположенных за пределами страны — эмитента данной валюты. Операция, в результате которой появляется евровалюта, является банковским депозитом. К евровалюте относят также средства, которые банк набирает взаймы своим клиентам в валюте, которая отличается от валюты страны местонахождения данного банка.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте  отличной  от  национальной  валюты

эмитента. Евроноты -   среднесрочные   именные облигации, которые обычно выпускаются  под  конкретного  инвестора.  Евровекселя   -    необеспеченные обязательства, которые не  предназначены  для  публичного  размещения  и  не обращаются на вторичном рынке. Выпускаются на  срок от одного  года  до  пяти  лет  компаниями,  платежеспособность  которых  не вызывает сомнений. Международные облигации: еврооблигации, зарубежные облигации, глобальные облигации, параллельные облигации. Еврооблигация  -  предъявительская  ценная  бумага  в   форме сертификата  с  фиксированной   процентной   ставкой,   по   которой   доход

выплачивается один раз путём предъявления купонов к  оплате,  или  погашение производится  в  конце  срока  единовременным   платежом   или   в   течение определенного срока из фонда погашения.


 

 

29. Внешнеинвестиционная  политка. Понятия «инвестиционный  режим» и «инвестиц климат».

Это сис мероприятий гос по регулированию экспорта и импорта капитала. Гос реализует эту политику с помощью регул-их, контр-их и стим-их ф-й. Основу гос регул межд движения капитала сост нац законы, постановления и админ процедуры. Инвест деят-сть в РБ регламентируется Инвест кодексом РБ и нормат правов актами соответ гос структур. Инвест кодекс опред общие правов условия осущ инвест деят-ти и направлен на ее стимул и гос поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории РБ. Гос регул-ие предусматривает: прямое участие гос в инвестй деят-ти; создание благоприятных условий для развития инвест деят-ти. Гос гарантирует: а)инвестору право собственности и иные вещные права, а также имуществ права, приобретенные законным способом, и защищает эти права; б)равенство прав, предоставл инвесторам независимо от их формы соб-ти при осущ инвест деят-ти, защиту прав и законных интересов инвесторов; в)стабильность прав инвестора, установленных настоящим Кодексом, по осущ инвест деят-ти и ее прекращению; г)иностр инвестору после уплаты им налогов, беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли. В процессе осущ инвест деят-ти, в том числе при реализации инвест проектов, инвесторы имеют право получить гос поддержку в виде: льгот по налог и тамож платежам; гарантий Правительства РБ; обязательство РБ перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора). Одним из условий, способ. росту межд движения капиталов, явл создание и ф-е свободных экономических зон. СЭЗ - часть территории (эк пространства) гос с особым, льготным режимом хоз, внешнеторг и инвест деят-ти. Признаками: 1)опред обособленность зоны от остальной терр-и страны в хоз, внешнеторг, инвест, валютно-фин отнош; 2)беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров; 3)создание льготных условий эк деят-ти и фин стимулов для иностр инвесторов 4)существенно более тесная связь с мир рынком, чем у нац эк в целом.

30. Внешнеинвестиц  пол-ка и проблема привлечения  иностр инвестиций в РБ

Внешнеинвестиционная политика представляет собой систему мероприятий государства по регулированию экспорта и импорта капитала. Государство реализует эту политику с помощью регулирующих, контролирующих и стимулирующих функций. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами соответствующих государственных структур. Направлен на  стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Государственное регулирование предусматривает: прямое участие государства в инвестиционной деятельности; создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует: 1. инвестору право собственности, а также имущественные права, и защищает эти права; 2. равенство прав, а также защиту прав и законных интересов инвесторов; 3. стабильность прав инвестора; 4. иностранному инвестору после уплаты им налогов и других обязательных платежей беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли; 5. инвестиции  не  могут  быть  безвозмездно  национализированы, реквизированы. Инвесторы имеют право получить государственную поддержку в виде: льгот по налоговым и таможенным платежам; гарантий Правительства Республики Беларусь; обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора).

Под свободной экономической зоной (СЭЗ) понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Основными признаками: 1. обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном, валютно-финансовом отношениях; 2. беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров; 3. создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов; 4. более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом. Задачи: повысить международную конкурентоспособность национального производства; ускорить развитие новых видов производств и изменить структуру национального производства; обеспечить научно-техническое развитие страны; решить многие социальные проблемы. Режим инвестиционный – регулируемое государством соотношение внутренних и иностранных инвестиций. Инвестиционный климат — совокупность социально экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. 

31. Межд  миграция труд-х ресурсов.

МИГРАЦИЯ рабочей силы - перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в др в поисках работы и лучших условий жизни. Внеш рынок рабочей силы предполагает мобильность рабочей силы между фирмами на общемировом уровне и форм-ся под воздействием двух потоков – 1)ЭМИГРАЦИЯ - это выезд работников данной страны на работу в др страны. 2)ИММИГРАЦИЯ - это обратный процесс, то есть въезд иностр рабочих на работу в данную страну. Осн эк причиной явл уровень развития стран, определ разную степень занятости населения и размер з/п. Другие причины - полит и религ преследования, прир и техноген катастрофы, войны, личностные мотивации - относят к неэк. Базовой формой орг-ии ВТМ явл двусторонние соглашения между заинтер-ми гос, где, в частности, оговариваются соц и трудовое равноправие между иммигрантами и гражданами страны пребывания. Важное значение для ВТМ имеет закон о въезде и выезде, кот принимается каждым отдельным гос в целях защиты внутр рынка рабочей силы. В межд практике управления миграц процессами ф-и найма рабочей силы в стране эмиграции (иммиграции) обычно выполняет частный агент. Поскольку выбор места жительства и работы относятся к числу основных прав человека, то гражданин вправе заключать индивид труд. контракт с любым работодателем зарубежного гос, а миграц служба должна оказать ему в этом содействие.

Форм-е рынка рабочей силы на основе миграц потоков имеет как положит, так и отриц. стороны. Положит сторона этого процесса состоит в том, что, «прокачав» часть своего трудоспособного населения через эк более развитые страны, страна-экспортер рабочей силы приобретает силы и средства для своего дальнейшего развития. Кроме того, межд трудовые миграции способ снижению безработицы на внутр рынке рабочей силы и в конечном итоге — росту его эффективности. Отриц. – «утечка умов».

 

32. Миграц  полит. Формы и методы гос и  межд регул-я внешней трудовой  миграции. Мигрц полит РБ.

Для нейтрализации отриц последствий и усиления полож эффекта, получ в резул трудовой миграции, создана широкая сис нац и межгос регул этого процесса. В эту сис включ: зак-во о юрид, полит и профес статусе мигрантов; нац службы иммигр; межгос соглашения; межд конвенции и другие нормат док. Координирует деят-ть нац иммигр упр-й Сис постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), кот создана в рамках Орг-и эк сотрудничества и развития (ОЭСР). На межд уровне: Межд орг-ия по миграции (MOM). В рамках этой орг-и осущ разработка долгосроч программ в области упорядочения миграц потоков, оказания помощи в вопросах орг-ии миграции, технич сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных и консульт. услуг. Регул межд миграции занимаются также Межд орг-ия труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций действует в рамках своей компетенции. МОТ - в области соц развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН - по вопросам защиты беженцев, реализ долгосрочных решений. Хар-ой особ-ю регул миграц потоков явл то, что приоритеты в данной области отдаются нац гос. Другой особ-ю явл то, что регул данного процесса осуще двумя (или более) субъектами, воздейст-ми на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использ мигрантов, регул их кол-во, профес, квалифик, половозрастную структуру и продолж-сть пребывания в стране. В фу-и страны - экспортера рабочей силы в большей степени входят регул оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Методы регул: администр-правовые - меры нац закон-ва, определ юридич, полит и профес статус иммигрантов в данной стране. Меры эк регул призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации трудовой миграции. Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую ф-и, а также осущест мониторинг трудовых миграц процессов.


 

 

33. Интергация.

МЕЖД ЭК ИНТЕГРАЦИЯ - процесс эк взаимодействия стран, приводящий к сближению их хоз механизмов, принимй форму межгос соглашений и согласованно регулируемый межгос органами. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - переплетение, взаимопроникн и сращивание воспроизвод процессов стран определенного региона. Она обусловлена тем, что в некот регионах мира отдельные страны вступают друг с др в более интенсивные эк отношения, чем с др странами. Условия и предпосылки: 1)Эк-географ:  терр  близость гос, ресурсная, производ и научно-технич взаимодополняемость, способность к взаимной адаптации и др. 2)Культурно-этнич: близость языка, нац культур, традиций, обычаев. 3)Общие   истор.е   корни   народов   сближающихся стран. 4)Соц-полит предпосылки. Целью межд эк интеграции явл создание единого эк пространства, в рамках кот обеспеч свобода передвижения товаров, услуг, факторов произ-ва (капитала и рабочей силы). В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся связи, причем не только в эк, но и в др сферах жизни. Сращивание нац эк гасит возм-ть их полит конфликтов и позволяет вести единую политику в отнош др стран. Эк сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц эк интеграции, защищая их в определ степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интегр взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые соц проблемы, такие как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-технич полит и т.д. Развитие эк интеграции, несомненно, имеет и определ негатив. последствия. Взаимодействие нац хоз происходит с разной степенью интенсивности, по-разному проявл в отдельных регионах, в результате чего периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Ф-е зон свободной торговли и либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутр рынке, что создает угрозу для нац производ тов.

34. Интегрция  в Зап Европе. Европейский Союз (ЕС).

. С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоящее время ЕС -крупнейшее эк и полит интеграц объединение, в состав которого входят 27 европ. стран. Одной из осн задач Маастр договора яв завершение эк интеграции путем создания Эк и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся: 1)дефицит гос, бюджета вступающих в ЭВС стран не должен превышать 3% ВВП, 2)накопленный гос долг не должен превышать 60% ВВП, 3)уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции, 4)соблюдение, по крайней мере, в течение 2 лет установл пределов курсовых колебаний, обеспеч механизмом валютных курсов ЕВС 5)долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступ в ЭВС стране не должны более чем на 2% отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере 3 стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя. Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стандартам и имеют общую валюту - евро. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; эк и валютный союз; полит союз.

Механизм ф-я ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой сис упр-я, в кот входят как общие или межгос органы, так и элементы нац-гос регул. В качестве межгос органов управления ЕС выступают: 1)Совет Европейского союза (СЕС). 2)Комиссия ЕС (КЕС) 3)Европейский парламент (ЕП) 4)Европейский суд 5)Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА 6)Европейский социальный фонд, 7)Европейский фонд регионального развития 8)Европейский инвестиционный банк.

 

35. Североамериканская  модель интеграции (НАФТА).

Североамериканская ассоциация свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику. Соглашение о ее создании было подписано в декабре 1992 г., а вступило в силу 1 января 1994 г. Основными целями Соглашения являются: 1)снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между подписавшими Соглашение 
странами, 2)установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли, 3)существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах НАФТА, 4)обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА, 5)выполнение данного Соглашения и применение его для 
урегулирования торговых споров, 6)возможность в перспективе расширения рамок данного Соглашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.

Сегодня на долю Ассоциации приходится около 20% всего объема мировой торговли. В ней создаются условия не только для свободного передвижения товаров и услуг, но также капиталов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику.

36.Интеграция в Азиатско-тихоокеанском  регионе (АТЭС).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально входило 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС: развитие интеграционных процессов в организации

АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; охват интеграцией стран с разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономических союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).

На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33% — услугами и 64% — экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель около 55%. Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.


 

 

37.Интеграционные объединения  развивающихся стран.

90-е  годы XX в. была предложена экономическим  и социальным советом ООН разбивка  стран на три основные группы: 1. развитые страны с рыночной экономикой (24 страны, в том числе «семерку»: США, Японию, Германию, Великобританию, Канаду, Францию и Италию) 2. страны с переходной экономикой (транзитивной – переход от административно-командной к рыночной экономике: Польша, Чехия, Венгрия) 3. развивающиеся страны.

Интеграционное объединение развивающихся стран – интеграционное объединение, странами-участницами которого являются только развивающиеся страны. Примеры: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР), Андское сообщество (АНКОМ), Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ), Организация восточнокарибских государств (ОВКГ), Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Союз реки Ману, Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточно-Африканский Союз, Экономическое сообщество стран в районе Великих озер, Южно-Африканский таможенный союз (САКУ), Южно-Африканское сообщество развития (САДК), Центрально-Африканский экономический и валютный союз (КЕМАК), Совет арабского экономического единства (САЭЕ), Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ), Арабский общий рынок (АОР), Арабская зона свободной торговли (АФТА), Союз Арабского Магриба и др.

38.Развитие интеграционных  процессов в СНГ.

Содружество независимых государств (СНГ) – региональная интеграционная организация 12-ти независимых государств, появившихся после распада СССР (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Грузия), возникшая в 1991 г. на основе подписанного Россией, Беларусью и Украиной в д. Вискули (Беловежская пуща) Соглашения о создании СНГ с целью формирования экономического и валютного союза, но пока не завершившая формирование многостороннего режима зоны свободной торговли. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи: 1. провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками 2. создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – субрегиональная интеграционная группа 6-и государств СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), возникшая как преемница Таможенного союза четырех (1996) на основе Договора об учреждении ЕврАзЭС (2000) с целью формирования таможенного, экономического и валютного союза.

Союзное государство Беларуси и России – субрегиональная интеграционная организация 2-х государств СНГ, возникшая как преемница Таможенного союза (1995), Сообщества (1996) и Союза Беларуси и России (1997) на основе Договора о создании Союзного государства (1999) с целью формирования экономического, валютного и политического союза двух равноправных государств (достигнут этап таможенного союза с элементами общего рынка, экономического и политического союза).

39.Платёжный баланс: понятие, принципы составления, структура.

Платёжный баланс –  соотношение между платежами, поступающими в данную страну из-за границы, и платежами, осуществленными ею за границей в течение определенного периода времени. Включает платежи по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам (международные перевозки, страхование и пр.), неторговые операции (командировки специалистов, международный туризм), платежи в виде процентов по кредитам и в виде доходов от капиталовложений. В платежном балансе отражаются итоги внешнеэкономической деятельности страны. На основе ПБ можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны. Данные ПБ используются для составления национальных счетов и измерения объема национального богатства. Учет платежей осуществляется в течение определенного периода времени (месяца, квартала, года). Он ведется в ПБ по принципу двойной бухгалтерии. Денежные средства, поступающие в страну, приходуются в кредитовых статьях баланса (со знаком «плюс»); покидающие страну — в дебетовых статьях (со знаком «минус»). Разность между суммарными итогами кредитовых и дебетовых статей есть сальдо платежного баланса. Эта разность может быть положительной, отрицательной. В последнем страна имеет дефицит платежного баланса, последствиями которого являются: истощение валютных запасов страны; нарушение равновесия между спросом и предложением на внутреннем рынке; подрыв устойчивости национальной денежной единицы; сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД).

Платежный баланс (стандартные компоненты)

Текущий счет А. Товары 1. Товары внешней торговли 2. Изделия для переработки 3. Ремонт основных фондов 4. Приобретение товаров в портах транспортными компаниями и услуги  1. Перевозки 2. Поездки 3. Коммуникационные услуги 4. Строительные услуги 5. Страховые услуги 6. Финансовые услуги (за исключением страхования) 7. Компьютерные и информационные услуги 8. Авторские и другие выплаты 9. Другие деловые услуги 10. Другие личные услуги 11. Правительственные услуги Б. Доход 1. Компенсация служащим, включая пограничных, сезонных и других рабочих 2. Доходы от капиталовложений В. Трансферта 1. Общие правительственные органы 2. Другое

Капитальный счет А. Капитал, за исключением резервных активов 1. Прямые инвестиции 2. Портфельные инвестиции 3. Другой капитал Б. Резервные активы 1. Монетное золото 2. Специальные права заимствования 3. Резервная позиция в МВФ 4. Иностранная валюта 5. Другие требования

  1. Макроэкономическое значение, равновесие платёжного баланса. Факторы, влияющие на платёжные баланс.

Основными статьями платежного баланса являются счет текущих операций и капитальный счет. Текущий счёт, или счёт текущих операций - это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики - на рынке товаров и услуг. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса показывает, что страна расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров. Капитальный счёт, или счёт движения капитала - это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере - на рынке капитала. Он показывает, как меняются чистые заграничные активы - наблюдается приток или отток капитала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция - баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала. Платежный баланс имеет прямую и обратную связь с воспроизводством. Платежный баланс дает представление об участии страны в международном разделении труда, масштабах, структуре и характере её внешнеэкономических связей. В платежном балансе отражаются: 1. структурные позиции национальной экономики, определяющие возможности экспорта и потребности в импорте товаров, капиталов и услуг; 2. изменения в соотношении рыночного и государственного секторов экономики; 3. конъюнктурные факторы (степень международной конкуренции, инфляции, изменения валютного курса и др.). На состояние платежного баланса влияет ряд факторов: 1. Неравномерность экономического и политического развития стран и изменение в связи с этим международных конкурентных позиций. 2. Циклические колебания экономики. 3. Милитаризация экономики и военные расходы. 4. Усиление международной финансовой взаимозависимости стран (усиливает валютные и кредитные риски). 5. Изменения в международной торговле под воздействием НТР. 6. Валютно-финансовые   факторы. Девальвация   валюты – поощряет экспорт, а ревальвация - стимулирует импорт. 7. Инфляция. 8. Чрезвычайные   обстоятельства   (неурожай,   стихийные бедствия, катастрофы и т.д.). 9. Торгово-политическая дискриминация страны препятствует развитию взаимовыгодных отношений с другими странами.

Информация о работе Шпаргалки по "международной экономике"