Шпаргалки по "международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по дисциплине "международная экономика"

Вложенные файлы: 1 файл

mn_shpory (МЕЖДУНАР ЭКОНОМИКА ШПОРЫ).docx

— 130.19 Кб (Скачать файл)

1.Предмет курса  «МЭ».содержание понятия, объекты и субъекты.

Мировое хозяйство как система сложилось в к. XIX –н. XX вв. В современных условиях оно продвинулось в своем развитии, превратившись в сложную метасистему (систему систем). Именно в этом качестве современное мировое хозяйство должно выступать как объект системного анализа. Подсистемы метасистемы:1Технол, складывающуюся в условиях научно-технической революции (НТР). 2Экон, которая формируется по мере выработки и реализации единых требований к осущ. производ.-инвестиц., торг. и валютно-фин. деят-ти. 3Правовую, складыв. по мере установления общих правил и норм хоз. поведения субъектов МнЭ.4.Соц-культ, предполаг. уменьш. различий между «бедными» и «богатыми» странами, форм-е нов. мышления и выработку единых поведенческих норм в бизнесе, деловой этике и др.

Экономическая система как подсистема метасистемы обладает собственными подсистемами и собственной логикой развития. В экон. науке ее именуют «МнЭ». ПРЕДМЕТОМ явл. экон. отнош, кот. складываются между ее субъектами в связи с торг., производ-инвестиц и валютно-фин деят-ю.

ОБЪЕКТЫ - товары и услуги, обращающиеся в межд. торговле, объем которой сегодня составляет около 9 трлн долларов США. Обмен товарами и услугами в мнэ отличается крупными объемами, широтой ассортимента, дифференциацией по качеству. Как объект мнэ особо рассматр факторы производства и их перемещение между странами. Сюда относится, прежде всего, движение капит. в разных формах, межд. использ. фин-кред рес, интернацион. миграция рабочей силы, обмен интеллект. собственностью. В качестве особого объекта-сотрудничество стран и межд. орган-й в области экол. и по решению других проблем глоб хар-а.СУБЪЕКТЫ: 1Частные фирмы, предприятия, отдельные предприниматели. 2Гос структуры: правит. и другие гос органы различных уровней (центр, регион, муниципе), а так же гос предп. и орга-и.3Межд орг-и, в частности системы ООН,особенно при предоставлении фин-кред помощи, инвестировании средств в отдельные проекты.4Транснацион. корпорации и межд объединения, осущ. масштабную деят-сть в сфере мнэ.

2. Стр-ра МЭ (геогр, секторная, отраслевая, соц-эк-ая).

  1. Структура МЭ: географическая, секторальная, отраслевая, социально-экономическая.

СТРУКТУРА - это строение, внутреннее устройство чего-нибудь.

Мировое хозяйство многолико и имеет разнообразную структуру. По степени экономической и политической зависимости страны делятся на: колониальные, колонии, зависимые. По принадлежности к политическим системам: социалистические, капиталистические, развивающиеся. По принадлежности к «первому» (промышленно развитые, нефтедобывающие страны), «второму» (государства с централизованной экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода) и «третьему миру» (развивающиеся страны с низким и средним уровнем дохода).

Сегодня наиболее распространенным критерием классификации стран в мировой экономике является уровень их экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения.

90-е  годы XX в. была предложена экономическим  и социальным советом ООН разбивка  стран на три основные группы: 1. развитые страны с рыночной экономикой (24 страны, в том числе «семерку»: США, Японию, Германию, Великобританию, Канаду, Францию и Италию) 2. страны с переходной экономикой (транзитивной – переход от административно-командной к рыночной экономике: Польша, Чехия, Венгрия) 3. развивающиеся страны.

В целях анализа в макроэкономике МЭ как часть экономики разделяют на 4 сектора: 1. Реальный (частный), в котором отражается деятельность домашних хозяйств и негосударственные нефинансовые предприятия 2. Бюджетный сектор, который в узком смысле представлен бюджетом 3. Денежный сектор, денежные потоки, проходящие через центральные и коммерческие банки 4. Внешний сектор – включает все операции с зарубежными странами вышеперечисленный секторов.

 

3. Межд разделение труда (МРТ) и факторов пр-ва. Межд специализация и кооперирование пр-ва.

. МРТ-представ. собой устойчивую, экон выгодную спец-ю отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции, кот они обмениваются между собой. МРТ играет все возрастающую роль в осуществл. проц-в расширенного воспроизводства в странах мира, обеспеч. взаимосвязь этих проц-в, формир соответств межд пропорции в отраслевом и территор-страновом аспектах. Как и разделение труда вообще, МРТ не существует без обмена, который занимает особое место в интернацион. обществ произ-ва.

Основ факт, определяющ участие страны в МРТ:а)Национ:1.Природно-геогр. различия:природно- клим. условия; прир рес; величина тер; числ насел; эк-геог положение страны и др.2.Соц-эк особенности:положение страны в мир эк; особен. истор развития; истор. сложившиеся традиции внешне эк связей; тип эк. сис; уровень 
техн развития страны; законодательная база внешних связей и др.б)Межд:1.Уровень научно-техн прогресса в мире2.Спрос на мировом рынке3.Сис межд расчетов4.Эколог проблемы.

Основными показателями, по которым можно судить о степени участия страны в МРТ, явл. экспортная и импортная квоты.

Участие страны в МРТ выгодно. Этот выигрыш сост. в том, что каждая страна произв. и поставляет на рынок те товары, у кот нац издержки произ-ва ниже мир. На вырученные деньги она приобретает за рубежом недостающие на внутрен. рынке тов. или те тов, у кот нац издержки произ-ва выше мир.

Важнейшей предпосылкой развития межд разделения труда явл. МРФП, под кот понимается различная наделенность стран рес, необход. для произ-ва тов. и услуг.

4. Современные  тенденции развития МЭ.

СТР опред. теми структурными измен, кот сегодня в ней происходят:1.Изменения отрасл. структуры мир. ВВП и изменения, в связи с этим, структуры занятости. Доля сферы услуг и занятых в этой сфере постоянно растет;2.Стремление многих развив. стран к структурным преобразованиям на основе индустриал. и превращение их в новые индустр. страны (НИС);3.Рост расходов на научно-исследов. и опытно-конструкт. работы (НИОКР) и увеличение высокотехн. произ-в, что ведет к усилению конкуренции на мировых рынках.

Осн. факт, определ особен развития современной мнэ:1.Производ, научно-техн. и технолог 2.Организац 3.Эк 4.Информ 5.Полит. 6.Соц и культ.

1:для  них характерны: резкий рост масштабов  пр-ва; появление новых ср-в транспорта  и связи, обеспечивающих быстрое  передвижение Т иУ, ресурсов и  идей;снижение затрат на обработку, хранение и использование инф-ии.

2: Предполагающие: межд формы осущ-я производственно-хоз-ой деят-ти; выход неправительственных орг-ий на межнациональный и мировой уровень.

3.Обосновываются  на: внедрении единых технологич-х  стандартов и требований к  экон-ой и финансовой отчетности.

4:предплагающие: радикальное изменение ср-в делового  общения, обмена произв-ой, научно-технич  и финансовой информацией; формирование  сис-м, позволяющих из одного центра  оперативно управлять производствами, расположенными в разных странах.

5:включающ: усиление прозрачности гос границ, позволяющее свободно передвигаться  раб силе,Т и капиталу.

6: к  ним относ: ослабление привычек  и традиций, соц-х связей и обычаев, что повышает мобильность людей  в территориальном и духовно-псих-ом  отношении и способствует межд миграции.

Сегодня в мнэ действуют две противоположные тенденции: первая - стремление обеспеч. устойчивость хоз. проц-в всего мир. сообщества; вторая — отстаивание каждой страной своих нац интересов.

Конец XX в. хар-ся переходом большинства эк. стран мира от замкнутых нац. сис к сис откр. типа, ориентиров. на взаимоотношение с мир рынком.


 

 

 

 

 

5. Открытая эк-ка: сущ-ть, показатели, факторы, влияющ на степень открытости эк-ки.

ОЭ- это эк, интегрир. в мир эк. пространство, достаточно полно реализующая преимущества межд разделения труда, нов техн, активно использ. различные формы мирохоз. связей, обусловленных процессами глобализации. В ОЭ субъекты эк отнош. могут без ограничений совершать экспортно-импортные операции.

