Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – обосновать необходимость трансформации «Шанхайской пятёрки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества для стран азиатского региона.
Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛОГИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1. Формирование «Шанхайской пятерки», основные направления сотрудничества 5
2.2. Трансформация «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую Организацию Сотрудничества. 13
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ШОС 19
2.1. Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничества 19
2.2. Направления сотрудничества в рамках ШОС 27
2.3. Оценка эффективности организации ШОС 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Модернизация ШОС-курс.docx

— 76.81 Кб (Скачать файл)

Содержание  подписанных соглашений позволяет  говорить о том, что на данном этапе  речь шла не о создании военно-политического  блока, а только о гарантиях ненападения  друг на друга.

Подписание  этих двух соглашений явилось результатом  последовательного развития отношений  добрососедства, взаимного доверия  и взаимовыгодного сотрудничества между странами пятерки. Эти соглашения уже сыграли, и будут продолжать играть положительную роль во взаимоотношениях между странами «пятерки» как  в сфере региональной безопасности, так и международных отношений  вообще.

Третий  этап – после апреля 1997 года по 2000 год. Это этап многосторонних переговоров  пяти равноправных стран и одновременно пяти участников: Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. После успешного  завершения переговоров по укреплению мер доверия в военной области и по взаимному сокращению вооруженных сил, первоначальная формула переговоров – двусторонние переговоры, на которых в качестве одной стороны выступает Китайская Народная Республика, а в качестве второй – совместно Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, изменилась на формулу «многосторонние переговоры пяти стран – пяти равноправных участников». Расширилось содержание переговоров, и теперь на них не только затрагивалась военная проблематика, связанная с приграничными зонами пяти стран, но и начался широкий обмен мнениями по проблемам политики, дипломатии, военным вопросам, вопросам безопасности и экономики. В ходе переговоров согласовывались позиции сторон, стороны выразили поддержку друг другу и между ними начало разворачиваться реальное сотрудничество.

С 3 по 4 июля 1998 года в Алма-Ате прошла третья встреча лидеров стран форума «Шанхайской пятерки» и было подписано  «Алма-атинское заявление». В соответствии с ним Стороны взяли обязательство  принимать все необходимые меры по обеспечению неукоснительного выполнения Соглашения о взаимном сокращении вооруженных  сил в районе границы от 24 апреля 1997 г.; договорились активно развивать двусторонние и региональные диалог и консультации по вопросам безопасности и приветствовали подключение к этому процессу всех заинтересованных государств региона. Стороны выразили единство в том, что любые проявления национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма неприемлемы. Они будут принимать меры по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков 9.

Постепенно  происходит расширение сфер сотрудничества между государствами-участниками  «Шанхайской пятерки».

5 июля  2000 г. в Душанбе прошел Саммит стран «Шанхайской пятерки», итогом которого стало принятие «Душанбинской Декларации». В соответствии с ней, стороны приняли решение о том, что для дальнейшего углубления взаимного доверия и дружественного сотрудничества пяти государств в военной области, для консолидации совместных усилий в сохранении мира и стабильности в регионе целесообразно проводить совещания министров обороны и консультации между оборонными структурами государств-участников «Шанхайской пятерки» 10. Это явилось новым пунктом в отношениях между странами.

Процесс взаимодействия «Шанхайской пятерки» связан непосредственно с развитием  внутренней ситуации в каждой из стран, ситуацией в регионе и международной  обстановкой в целом.

Внутренняя  ситуация характеризовалась тем, что  после окончания «холодной» войны  и распада Советского Союза Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан  перешли к проведению государственного курса на независимость, а Китай  – курса, для которого в качестве приоритетной была определена идея экономического строительства. Все пять стран оказались  перед необходимостью решения сложнейших задач по возрождению своей экономики, многотрудному выходу на уровень  современной мировой науки и  техники, противостоянию вызовам глобализации экономики. В связи с этим задача национального возрождения для  каждой из пяти стран сводится к  обеспечению мирного и стабильного  внешнего окружения и многостороннего  сотрудничества с соседними государствами.

