Франко-германксие отношения после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

С самого зарождения своих государств, Франции и Германии приходилось постоянно взаимодействовать друг с другом. К сожалению, на протяжении веков, франко-германские отношения носили во многом конфликтный характер. Патологическое непринятие своего соседа стало причиной многих конфликтов между ними, в том числе франко-прусской войны 1870 – 1871 гг., Первой и Второй мировых войн.

Содержание

Введение 3
1. Международная обстановка 1945 – 1960х гг. XX в 8
1.1 Развитие международных отношений после Второй Мировой войны 8
1.2 Германия и Франция в системе международных отношений
послевоенного времени 12
2. Эволюция франко-германских отношений в послевоенный период 17
2.1 Урегулирование противоречий между Францией и Германией 17
2.2. Франко-германское сотрудничество и объединение Европы 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Основными франко-германскими противоречиями в отношении создания Евратома были вопросы о собственности на ядерное сырье и способах контроля над использованием ядерных разработок в военных целях. И хотя обе страны были против монополии Евратома, Францию более волновал вопрос распределения ядерного сырья, а Германию вопрос поставки. Т.е. Франция настаивала на том, чтобы государства сами могли решать вопрос об использовании ядерного сырья, а Германия настаивала на том, чтобы государство имело право на покупку сырья, если продукция, поставляемая Евратомом, не будет ее удовлетворять24.

Франция выступала за проведение национальных атомных исследований в военных целях при осуществлении максимального контроля над развитием атомной промышленности Германии. Германия в свою очередь хотела также применить в национальных интересах ядерные исследования для достижения паритета, в том числе  военного.

Но искусство европейских компромиссов в том и состоит чтобы, с одной стороны, находить баланс между противоречащими интересами и желаниями, а с другой - продвигать при этом общую идею.

Для достижения компромисса и компенсации разногласий французское правительство попыталось развить с Германией военное сотрудничество. В меморандуме французского правительства от 28 апреля 1956 г. говорилось о том, что необходимо содействовать выработке совместной франко-германской политики в области вооружения. С этой целью французская сторона предлагала создать Европейское агентство по вооружению в рамках ЗЕС и НАТО25. Но так как эта идея не затрагивала вопросы атомной энергетики, Германия отнеслась к ней довольно скептически.

Только осенью 1956 г. появилась возможность урегулирования противоречий между позициями Франции и Германии в отношении создания Евратома. Министры обороны и атомной энергетики Франции и Германии совместно пришли к выводу о том, что исключительно мирный характер Евратома, который запрещал бы странам-членам создавать ядерное оружие, поставил бы Европу в положение вассала второго класса по отношению к США и Англии.

Немцы поддерживали французские исследования по созданию ядерной бомбы, так как рассчитывали на то, что они могут быть использованы в дальнейшем Германией.

Уже 25 сентября 1956 г. французское правительство направило германскому правительству меморандум о возможности сотрудничества в области вооружений. Встреча глав государств оказалась решающей для дальнейшего развития сближения Франции и Германии и развития интеграционного процесса в Европе. Тогда, Франция согласилась на одновременное подписание сразу двух договоров.

Такой поворот событий очень  способствовал франко-германскому союзу.

Первой идею объединения озвучила Германия. И на тот момент Франция была готова поддержать этот процесс, во-первых, потому что к тому времени у двух стран уже имелся большой и положительный опыт взаимодействия. А во-вторых, Франция понимала, что втягивая Германию в процесс построения новой Европы, она лишает ее возможности снова стать реваншистской страной, доминирующей на континенте. Этих же соображений придерживалось руководство самой Германии. Оно сознательно погружало Германию в Европу, чтобы немцев перестали бояться, а Германия стала ведущей страной нового европейского мышления.

Существовали и противоречия. Например, при обсуждении вопросов объединения во французском парламенте, некоторые депутаты возбужденно кричали, что нельзя иметь никаких общих дел с немцами - народом убийц и агрессоров. Но создатели союза начали с первостепенных вопросов – вопросов экономики, а точнее с общих таможенных тарифов. А в марте 1958 года в Страсбурге впервые собрался Европейский парламент (орган Европейского экономического союза), председателем которого был избран один из ведущих идеологов объединенной Европы - Роберт Шуман.

Следующим очень важным этапом развития сотрудничества стал Елисейский договор - соглашение о сотрудничестве, подписанное 22 января 1963 года, президентом Шарлем де Голлем и канцлером Конрадом Аденауэром.

 

2.2. Франко-германское сотрудничество и объединение Европы

По заключенному Францией и Германией Елисейскому договору, лидеры двух стран обязывались проводить регулярные встречи, что устанавливало качественно новый уровень отношений между двумя государствами, которые некогда были непримиримыми противниками. ФРГ и Франция приняли решение согласовывать все важные внешнеполитические решения, в том числе даже оборону.

Елисейский договор по праву считается поворотным пунктом в истории взаимоотношений Германии и Франции, которая на протяжении многих веков была омрачена войнами, насилием, территориальными притязаниями.

Сотрудничеству также способствовала общеполитическая ситуация, провоцировавшая новое осознание европейской реальности в Европе. Население Германии не покидало ощущение угрозы, которое еще больше усилилось после возведения Берлинской стены. У Франции еще не остыли воспоминания о войне в Алжире, которая ясно показала, что время европейских колониальных держав окончательно завершилось. А силой, позволявшей принимать решения по вопросам мировой политики, теперь обладали лишь Советский Союз и Соединенные Штаты Америки26. Именно в такой ситуации произошло сближение между двумя по-своему ущемленными державами.

Теперь это сближение началось уже благодаря Европейскому объединению угля и стали и Римским договорам. Однако не хватало его политического оформления.

Политическая дальновидность Шарля де Голля и реализм германского Федерального канцлера Конрада Аденауэра положили путь не только к политическому сбалансированию интересов, но и к историческому примирению между народами.

Накануне заключения Елисейского договора была проведена пресс-конференция, на которой де Голль представил свое видение нового фундаментального устройства политических отношений между двумя странами. Он акцентировал внимание на том, что происходящее является не только примирением, но и в действительности своего рода взаимным открытием обоих соседей, при котором каждый из них поймет, насколько полезен, достоин и привлекателен другой.

И хотя повсеместно подчеркивалось эпохальное новое устройство германо-французских отношений, о строительстве новой Европы ничего не было сказано.

Следующей немаловажной вехой в истории франко - германского сотрудничества был Маастрихский договор. Он был заключен в 1992 году. Тогда уже воссоединившаяся Германия пожертвовала своей валютой - дойч-маркой - ради дальнейшей европейской интеграции, а также для того, чтобы развеять опасения Франции, считавшей, что Германия стремится к установлению гегемонии немецкой валюты на Европейском континенте27.

В тоже время наблюдалось и охлаждение взаимоотношений двух стран, возобновилось соперничество, затормозилась интеграция.  Эксперты считают, что причиной этого является воссоединение Германии, нарушившее двустороннее равновесие.

На самом  деле до 1990-го года некоторые политики Франции, а точнее большинство из них втайне разделяли точку зрения о положительном значении разделения Германии на две части. Такая ситуация создавала относительный демографический паритет между Францией и ФРГ. Объединенная же Германия, теперь составляла около 80 миллионов человек, что значительно превосходило по численности населения Францию, имеющую только 60 миллионов.

Старания каждой из этих стран компенсировать свои слабости в одних областях превосходством в других поддерживало чувство равенства между ними. Например, пока западногерманская экономика была гораздо сильнее французской, Франция являлась ядерной державой и постоянным, имеющим право вето членом Совета Безопасности ООН.

Но Германия давно отказалась от обладания ядерным оружием и едва ли станет постоянным членом Совета Безопасности в ближайшем будущем. Однако, тогда в конце XX века с точки зрения Франции, расширение ЕС на восток повышало значимость Германии и усиливало ее влияние. Географическое положение Берлина в Европе будущего выглядит более центральным, чем в настоящее время, в то время как Париж оказывается на периферии.

Никто не предполагал, что на рубеже веков, Германия, которая всегда вела себя сдержано и осторожно в отношении правительства Франции,  проявила напористость и агрессивность, когда на саммите Совета ЕС в декабре 2000-го года в Ницце отбросил франко-германские отношения на сорок лет назад. Президент Франции Ширак настаивал на абсолютном равенстве между Германией и Францией при распределении голосов в Совете министров ЕС, такая позиция полностью игнорировала разницу в численности населения двух стран. Канцлера Германии такое предложение в корне не устраивало. Шредер, по всей видимости, не понимал в полной мере, какое огромное символическое значение его партнер придавал этому вопросу28.

Встреча в Ницце также показала, как сильно расходятся Франция и Германия в своих представлениях о европейской интеграции. И если Франция отдавала предпочтение межправительственному подходу, Германия полагала, что нужно передать большую долю национального суверенитета правительству в Брюсселе.

Когда в середине января 2003 года Герхард Шредер (федеральный канцлер ФРГ) и Жак Ширак (президент Франции) заявили о намерении осуществить ряд шагов по объединению своих государств, им мало кто поверил. Европейское сообщество решило, что помпезные высказывания лидеров двух стран всего лишь предпраздничная риторика посвященная сорокалетию Елисейского соглашения о мире и сотрудничестве между Германией и Францией. Никто не верил, что непримиримые соперники, воевавшие на протяжении столетий, объединятся. Но дух соперничества  отчасти присутствовал в их отношениях даже в рамках Евросоюза. До последнего времени страны находились в состоянии жесткой оппозиции по многим вопросам.

22 января 2003 года в Версале  состоялось совместное заседание парламентов Франции и Германии, на котором собралось 577 французских и 603 немецких депутата. Согласно утвержденной на этом заседании декларации о совместных намерениях, советы министров и сами министерства в обеих странах должны будут согласовывать свою деятельность, и приглашать на свои заседания служащих из другой страны; законодательная и судебная система обеих стран будут постепенно изменяться, пока не придут к абсолютному единообразию. Комментируя пакет решений, принятых двумя странами, торговый представитель Франции в Еврокомиссии сказал: "В будущем мы создадим общие франко-германские военные силы, общие диппредставительства и общее представительство в Совете Безопасности".

Самым же важным заявлением, демонстрирующим степень серьезности всех прочих общих инициатив, стало предложение о реформе институтов власти в ЕС, которое сделали Шредер и Ширак. Вместо существующего полугодового президентства в Европейском союзе, которое по очереди переходит к каждой стране ЕС, они предлагают выбирать президента Евросоюза внутри Европейского совета сроком на два с половиной года. Во введении президента ЕС будут в основном вопросы внешней политики и обороны. Пост президента Еврокомиссии сохранится, но избираться на него будут напрямую в Европарламенте.

Заявление двух лидеров вызвало активную, но неоднозначную реакцию, как у сторонников, так и у противников этого типа политической реформы. Сенсация состояла в том, что Германия, которая традиционно исповедовала федералистские взгляды (те же, что и Еврокомиссия, и мелкие государства), согласилась с французской версией европейского института власти. Франция, Великобритания и Испания, напомним, выступали за "президентскую систему" власти, что подразумевало усиление роли крупных европейских государств и сохранение их суверенитета.

Формальным поводом, подтолкнувшим Францию и Германию на обдумывание реформы института власти в Евросоюзе, послужило грядущее в 2004 году увеличение числа членов ЕС до двадцати пяти. Такое количество стран-участниц делает автоматически невозможным прежнюю систему управления, когда каждая страна по шесть месяцев правит Евросоюзом. Ведь если стран будет двадцать пять, то Франции и Германии достанется управлять союзом лишь раз в 12,5 лет. А еще европейские политики, несмотря на весь демократизм европейской бюрократии, не могут представить себе, что Евросоюзом в течение полутора лет будет управлять одна Прибалтика (в ней хотя и мелких, но три государства, и каждому должно достаться по полгода)29.

Франция и Германия явно пришли к выводу, что для них гораздо выгоднее решать все взаимные противоречия тет-а-тет, не вынося их на люди, а затем выступать с совместной инициативой.

 

 

Заключение

Послевоенный период в отношении Франции и Западной Германий является поворотным моментом всей истории их взаимоотношений. Именно тогда были определены основные приоритеты сотрудничества в военно-политической области, которые в настоящее время имеют большое значение для судеб Европы и мира.

Главной причиной европейской интеграции была необходимость восстановления разрушенной экономики после войны. И, кроме того, европейцы стремились к созданию экономической основы для борьбы против коммунизма.

Инициаторами и двигателями интеграционного процесса особенно выступали именно Франция и Германия. Их совместная политика стала результатом настроя правящих кругов двух стран на историческое примирение. Оно сопровождалось не только политическим диалогом, но и дружбой лидеров, их тесными постоянными контактами, созданием всевозможных смешанных комиссий.

Но при этом каждый из партнеров преследовал и свои личные цели в сближении двух стран. Франция путем все большей интеграции стремилась больше контролировать Германию, а также путем создания единого политического и экономического пространства исключить возможность развития реваншистских настроений. А Германия в свою очередь, хотела, чтобы в Европе, да и во всем мире, перестали ее бояться, и включили бы в список равноправных стран.

Информация о работе Франко-германксие отношения после второй мировой войны