По формам взаимодействия на мир эк пространстве различают большую откр. и малую откр. эк. БОЭ хар-ся тем, что оказывает существенное влияние на развитие всей мир эк. МОЭ не влияет на общий ход мир эк проц-в и вынуждена подстраиваться к тенден. развития мир эк. Переход нац эк к определ типу открытости дает преимущества нац эк в:а)углублении специализации, что ведет к росту произв-сти труда;б)использовании совр. мир техн;в)повышении конкурентоспособности отечеств. производителей на мир рынке;г)повышении роста благосостояния резидентов и т. д.

Недостатками можно считать зав-сть нац рынка от кризисов мегаэкономики, затрагивающих нац эк.

Индикаторы открытости нац эк: экспортная и импортная квота; объем «чистого» экспорта; внешнеторговая квота.

На степень открытости экономики влияют четыре фактора:1.Уровень эк разв. страны, кот принято измерять величиной нац дохода, приходящегося на душу населения. 2.Степень разв структуры общест. продукта. Межд эк связи долгосрочны и прочны лишь тогда, когда тов структура экспорта и импорта дифференцирована, а степень обработки обмениваемых товаров велика. 3.Наличие в гос произв рес, необход для реального сектора эк. 4.Хар-р внутр рынка. Емкий внутр рынок способствует расширению внешнеэк. связей с др. гос, так как обеспеч реализацию готового 
продукта в больших объемах.

6. Глобализация  межд эк-ки:сущ-ть, признаки, факторы, последствия и противоречия.

Глоболизация — процесс формирования целостного мирового хозяйства, глубокой взаимозависимости национальных экономик в результате интенсификации международного разделения и кооперации труда, либерализации экономики, ее широкой транснационализации.

Фактором глобализации в сфере экономики является научно-техническая революция.

Направления глобализации: 1. международная торговля: товарами и услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности и др.; 2. международное движение факторов производства: капитала - в виде прямых иностранных инвестиций, рабочей силы; 3. международные финансовые операции: частные и государственные кредиты, операции с ценными бумагами, валютные операции и др.

Характерной чертой глобализации в экономике стало сочетание процессов автономизации (государства стремятся к политической независимости и самоуправлению) и интеграции (к формированию экономических союзов.).  Наибольшее развитие процессы глобализации получили в финансовой сфере. Компьютеризация системы электронных счетов и кредитных карт, спутниковая связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие. Это явилось одним из основных факторов образования мирового финансового рынка. Процессы глобализации привели не только к свободному перемещению денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров и услуг роль.

Глобализация ведет к усилению диспропорций в МЭ, порождая такие новые явления как: 1. Превращение мирового хозяйства в целостную экономическую систему, где национальные хозяйства становятся ее подсистемами 2. Господство  всемирных  экономических  отношений  над внутристрановыми (вынуждены приспосабливаться к первым); 3. Размывание и ослабление функций национальных государств в области макроэкономического регулирования внешнеэкономической деятельности.

7.Современ мировой  рынок( т-ов, услуг, капиталов, труд рес-ов, технологий). Конъюнктура мир рынка.

СМР- сферу устойчивых товарно-денеж. отнош между странами, основанную на межд разделении труда (МРТ).Осн черты:1.Сфера функц мир рынка шире нац рамок. 2.Межгос перемещение тов, услуг, рабочей силы, капитала происходит под воздействием не только внутр, но и внеш факт спроса и предложения. 3.Ценообраз на мир рынке имеет свою специфику. 4.Мир рынок в большей степени, чем внутр, оптимизирует исп-ние факт произ-ва, направляя их в эк эффективные отрасли произ-ва. 5.Мир  рынок  выступает  в  качестве  своеобразного «фильтра», выбраковывающего из межд обмена тов, не соответс межд стандартам качества и не выдерживающие жестких требований межд конкуренции.

КМР- это сов-сть условий, при кот в данный момент протекает деят-сть на мир рынке. Она хар-ся услов продажи тов, соотнош спроса и предлож. на тов данного вида, уровнем и соотнош цен, тенденц. их изменений.

По временным критериям выделяют конъюнктуры: текущую, краткосроч, среднесроч. и долгосроч. Основным методом исслед КМР явлметод прогноз-ния, осн. На предположении, экспертных оценках наиболее авторитетных ученых, эк-матем. методах.

8. Меркантилисткая  теория внешней торговли. Теории  абсол-х и сравнит-х преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо).

Представители меркантилизма Т. Мэн, А. Монкретьен считали, что умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля должна обеспечивать получение золота. Достигается это превышением экспорта товаров над их импортом, активным торговым балансом.

Теория абсолютного преимущества А. Смита. «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Преимущества: 1. Естественные факторы (особые климатические условия или наличие огромных природных ресурсов) 2. Производство различной продукции (в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от технологии, квалификации работников, организации производства и т. д. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

Теория относительного преимущества Д. Риккардо. «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны: Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор - национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки производства он условно измерял рабочим временем. Производство вина и сукна в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Можно утверждать, что если производство в данной стране (Португалии) более эффективно, товары более дешевы, чем в Англии. Если же следовать принципу сравнительных преимуществ, то мы должны сравнивать не абсолютный, а относительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляют 2:1 затрат на производство вина, а в Англии  4:3, то есть относительно меньше. С вином - ситуация противоположная. Эффективность производства вина в Португалии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии из соображений эффективности национальной экономики выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна, импортируя вино из Португалии.

Продукт

Португалия

Англия

1 ед. вина

1 рабочий день

3 рабочих дня

1 ед. сукна

2 рабочих дня

4 рабочих дня



 

 

 

 

9. Теория  Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Теорема Столпера- Самуэльсона. Эфеект  усиления Джонса.

Теория международной торговли Хекшера-Олина. Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. В результате торговли, возрастают доходы владельцев тех факторов, которые интенсивно используются в производстве товаров, но которым у данной страны имеются сравнительные преимущества. 

Парадокс Леонтьева. Полученный американским экономистом В. Леонтьевым результат, противоречивший распространенному мнению о том, что США в процессе внешнеторгового обмена экспортируют капитал (т. е. преимущественно капиталоемкую продукцию) и импортируют труд. Расчеты Леонтьева по данным межотраслевого баланса показали, что США, наоборот, вывозят более трудоемкую, нежели капиталоемкую продукцию и соответственно ввозят более капиталоемкую, чем трудоемкую продукцию.

Теорема Столпера-Самуэльсопа. Теория, рассматривающая влияние торговли между странами с разной отраслевой структурой на распределение дохода. Внешняя торговля изменяет объёмы производства внутри страны. Возможности экспорта повышают спрос на экспортируемые товары и на ресурсы, необходимые для производства этих товаров. Цены ресурсов растут, а цены – это доход собственников ресурсов. Другими словами – внешняя торговля повышает цены избыточных ресурсов (доход их собственников) и понижает цены дефицитных ресурсов (доход их собственников). Содержание теоремы. С началом торговли трудоизбыточная страна, производящая трудоёмкий товар, начнет его экспортировать, что повысит спрос и цену труда (зарплату), и начнет импортировать капиталоёмкий товар, что понизит цену капитала (рентный доход).

Эффект усиления Джонса. В соответствии с теоремой международная торговля ведет к росту цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса. Пример. Цена трудоёмкого товара поднялась на 10%, тогда ставки заработной платы поднимутся более чем на 10%. Почему? Потому что та часть цены, которая определяется издержками капитала – рентойза использование капитала – упадет.

 

10. Современные  теории межд торговли.

Суть: если какая-либо страна может произ-ть того или иного товара больше и дешевле, чем др. страны, то она обладает абсол. преимуществом. Эти абсолютные пр-ва могут, с одной стороны, порождаться естествен. факт - особ климат. услов или наличием огромных прир рес. С другой стороны, преимущества в произ-ве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабат промыш-ти) зависят от сложивш произв-ых услов: техн-и, квалиф работников, орган произ-ва и т. д.Вывод: каждая страна должна спец-ся на произ-ве того товара, по кот она обладает исключит (абсолютным) преимуществом. Теория относительного преимущества Д. Рикардо Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны - Англию и Португалию, два товара - вино и сукно, и в расчет принимал лишь один фактор - нац различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки произ-ва он условно измерял рабочим временем. В данном примере произ-во вина и сукна в Порт абсолютно более эффективно, чем в Анг. Опираясь на логику здравого смысла, можно утверждать, что если произв-во в дан стране (Порт) более эффективно, товары более дешевы, то нет резона покупать более дорогие тов в стране (Англии), где их произ-во обходится дороже. Эф-ть произ-ва вина в Порт в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). След-но, Порт из соображений эф-сти нац эк выгодней сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив произ-во сукна на его импорт из Анг. Анг по тем же соображениям выгоднее специализироваться на произ-ве сукна, импортируя вино из Порт.

11. Межд  торговля товарами: понятие, особенности, стр-ра.

МТТ -представляет собой сов-сть экспорта и импорта. ЭКСПОРТ ТОВАРОВ- вывоз товаров из данной страны для реализации их на внеш рынках. Предметами экспорта явл тов, произ-ные в стране, и тов, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).В зав-сти от видов тов сущ несколько способов их экспорта. Сырье и необработанные продукты питания обычно экс-тся специализирован торговыми компаниями, кот предварительно закупают товары у производителей от своего имени и со своего счета. Произ-ли таких промышл тов, как обор-ние, суда, подвижной состав железных дорог и другие специализир изделия, как правило, осуществляют экспорт либо на основе прямых контактов с импортером, либо через сеть своих представительств и агентских фирм. Наиболее распростран метод экспорта потреб. тов состоит в их реализации через универс торговые дома. В тех случаях, когда поставка потреб тов осущ-ся в небольших кол-х, испол торговля по почте путем рассылки каталогов. ИМПОРТ ТОВАРОВ- ввоз тов из-за границы для реализ их на внутрен рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта явл тов иностран происх-ия, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потреб или послед вывоза из страны. Структура импорта матер ценностей определяется особен прир условий, структуры эк страны и ее ролью в межд разделении труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды минерал, сельскохоз сырья и продовольствия, кот в силу прир условий не могут производить сами. Сумма экспорта и импорта товаров называется товарооборотом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Если экспорт превышает импорт, то образуется «полож сальдо торг баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторг дефицит, или «отриц сальдо торг баланса». Последнее говорит о том, что экспорт товаров недостаточен для оплаты импорта товаров.

12. Межд  торговля услугами: сущ-ть, виды, класс-я  услуг.

. Межд торговля тов и торговля услуг тесно связаны между собой. При поставках за рубеж тов оказывается ряд сопутствующих услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой тов. Многие виды услуг, поступающих в межд оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. Услуги обычно не имеют овеществлен формы, хотя ряд услуг приобретает ее (например, в виде магнитных носителей для комп программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др.) Однако с развитием и распростран Internet сущ-но снижается необходимость испол для услуг матер оболочки. Услуги в отличие от тов произ-ся и потреб-ся одновременно и не подлежат хранению. Способы межд торг услуг: 1)Трансграничная торговля услуг, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу.2)Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потреб из одной страны приобретает и потребляет услугу на терр др.3)Торг присутствие продавца в стране предоставл услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предост-щая услугу, пересекает границу и, находясь на терр данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через кот осуществляет предоставление услуги. 4. Присутствие на терр дан страны физ лиц, предост-щих услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставляется физ лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя.12 секторов: I)услуги для бизнеса 2)строит услуги 3)услуги связи 4)дистрибуционные 5)транспортные 6)фин 7)образовате. 8)услуги здравоохранения 9)турист. 10)рекреационные услуги; II)услуги по охране окруж среды.


 

 

13. Мир рынок  объектов интел собств-ти (технологий, знаний, информации) : стр-ра, особ-ти.

. ИС – соб-сть на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интел соб-сти, и в первую очередь автор, располагает исключ правами на ее испол. Никакое иное лицо не может каким-либо способом испол-ть интел. Соб-сть без его разрешения.Межд правовым актом - Конвенцией об учреждении Всемирной орг-ии интел соб-сти— «интел соб-сть» включает права, относящиеся к: литер, худож и научным произведениям; исполнит деят-сти артистов, звукозаписи, радио- и телев передачам; изобретениям во всех областях челов деят-сти; научным открытиям; промышл образцам; тов знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерч обозначениям.

В условиях глобал мир эк для успешного распространения нов техн важное значение имеет коммерческое использ интеллект соб-сти. Растет лицензионная торговля, передача техн, развиваются другие отнош рын хар-ра в этой сфере. В этих условиях происходит форм-ие мир РЫНКА ИС, кот представлен, главным образом, тремя рынками: наукоемкой продукции, информации и прав. Рынок наукоемкой продукции (технолог установки, фармацевт препараты, вычисл техника и т.п.), кот развив быстрыми темпами и приносит огромные прибыли ведущим компаниям и странам мира. На рынке информ  продукции и технол идет товарообмен информ, содержащейся как на бумажных носителях, так и на аудио- и видеокассетах, лазерных дисках, дискетах, серверах. Структура продукции этого рынка самая неопределя и быстроменяющаяся. Тенденции таковы, что комп техника и Интернет начинают вытеснять все остальные носители. На рынке прав происходит перераспределение привилегий посредством выдачи патентов и приобретения лицензий. Патентная ст-ка явл одним из основных показ научно-техн пр-са. Защита патентов становится одной из стратег целей как отдельно взятых компаний, так и государств.Значительная роль в защите ИС принадлежит Всемирной торговой организации (ВТО), представл своего рода кодекс правовых норм, регулир не только межд обмен тов и услуг, но и объектами ИС.

14. Внешнеторговая  политика: понятие, виды. Политика свободной  торговли и протекционизм.

Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на регулирование торговых отношений с другими государствами. Основными целями являются: обеспечение экономического роста; выравнивание структуры платежного баланса; обеспечение стабильности национальной валюты; изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; сохранение политической и экономической независимости страны; сохранение экономического и военного превосходства перед другими странами.

Основными видами внешнеторговой политики являются: 1. Меркантилизм - это политика, направленная на стимулирование экспорта для превышения его над импортом с целью привлечения денег в страну. Приводит к снижению экономической активности, падению жизненных стандартов внутри страны, ограничению импорта. 2. Под протекционизмом следует понимать экономическую политику государства, направленную на поощрение развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем установления высоких таможенных пошлин на те товары, которые внутри страны производятся в достаточном количестве. Барьеры, используемые государством для защиты национальной экономики, делят на: 1. Экономические (таможенные пошлины, импортные квоты, экспортные ограничения) 2. Неэкономические (бюрократические запреты в таможенных процедурах; систему лицензирования; введение стандартов качества продукции). 3. Свободная торговля - это вид внешнеторговой политики, предполагающей отсутствие установленных государством ограничений в виде искусственных барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.  Способствует взаимовыгодному международному разделению труда; увеличивает реальный национальный продукт всех стран; возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.

15. Формы и методы  регулирования межд торговли. Тарифн  методы.

Гос регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах.

Тарифные методы предполаг исп-ие таможенных тарифов. ТАМОЖ. ТАРИФ - перечень тамож пошлин, кот облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны тов. Типа тамож тарифов: 1)Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку тамож пошлин, кот применяется вне зависимости от страны происхождения товара. 2)Сложный тариф предполаг определение по каждому товару двух и более ставок тамож пошлин. Он часто используется во внешнеторг политике гос, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их тов более высокими пошлинами, и предоставлять льготы др гос, развивая с ними более тесное эк сотр-тво. Имп пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную ф-ю, обеспеч значительную часть налоговых поступлений в бюджет.Эксп пошлины - это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны огранич экспорт тех тов, кот необходимы внутр рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета. Транз пошлины взимаются с тов, кот пересекают терр-ю гос транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.

К дополнит пошлинам относ: антидемпинговые (прим-ся в случае ввоза на тер-ю страны Т-ов по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит эк-ий ущерб национальным товаропроизводителям), компенсационные ( прим в отнош тех имп-х т-ов, при пр-ве кот прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб нац-ым производителям аналогичн прод-ции), картельные (прим против т-ов, ввозимых из тех стран,кот осущ-ют в отнош данного гос-ва дискриминации, недружественные акты).

16. Формы и методы  регулирования межд торговли. Нетарифные  методы.

Гос регулирование внешней торговли основывается на тарифных и нетарифных методах. По нетарифными методами регул-ия торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.

нетариф методы: количеств. ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетариф регулирования торг оборота, опред кол-во и номенклатуру тов, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные огранич экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

Нетарифн методы регулирования явл наиболее эф-м элементом осущ-я внешнеторговой политики, т.к они не связаны какими-либо межд обязательствами; более удобны в достижении искомого рез-та во внешнеэкономич-ой политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой эк-ке, и применять адекватные меры защиты нац рынка в рамках определенного срока.


 

 

17. Междунар  торговая политика. Межд торговые  орг-ии: общая хар-ка, инструменты  и методы регулирования межд  торговли. Для развития мир торговли особое значение имеют межд торгово-эк-ие орг-ии и соглашения, вкот участвуют почти все страны мира. Осн явл: ВТО, ЮНКТАД, МТО, МТП.

Всемирная торговая организация. ВТО была создана по результатам переговоров Уругвайского раунда в 1995 г. Место расположения - г. Женева (Швейцария). Главой ВТО является генеральный директор. Штат Секретариата составляет 500 сотрудников. На конец 2008 г. членами ВТО были 186 стран. ВТО призвана регулир торг-эк отнош участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торг переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы явл правовым базисом современной межд торговли. Неотъемлемой частью ВТО явл уникальный механизм разрешения торг споров. Функции ВТО: контроль за выполнением соглашений и договор пакета документов Ур. раунда; проведение многосторонних торг переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торг споров; мониторинг нац торговой полит стран-членов; тех содействие развивающимся гос по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с межд спец организациями.

КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. Это представительная многост торг-эк орг-я, членами кот явл 186 гос. Местопребывание ЮНКТАД - г. Женева (Швейцария).Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства - члена ООН. Задачи ЮНКТАД: поощрение межд торговли, прежде всего между развитыми и развив странами; разработка рекомендаций по вопросам развития межд эк отнош; согласование полит правительств и регионх эк организаций в сфере торговли и связанных с ней аспектах эк развития; координация деят-ти других учреждений ООН по вопросам межд торговли.

 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР. Задача организации - разработка и распростр. единых тамож «правил игры» с целью ускорения мир. товарооборота, унификация и облегчение перемещения тов и физ лиц через тамож границы при обеспеч контр и фискал ф-й таможни. Постоянно действующим исполнит органом орг-и явл Секретариат, кот располагается в г. Брюсселе (Бельгия).Одним из основных направлений деят-ти МТО явл выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации документов и их адаптации к изменениям в мир эк.

МЕЖДУНАР ТОРГОВАЯ ПАЛАТА ( МТП). Сонована как неправительственная орг-ия в 1919г. Объединяет 6 тыс компаний, 1,5 тыс нац союзов предпринимателей, имеющая заруб правительства более чем в 50 странах мира. Располагается в Париже. Осн цели МТП: содейсвтие развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и откр рынков, своб-го движ-я капиталов, защита сис-мы частного предпринимательства.Высшим руководящим органом явл Совет, кот собирается дважды в год.

18. Внешняя  торговля и внешнеторговая политика  РБ, перспективы вхождения в ВТО.

Осн цель внешнеэк политРБ— эффективное участие в межд разделении труда на основе использ конк-ых преимуществ страны для повыш уровня и кач-ва жизни насел. посредством реализации достижений научно-техн прогресса, динамичного разв эк и соц сферы. Задачи: создание полит, эк и прав. условий для закрепления позиций белор. товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; расширение торг-эк связей с различными странами, регион. союзами и межд эк орг-ми; участие страны  в межд сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.Осн принципы формирования внешнеторг полит нашего гос заложены в «Программе соц-эк развития РБ на 2006-2010 годы». Они включают меры регул-ия внеш торговли, а также гос поддержку развития экспорта и продвижения белор товаров на внеш рынки.Для их решения необ осущ-ть мероприятия:1. Активизировать участие РБ в организации межд партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию.2. проводить политику протекционизма в отнош отеч товаропроизводителей. 3.создать условия для привлечения заруб и отечеств инвестиций в перспективн программы и проекты. 4. Развивать инфрастр-ру внешней торговли, включающую товаропроводящие сети, сис-мы информационно-маркетинговой поддержки и электронной торговли. И т.д

Реализация таких меропр-й позволит РБ глубже интегрироваться в сис-му мирохоз-х связей. Это будет способ-ть её вступлению во Всемирн торгов орг-ю (ВТО). И развить внешнетрговые отнош-я с др странами на долговременной основе.

19. Межд  миграция капитала: понятие, причины, последствия, формы, особ-ти и тенденции.

. МЕЖД МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА (ММК)- процесс встречного движения капиталов между различными странами, независимо от уровня их соц-эк развития, приносящий их собственникам соответствующие доходы: прибыль, процент, дивиденды. Причины:  а)прибыль.У богатейших стран мира образуется«избыток» капитала, кот не находит прибыльного приложения внутри страны и ищет выгоду за ее пределами; б)межд разделение труда.В условиях совр НТР меж раздел труда приобр-ет хар-р технолог и подетальной специализации. Это значит, что узлы и детали для технически сложной продукции выгоднее произв-ть в тех странах, кот имеют сравнительные преимущества перед др гос; в)тамож барьеры. В условиях, когда многие гос. огранич импорт товаров путем установл высоких тамож пошлин на ввозимые товары, экспорт капитала явл одним из способов обойти эти барьеры за счет строительства предприятий за границей и продажи там производимой продукции; г)экология. Многие разв страны, уделяя бол внимание собств эколог без-сти, строят за границей эколог вредные предприятия, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовл на этих предприятиях; д)политика. Вывоз капитала в виде гос займов часто преследует не эк, а полит цели. Поэтому гос капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска. На развитие процесса ММК влияют две группы факторов:1)эк: 2)полит. Формы движения капитала: предпринимательской и ссудной. К ПК относятся прямые и портфельные иностранные инвестиции. СК включ банковские депозиты, межд займы и иностр помощь. ПРЕДПРИНИМ. форма вывоза капитала предполагает его вложения в промышл, с/х, фин и торг предприятия. Вывоз ПК сохр за его владельцем право собственности на вывезенный в другую страну капитал и возможность непосредств контроля за его использованием. Цель: получение предприним прибыли на основе преимуществ, получаемых в стране приложения капитала. Вывоз СК осущ путем предоставления гос и частных внешних займов с целью получения дохода в виде %, уровень кот заранее фиксируется. Этот вывоз капитала осущ либо путем размещения иностр облигаций в стране, экспорт капитал, либо путем прямого предоставления иностр частным или гос орг-ям средств взаймы. Особенность: капитал направляется в другую страну на заранее установленный срок, причем кредитор сохраняет право собственности на представленный в ссуду капитал, но право использования этого капитала переходит к заемщику - правительствам или предпринимателям иностр гос.

20. Прямые иностр  инвестиции (ПИИ): понятие, формы.

ПРЯМЫЕ ИНОСТР ИНВЕСТ (ПИИ) - это долгосроч заграничные вложения капитала в промышл, торге и иные предприятия, предостав инвестору полный контроль над ними. Экспорт капитала в форме ПИИ осущ посредством строит-ва или покупки за границей предприятий, создания там «дочерних» филиалов. Значительная доля прямых иностр инвестиций реализуется в форме частного вывоза капитала. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются транснац компании (ТНК), доля которых в мировых ПИИ резко возросла после распада мир системы социализма (с средины 80-х гг.). В последние 20 лет темпы роста ПИИ в 4 раза превышали темпы роста мирового ВВП.

Прямые инвестиции: 1)при прямых зарубежных инвестициях инвесторы лишаются воз-сти быстрого ухода с рынка; 2)бол степень риска; 3)более длительный срок капиталовложений, что усиливает к ним интерес стран-импортеров ПИИ. В эк науке ПИИ классифицируют: а) Отн-но объекта приложения: 1)матер инвестиции: в здания, оборудование, запасы готовой продукции; 2)нематер инвестиции: в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.; б) По характеру исп-ия: 1)первичные инвест, осущ при основании или при покупке предприятия; 2)инвест, направл на расширение производств потенциала; 3)реинвестиции, т. е. исп-ие свободных доходов, полученных в результате реализации инвест проекта, направляемых на приобретение новых средств произ-ва с целью поддержания состава основных фондов предприятия; 4)инвест на замену имеющегося оборудования новым; 5)инвест на модер-ию технолог оборудования или технолог процессов; 6)инвест на изменение программы выпуска продукции; 7)инвест на создание новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта; 8)инвест на обеспеч выживания предприятия в перспективе (подготовка кадров, рекламу, охрану окружающей среды).

Информация о работе Шпаргалки по "международной экономике"