В данном регионе, в частности, в Средней  Азии, Закавказье и прилегающих районах, международные группировки национальных сепаратистов, религиозных экстремистов, международных террористов, а также  группировки, промышляющие контрабандой наркотиков и оружия, активно развернули свою преступную деятельность. В различных  государствах Средней Азии начинает развиваться экстремистское течение  ислама – ваххабизм. Именно последователи  ваххабизма проводят террористические акции, связанные с многочисленными  взрывами, похищениями людей и  убийствами. Прямой иллюстрацией этого  являлись события, происходившие в  Узбекистане и на юге Киргизии в 1999 году. В этом же году они предприняли  попытку новых террористических актов, предпринимаемых в целях  свержения в странах Средней  Азии светской власти и установления в них исламских теократических режимов. После того как российская армия нанесла ощутимый удар по чеченским сепаратистам, силы международного исламского экстремизма перешли к отчаянному сопротивлению. Беспрерывно происходили вооруженные нападения, устраивались взрывы и другие террористические акты. Цель этих действий – вернуть свои былые позиции и создать на Северном Кавказе исламистское государство. Так, Афганистан не только являлся рассадником международного терроризма, но одновременно и одним из крупнейших в мире производителем наркотиков. Именно Афганистан производит 75% от мирового объема находящегося в незаконном обороте героина. Афганский героин контрабандно вывозится сначала через границу на территорию Таджикистана, затем через Киргизию, Казахстан, Россию и далее поставляется в Западную Европу. Преступная интернациональная деятельность создает серьезную угрозу безопасности среднеазиатского региона 11.

Все это  потребовало от участников «Шанхайской  пятерки» углубления сотрудничества в  сфере коллективной безопасности, а  значит, было необходимо вывести «Шанхайский  форум» на новую организационную  ступень.

2.2. Трансформация  «Шанхайской пятерки» в Шанхайскую  Организацию Сотрудничества.

 

5 июля 2000 года в Душанбе состоялся пятый  саммит участников «Шанхайской  пятерки». Итогом этой встречи  стала выработка единых подходов  в борьбе с экстремизмом и  терроризмом, превратившихся в  региональную угрозу для безопасности  всех без исключения государств  региона. Продолжением саммита  членов Организации в Душанбе  стал Шанхайский саммит на  высшем уровне, проходивший 14-15 июня 2001 года. В саммите принял участие  президент Узбекистана И.Каримов.  Узбекистан, тем самым, подключился  к процессу поиска совместных  мер противодействия религиозному  экстремизму и международному  терроризму.

Принимая  во внимание перспективное расширение числа участников Организации, президентом  Таджикистана Э.Рахмоновым (сейчас Э.Рахмон) была выдвинута инициатива переименования ее в «Шанхайский форум».

Шанхайский  форум «пятерки» ознаменовался  переходом Узбекистана из статуса  наблюдателя в статус постоянного  полноправного члена Организации. На саммите Главы Республики Казахстан, Кыргызской Республики, КНР, РФ, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан  подписали Декларацию о создании Шанхайской Организации Сотрудничества. Участники заявили, что «сформировавшийся  в процессе развития «Шанхайской  пятерки» «шанхайский дух», характеризующийся  взаимовыгодой, равенством, взаимными  консультациями, уважением к многообразию культур будет приумножаться  в отношениях между государствами-участниками  «Шанхайской Организации Сотрудничества»12.

Также стороны  подписали Шанхайскую конвенцию  о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, тем самым, распространив  сферу сотрудничества на военно-политические вопросы.

В Конвенции  даны определения понятия «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм». В борьбе против данных деяний стороны обязались  принимать такие меры, которые  могут оказаться необходимыми, в  том числе в соответствующих  случаях в области национального  законодательства. Также Стороны  по взаимному согласию обязались  проводить консультации, обмениваться мнениями, согласовывать позиции  по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе  в международных организациях и  на международных форумах. Центральные  компетентные органы Сторон в соответствии с Конвенцией взяли обязательство  осуществлять сотрудничество и оказывать  друг другу содействие.

Соглашение  во многом носит декларативный характер.

Также Центральные  компетентные органы имеют право  обмениваться информацией, представляющей взаимный интерес 13.

Спорные вопросы, возникающие при толковании или применении Конвенции, могли  решаться путем консультаций и переговоров  между заинтересованными Сторонами.

После вступления Конвенции в силу с согласия всех Сторон к ней могли присоединяться другие государства.

В текст  Конвенции с согласия всех Сторон могли вноситься изменения и  дополнения, которые оформляются  Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Конвенции 14.

В рамках Шанхайского саммита Министры иностранных  дел подписали Временное положение  о порядке деятельности Совета национальных координаторов государств Шанхайской Организации Сотрудничества; министры обороны провели встречу и  опубликовали Совместное коммюнике.

Декларация  о создании ШОС провозгласила  открытость организации для присоединения  к ней третьих сторон, что свидетельствовало  о непринятии странами-участницами  идеи регионального обособления. В  Декларации также утверждаются общее  намерение стран-участниц путем  совместных усилий на базе совокупного  потенциала содействовать прогрессу  каждого государства-члена ШОС  и совместно противостоять вызовам  и угрозам.

29 мая  2003 года в Москве состоялась  третья встреча глав государств-членов  ШОС. Крупнейшим достижением этой  встречи стало принятие ряда  законоположений и решений, регулирующих  функционирование внутреннего механизма  Организации. На ней также утвердили  назначение гражданина КНР Чжан  Дэгуана на должность Исполнительного  Секретаря ШОС.

23 сентября 2003 года в Пекине состоялась  встреча глав правительств государств-членов  ШОС. На ней была подписана  «Программа многостороннего торгово-экономического  сотрудничества государств-членов  ШОС» и принят первый бюджет  организации на 2004 год. Программа  четко определила основные цели  и задачи экономического сотрудничества  в рамках ШОС, приоритетные  направления и конкретные практические  шаги сотрудничества, особо выделив  перспективные планы, указала на курс экономического сотрудничества ШОС свободного движения товаров, капиталов, услуг и технологий на 20-летний период.

15 января 2004 года в Пекине состоялось  торжественная церемония учреждения  Секретариата Шанхайской организации  сотрудничества. На нее были приглашены  руководители принимающего государства,  министры иностранных дел, национальные  координаторы шести государств-членов  ШОС, представители некоторых  международных организаций и  аккредитованных в Китае дипломатических  миссий, которые стали свидетелями  этого исторического момента.  Создание Секретариата ознаменовало  завершение стадии становления  Шанхайской организации сотрудничества  и вступление в совершенно  новый этап развития. В качестве  зрелой и уверенной региональной  силы ШОС крупными шагами выходит  на международную арену.

5 июля 2005 года в Астане  состоялось заседание Совета  глав государств-членов ШОС. На  Саммите была подписана Астанинская  Декларация, в которой была признана  важность борьбы с международным  терроризмом, ликвидация его материальной  базы, прежде всего посредством  борьбы с незаконным оборотом  оружия и боеприпасов, наркотиков, организованной трансграничной  преступностью, нелегальной миграцией  и наемничеством. Государства-члены  ШОС обязались «не предоставлять  убежища лицам, обвиняемым или  подозреваемым в совершении террористической, сепаратистской и экстремистской  деятельности и выдавать таковых  в случае соответствующих обращений  со стороны государства-партнера» 15. Было принято решение создать и ввести в действие единый розыскной реестр лиц, объявленных в международный розыск за совершение преступлений террористического характера и сепаратизма или по подозрению в этом. Чтобы ликвидировать материальную базу преступников, главы государств договорились выработать в рамках ШОС единые подходы и стандарты мониторинга денежных переводов, движения финансовых средств неблагонадежных лиц и организаций.

6 октября 2005 года в  Москве состоялось заседание  Совета глав правительств ШОС.  В ходе встречи было подписано  Соглашение о межбанковском взаимодействии (объединении), Соглашение между  правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также состоялось первое заседание правления Делового совета государств-членов ШОС 16.

15 июня 2006 года в Шанхае  прошел юбилейный Саммит ШОС.  Был подписан целый ряд соглашений  антитеррористического характера,  включая Соглашение о порядке  организации и проведения совместных  антитеррористических мероприятий  на территориях государств-членов  ШОС, Соглашение между государствами-членами  ШОС о сотрудничестве в области  выявления и перекрытия каналов  проникновения на территории  государств-членов ШОС лиц, причастных  к террористической, сепаратистской  и экстремистской деятельности, а также Программа борьбы государств-членов  ШОС с терроризмом, сепаратизмом  и экстремизмом на 2007-2009 годы. Были  также приняты: Программа действий  в поддержку регионального экономического  сотрудничества между банками-членами  Межбанковского объединения в  рамках ШОС, Соглашение между  правительствами государств-членов  ШОС о сотрудничестве в области  образования, Протокол об итогах  Учредительной сессии Делового  совета ШОС 17.

Информация о работе Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничес