Шпаргалка по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 20:37, шпаргалка

Краткое описание

1. Сущность, основные черты и субъекты МЭ
МЭ изучает закономер-ти взаимодействия хоз субъектов разных стран в обл-ти междунар-го пр-ва, обмена товарами и услугами, движения производ-х факторов,формир-я валютных курсов и междунар-й пол-ки гос-ва. Сущ-т деление МЭ на 2 части: микроэк-ку,макроэк-ку. Междунар-я микроэк-ка изучает теорию междунар-ой торговли,междунар-ую политику отд-х стран,теорию мобильности факторов пр-ва м/д странами,проблемы междунар-ой эконом-й интеграции.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_gotovo_IZM.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

21. Международный  обмен услугами

Услуги-продукт многообраз-х видов деят-ти и коммерч-х занятий,связ-х с удовлетв-м широкой сов-ти потреб-ти людей. В МЭ нет четкой классиф-ии видов услуг. Классиф-т услуги на 2 группы:1)факторные: возник-т в связи с м/днар-м движ-м капитала,раб.силы и технологий.2)нефакторные-услуги,связан с туризмом. В наст время выделяют около 160 видов услуг.Наиболее четкую классиф-ию дает ВТО,кот выделяет 12 осн-х разделов услуг:деловые У или У для бизнеса;У связи;строит-ые У; дистрибъюторские У;транспортные У;образовательные У;У по защите окруж среды;турист-ие У; соц У и У по охране здоровья;финансовые У,включая страх-ие;У в обл-ти культуры и спорта; прочие У. В послед время наиболее быстро развив-ся сфера услуг, связ-ая с арендой машин и оборуд-я. Аренда-это имущ-ый найм зданий,сооружений,машин,оборуд-ия и землина опред-ый срок с обязат-ой арендной платой. Виды аренды:долгосрочная(более 1 года);среднесрчная (от неск-х месяцев до года);краткосрочная(от неск-х дней до месяца).Наибольшее распростр-ие получил лизинг. Выделяют 2 формы лизинга:1)оперативный;2)финансовый

Регулир-ие МТ услугами происх-т на нац-м,регион-м и мир-м ур-не.Оно провод-ся каждым гос-м в целях защиты внутр-го рынка от иностр-х конкур-ов.На м/днар-м ур-не проблемами регулир-ия МТ услугами заним-ся комиссия ООН по торговле и развитию и комитет по торговле услугами в рамках ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Международный  технологический обмен

Самост-ой формой МТ явл-ся м/днар-ый технологич обмен-это распростр-ие любых научно-технич-х  знаний,обмен передовыми технологиями и произв-м опытом м/д странами. Мировой рынок технологий можно разбить на 4 сегмента:рынок лицензий и патентов;рынок научно-технич продукции;рынок высокотехнологич-го кап-ла;рынок научно-технологич специалистов.Передача технологий может осущ-ся на коммерч и некоммерч основе. Формы передачи технологий на некоммерч основе:обмен спец-ми;компьютерные банки данных; справочники;органаз-ии конференций,обучение,стажировка,практика сотруд-ов;перекрестное лицензир-ие на паритетной основе;созд-ие заруб-х исслед-х подразделений крупными корпорациями. Формы передачи технологий на коммерч-ой основе:продажа технологий в материализир-м виде;прямые инвестиции;продажа патентов НИОКР;научно-производственная кооперация. В больш-ве стран защита технологий осущ-ся одним или неск-ми правовыми инстр-ми:патентами,лицензиями,товарными знаками. Патент-это свид-во,выдаваемое компетентными правит-ми органами,изобретатилями удостоверяющ его монопольное право на использ-ие этого изобретения. Лицензия-это разрешение,выдаваемой владельцами технологии,защищенное или незащ-ое патентом,заинтерес-ой стороне на использ-ие этой технологии в теч опред-го преиода времени и за опред-ую плату. Товарный знак-это символ организ-ии,котор использ-ся для индивидуализации товара,и котор не м.б. использован др организациями без офиц-го разрешения владельца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Свободная торговля

В мировой практике сложилась два вида внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм. СТ – это принцип внешнеторговой пол-ки гос-ва, исключающий всякое его  вмешательство. Участникам торговых отношений  предоставляется полная свобода ведения всех операций. В чистом виде пол-ка СТ сводится к тому, что основным регулятором явл-ся рынок. Система СТ предполагает свободный обмен товарами без пошлин и ограничений.

Преимущества  СТ:

- реализуется  принцип сравнительных преимуществ Рикардо, в этих условиях страны могут производить только не товары, издержки пр-ва которых относительно ниже издержек в др.странах, и обменивать эти товары на те, издержки пр-ва которых в данной стране выше относительно др.стран.

- приводит к  положительным политическим последствиям, т.к в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязаны, и снижается опасность враждебных действий.

Однако на практике СТ в чистом виде не существует. Все  страны мира используют протекционизм  – политику, направленную на защиту нац.пр-ва от иностр.конкуренции. В этом случае гос-во регулирует внешнеэкономическую деят-ть, применяя различные методы: тарифные и нетарифные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Политика протекционизма

В мировой практике сложилась два вида внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм.

Все страны мира используют протекционизм – политику, направленную на защиту нац.пр-ва от иностр.конкуренции. В этом случае гос-во регулирует внешнеэкономическую  деят-ть, применяя различные методы: тарифные и нетарифные.

Мотивы протекционизма:

- защита молодых  производств

- защита нац.рынка  от импорт-го демпинга

- содействие  диверсификации пр-ва

- стремление  сократить занятость

Ср-ва регулирования  внешней торговли могут принимать  различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену, так и ограничение на количественные и стоимостные объемы поступающего в страну товара.

Кроме того, в  мировой практике существует скрытый  протекционизм (разные таможенные формальности, санитарно-ветеринарные нормы, различные административные положения, указы и т.д.). Все это импорту не препятствует, но создает массу неудобств при импорте товаров. Система протекционизма широко применяется во всем мире. Однако имеет недостатки: Все страны не могут добиться полного успеха при введении импортных ограничений. Экспорт одной страны – импорт для другой. В одной стране происходит стимулирование экономики, в другой обостряет проблему занятости. Протекционизм вызывает ответную реакцию, в итоге страдают все.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Тарифные методы регулирования международной торговли.

Классическим  инструментом тарифного метода регулирования  внешне торговли явл. таможенный тариф  – это систематизированный перечень таможенных пошлин, кот. облагаются товары при И, а в отдельном случае и при Э из данной страны.

Таможенная  пошлина – это гос. и денежные сборы, взимаемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей, имущества, провозимых через таможенную границу страны.

Классификация таможенных пошлин:

По способу  взимания: специфические; адвалорные; комбинированные

По объектам обложения: импортные; экспортные; транзитные

По характеру: сезонные; антидемпинговые; компенсационные; специальные;

По происхождению:  автономные; конвенционные; периферинциальные

По типам  ставок: постоянные; переменные

По способу  вычисления:  номинальные; эффективные (реальные)

Таможенный  тариф приносит дополнительный выигрыш  производителям продукции, конкурирующий  с импортом и защищает их интересы.

Для того чтобы  оценить ур-нь этой защиты, необходимо учитывать то, что различные пр-ва могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что защищая таможенным тарифом одну отрасль, гос-во одновременно защищает и связанные с ней отрасли пр-в. Поэтому фактический ур-нь таможенной защиты может отличаться от номинального тарифа, которым облагается конкурирующий

Фактический ур-нь таможенной защиты может быть определен  по формуле:

 Те= Тn – Тim/ 1-а, где

Тn – номинальный ур-нь тамож-й пошлины на И конечного продукта

Tim – номинальной ур-нь тамож-й пошлины на компоненты

а – доля стоимости импортных компонентов материал-х затрат к цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа

Фактическая степень  таможенной защиты той или иной отрасли  будет совпадать с номинальным  ур-м тарифа на конкурирующую импортную  продукцию тогда, когда в материал-х затратах этой отрасли нет импортных компонентов или когда ставка таможенной пошлины на конечную продукцию отрасли и на компоненты материал-х затрат одинаково.

Фактическая степень  таможенной защиты будет выше номинального ур-ня тарифа, если ставка тарифа на конечную продукцию будет больше, чем на импортные компоненты материал-х затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Влияние импортной пошлины на ситуацию на внутреннем рынке

Наиболее распространенным видом ограничений торговли явл. импортная пошлина. Она обеспечивает защиту отечеств-х производителей, а потребители оказываются в числе проигравших.

В условиях свободной  торговли внутр-е цены товаров будут  близки к мировым. Избыток D над S будет покрываться за счет импорта. В результате введения тарифа И будет сокращаться с величины  Qs Qd  до Qs’Qd’. При этом отечеств-е пр-во  товара возрастет с Qs до Qs’, а внутр-е потребление снижается с Qd до Qd’. Отечеств-е пр-во расширяется за счет того, что отечеств-е производители не уплачивают тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими издержками, чем на мировом рынке. Таким обр, импортный тариф защищает низкоэффективные отрасли отечеств-го пр-ва. Часть возросших платежей потребителей поступает отечеств-м производителям в виде возросшей прибыли от продажи (а), т.е отечеств-е производители реализуют свой первонач-й объем пр-ва Qs по возросшим ценам и получают дополн-ю прибыль от прироста объема пр-ва до Qs’. Потребитель в таком случае несет потери, т.к ему приходиться покупать товар по более высокой цене (авсd). Площадь с явл. поступлением в гос.бюджет, кот. равна величине импорта умноженного на тариф.

Выигрыш производителя  и гос-ва от введения тарифа на И  не перекрывает потерь нац.благосостояния.  Чистые потери нац.благосостояния (в и d).

Область в представляет производ. эффект тарифа, т.е  сокращение благосостояния, вследствие переключения потребит-го D с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечеств-ю. 

Область d представляет потреб-й эффект  тарифа, т.е сокращение благосостояния, вследствие вынужденного снижения потребления. Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выигрышем, поэтому явл. абсолютными. 

 

 

 

 

 

28. Влияние экспортной пошлины на ситуацию на внутреннем рынке

Механизм Э-пошлин зеркально отражает импортный тариф. При введении Э-пошлины внутренняя цена снижается и оказывается ниже мировой. В этих условиях внутренне потребление возрастает с величины Qd до Qd*, а внутреннее пр-во сокращается с величины Qs до Qs*. Соответственно объем экспорта сокращается с величины Q1 до Q2. Потери отечественных производителей от введения экспортного тарифа определяется областью aвcde

Выигрыш потребителей от снижения цен ниже мировых составляет область ав (трапеция). Доходы гос.бюджета  от Э-пошлины представлены областью d.

Чистые потери благосостояния, которые не компенсируются ничьим выигрышем представлены областью с и е.

В основе политики налогообложения экспорта лежит  расчет на монопольную прибыль, т.е  монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать за импортируемый товар.

Монопольная прибыль  особенно значительна в случае одновременного становления экспортируемых барьеров несколькими странами, объединенными  в международный картель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Меры нетарифного  регулирования – это механизм гос-го регулирования внешней торговли вкл-й эконом-е, администр-е и технические  условия, ограничивающие или затрудняющие своб-ю торговлю м/д странами.

Эконом-е меры подобно тамож-м пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за потребителем, он сохраняет свою свободу выбора и решает сам приобрести более дорогой импортный товар или более дешевый отечеств-й.

Эконом-е меры вкл-т:

- защитные меры, кот. подразумевают ведение особ-х пошлин и допол-е тамож-е обложение;

- контроль таможенной  ст-ти;

- валютный контроль;

- финан.меры:

субсидии –  это денеж. выплаты из гос.бюджета  направленные на поддержку отечеств-х  производителей, а также косвенной дискриминации И;

демпинг – междунар-я  дискриминация в ценах,  при  кот. экспортирующая фирма продает  свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке, дешевле чем на отечеств-м.

Администр-е  меры действуют непосредственным образом  минуя рыночные отн-я, ограничивая доступ импор-х товаров на внутр-й рынок, а также поставку отечеств-х товаров зарубеж. При этом покупатель лишается права на своб-й выбор товара, а гос-во фактически определяет товарную структуру внутр-го рынка.

Администр-е  меры вкл-т: квотирование (ограничивание в кол-ве и стоимости ввозимого товара); экспортный контроль; добровольное ограничение экспорта; запреты (амбарго)- запрет ввоза или вывоза товара в к.-л. Страну; лицензирование. Технические меры нетар регулирования вкл: разрешительная система; специальные требования; защита прав интеллектуальной собственности; дополнит условия:-требование маркировки,-таможенная экспертиза.

 

 

 

 

30. Экономические последствия установления квот на импорт

Квотирование - ограничение в количестве или  стоимости ввозимого товара.  До введения квоты: Цена РW, производство в национальной экономике Q1.  После введения квоты: Цена Р1, предложение Sсум, потребление Q2. Более высокая цена стимулирует отечественное производство. Результат: Потери потребителя: а+b+с+d+е. Выигрыш производителя: а; с + d – доход государства при лицензровании или доход импортеров; чистые потери b+е. Результат аналогичен введению таможенного тарифа, но в том случае доход частично идет в государственный бюджет, а в этом случае поступлений в государственный бюджет может и не быть. ДЭО - страна-экспортер устанавливает добровольно квоту на вывоз своих товаров в другую страну. До установления ДЭО: Цена (РW + ТТ), импорт Q2, доход государства =Q2xTT. После установления ДЭО: Qдэо – величина ДЭО, предложение Sвн + <Qдэо(на графике ломаная линия), цена Р1, импорт = Q1, доход государства =Q1xТТ. Результат: Потери потребителей а+b+с+d+е, выигрыш изготовителя область а, потери государства (f+g). Общий результат: потери (b+c+d+е+f+g).

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономика"