Франко-германксие отношения после второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

С самого зарождения своих государств, Франции и Германии приходилось постоянно взаимодействовать друг с другом. К сожалению, на протяжении веков, франко-германские отношения носили во многом конфликтный характер. Патологическое непринятие своего соседа стало причиной многих конфликтов между ними, в том числе франко-прусской войны 1870 – 1871 гг., Первой и Второй мировых войн.

Содержание

Введение 3
1. Международная обстановка 1945 – 1960х гг. XX в 8
1.1 Развитие международных отношений после Второй Мировой войны 8
1.2 Германия и Франция в системе международных отношений
послевоенного времени 12
2. Эволюция франко-германских отношений в послевоенный период 17
2.1 Урегулирование противоречий между Францией и Германией 17
2.2. Франко-германское сотрудничество и объединение Европы 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Политические постановления договоров предусматривали проведение в побежденных странах демократических преобразований, задержание военных преступников. Военные решения разрешали побежденным странам содержать вооруженные силы в размерах, необходимых для национальной обороны. Западные державы обязывались вывести свои воинские контингенты из Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии в течение 90 дней со дня вступления договоров в силу. СССР разрешалось продолжить пребывание своих вооруженных сил в Венгрии и Румынии для обеспечения коммуникаций с Австрией, где до 1955 г. находились советские войска17.

Договоры устанавливали объемы и порядок выплаты репараций пятью странами, а также компенсаций потерь иностранных собственников.

При обсуждении договоров обнаружилось стремление великих держав оказать покровительство тем из побежденных стран, с которыми предполагалось установить отношения сотрудничества.

Успешно был решен австрийский вопрос. 15 мая 1955 г. в Вене министры иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Австрии подписали Государственный договор. Он предусматривал восстановление суверенитета австрийского государства, его нейтрализацию, вывод с его территории оккупационных войск четырех великих держав.

В дальнейшем предстояло возвратиться к проблемам, вызванным расколом Германии и Европы.

 

 

1.2 Германия и Франция  в системе международных отношений  послевоенного времени

Президент республики генерал де Голль сконцентрировал свое внимание на внешнеполитической деятельности. Он проводил политику, направленную на возрождение «величия Франции».

Де Голль стремился обеспечить Франции достойное место в НАТО. Он претендовал на то, чтобы внутри блока Франция играла роль державы с «мировой ответственностью» и отстаивал эту идею перед президентами США – сначала Эйзенхауэром, потом Кеннеди. Однако, де Голль не нашел у него поддержки ни у одного, ни у другого.

В результате де Голль, понимая, что не придет к согласию с Соединенными Штатами, начал курс постепенного отхода от НАТО. В этой связи президент придавал большое значение производству собственного атомного оружия. Он считал, что обладание ядерным потенциалом возвеличивает Францию и ставит ее в ранг великой державы. В 1966 г., после того как де Голль окончательно убедился в невозможности реорганизации Атлантического блока, он объявил о выходе своей страны из НАТО. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы. Штаб-квартира НАТО переместилась из Парижа в Брюссель18.

Отношения Франции с Великобританией первое время складывались весьма благоприятно. Англия была первой страной, которую де Голль в 1960 г. посетил с официальным визитом. Но хорошие отношения разрушились, когда Великобритания объявила о своем намерении войти в «Общий рынок». Де Голль был категорически против этого, т.к. стремился избежать конкуренции со стороны Великобритании для французских товаров, главным образом сельскохозяйственной продукции. Он дважды накладывал вето на вступление Англии в ЕЭС.

Большое значение де Голль придавал связям Франции с Западной Германией. Он несколько раз встречался с канцлером ФРГ, а в 1962 г. посетил ФРГ с официальным визитом. Менее чем через год, в 1963 г., в Париже де Голль и Аденауэр подписали франко-западногерманский договор о сотрудничестве, который предполагал постоянные встречи и консультации глав Франции и ФРГ. Согласно договору, правительства обеих стран перед принятием ответственных решений обязались совещаться.

Между тем, Де Голль одним из первых европейских политиков выступил за создание «единой Европы». Де Голль полагал, что европейские страны — это основное звено планеты, центр, который несет на себе всю ответственность по отношению к остальным континентам. Он считал, что именно Европа стимулирует и даже направляет духовное и техническое развитие мира19.

Уже в 1961—1962 гг. президент Франции и сторонники его идеи предложили заключить между странами «Общего рынка» договора, с целью постоянного сотрудничества их правительств, для разработки совместной политики в области международных отношений, обороны, экономики и культуры. Генерал считал, что в Европе нужно создать такую организацию, которая могла бы в известной мере противостоять Соединенным Штатам. Но «единая Европа» де Голля — это не наднациональное объединение, а «Европа отечеств», в которой каждая отдельная страна сохраняет свою национальную самобытность.

Де Голль представлял себе Европейский континент не только как Европу западную, но и как «Европу от Атлантики до Урала», непременно включающую в себя Советский Союз. Сотрудничеству с СССР де Голль всегда придавал очень большое значение. В марте 1960 г. во Францию был приглашен глава Советского государства Н.С.Хрущев. И, несмотря на то, что переговоры не привели к каким-либо значительным результатам, сторонам все же удалось в чем-то найти общее понимание, например, заключить соглашение о необходимости разрешения неурегулированных международных вопросов не путем применения силы, а мирными средствами.

В 1966 г. де Голль прибыл в СССР с ответным визитом. Визит де Голля длился 10 дней и не был ограничен пределами Москвы: генерал стремился ознакомиться с различными сферами общественной жизни Советского Союза, побывал в Ленинграде, Киеве, Волгограде, Новосибирске, на космодроме Байконур. В Москве де Голль продемонстрировал свое желание выступить инициатором процесса разрядки международной напряженности. Переговоры завершились подписанием советско-французского договора о сотрудничестве.

Во время президентства де Голля во внешней политике Франции большое значение придавалось связям с государствами «третьего мира». В 1964 г. генерал осуществил большое путешествие по странам Латинской Америки и везде был радушно принят. В том же году генерал выступил за признание Китайской Народной Республики.

Индивидуальность де Голля наложила отпечаток на всю внешнюю политику Франции. Президент часто принимал неординарные решения, идущие вразрез с позицией западных держав. Он одним из первых решительно выступил против войны США во Вьетнаме. В 1967 г. во время «шестидневной войны» де Голль осудил Израиль за то, что он начал военные действия и затем силой удерживал захваченные территории. Генерал наложил эмбарго на поставку французской техники всем странам, участвующим в конфликте. Но главным образом это ударило по Израилю.

Знаменательным стал визит президента Франции в июле 1967 г. в Канаду. Свою речь, произнесенную в Монреале, де Голль закончил словами: «Да здравствует свободный Квебек!» Тем самым он поддержал право франко-канадцев самим решать свою судьбу и, если они желают, отделиться. Такая речь была воспринята в правящих кругах Канады просто как провокация. Президенту Франции пришлось прекратить свой визит и возвратиться в Париж.

Особая позиция де Голля в тех или иных международных вопросах иногда вызывала неприязнь руководителей других государств, в частности США. Однако в критических ситуациях президент Франции всегда вставал на позиции западных держав и блока НАТО. Так было, например, во времена Берлинского и Карибского кризисов. Именно в период президентства Ш. де Голля Франция смогла все-таки восстановить свое положение великой страны со статусом ядерной и космической державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Правительство поддерживало развитие новейших отраслей промышленности и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве работников уменьшился, а доля трудящихся в непроизводственной сфере увеличилась. К середине 1970-х гг. в сфере финансов, торговли и услуг было занято больше населения, чем во всех отраслях промышленности. На производстве значительно увеличилась прослойка высококвалифицированных рабочих и служащих.

В плане международных отношений, ФРГ в первые годы после войны не была равноправной в отношениях с другими странами. США, Великобритания и Франция разместили на ее территории свои войска и имели право своевольно вмешиваться в ее внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому для правительства ФРГ одной из важнейших задач было тесное сотрудничество с западными странами и участие в «строительстве Европы»20.

В 1954—1955 гг. ФРГ добилась принятия ее в НАТО, и после этого стране было позволено создать свои вооруженные, однако с ограниченной численностью - до 500 тыс. человек.

В ответ на вступление ФРГ в НАТО, социалистические страны Европы в мае 1955 г. подписали в Варшаве договор о сотрудничестве и коллективной безопасности, в который вошла и ГДР.

Участие в НАТО не только значительно укрепляло международное положение страны, но и привело к ее ускоренной милитаризации. Вооруженные силы ФРГ оснащались самым современным оружием, численность военных постепенно увеличивалась.

Но милитаризация лишь создавала иллюзию укрепления безопасности, что подтвердилось во время берлинского кризиса 1961 г. Он назревал давно, а его основной причиной было бегство части населения из ГДР в западные секторы Берлина21.

Западные политики опасались, что СССР и ГДР могут попытаться силой присоединить Западный Берлин. Чтобы помешать такому развитию событий, командование войск НАТО не исключало возможности атомной бомбардировки одного из советских военных объектов в ГДР. Но это означало бы развязывание ядерной войны. К счастью, до военного столкновения дело не дошло.

13 августа 1961 г. власти ГДР установили строгий контроль на границе с Западным Берлином, а вскоре соорудили стену, наглухо разделившую город на две части. Именно эта стена стала символом раскола Германии, символом  «холодной войны» между Востоком и Западом, своеобразным символом Европы22.

 

2 Эволюция франко-германских  отношений  
в послевоенный период

2.1 Урегулирование противоречий Франции и Германии

Будучи непосредственными соседями, отношения Германии и Франции имеют очень долгую историю развития. Две эти страны объединяют тесные как экономические, так и политические связи. На протяжении веков между ними то вспыхивали противоречия и войны, то объединяли многочисленные экономические и политические интересы. Когда в XX веке по вине Германии разразились две мировые войны, отношения двух стран естественным образом крайне осложнились. Однако уже в конце прошлого столетия именно Франция и Германия играли главную роль в европейской интеграции.

На самом деле, все основные события европейской интеграции – это в какой-то степени отражение развития франко-германских отношений, которые, то налаживались, то нарушались.

Создание первого Европейского сообщества - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) по инициативе Р. Шумана (министра иностранных дел Франции), в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией, было воспринято руководством Германии как краеугольный камень дружбы. Р. Шуман заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».

В послевоенное время «Германский вопрос» был в сердце процесса европейской интеграции, для всех стран Европы, и особенно для Франции.

Париж занимал в 1945-1946 гг. радикальную позицию в вопросах будущего устройства Германии. На первой сессии СМИД в Лондоне в сентябре—октябре 1945 г. и второй сессии в Париже в апреле—июне 1946 г. французская делегация добивалась разукрупнения Германии за счет отделения от нее Рейнской области, Рура и Саара. Эти предложения не были поддержаны. США и Британия считали ресурсы Рура и Рейнской зоны основой экономического восстановления Западной Европы и не хотели переключения их на одну Францию23. Идеальной формой решения проблемы Рура в Вашингтоне считали создание для него международного контролирующего механизма без участия СССР.

Франция рассматривала экономическое восстановление Германии как стратегическую угрозу для себя. Настороженное отношение к Германии было характерно и для французских левых, и для правительства Ж. Бидо. Пытаясь успокоить Париж и убедить его присоединиться к американо-британской политике в германском вопросе, американские дипломаты указывали на возможность сохранения в Европе американского военного присутствия в качестве военной гарантии для Франции против Германии. Французская сторона воспринимала эти предложения недоверчиво. Она стремилась лавировать между Британией и США, с одной стороны, и Советским Союзом, с другой.

Постепенно, по мере стабилизации отношений, начал создаваться так называемый "франко-германский мотор" европейского интеграционного процесса. Однако между странами существовал целый комплекс противоречий.

К середине 50-х гг. позиция Германии на международной арене существенно окрепла в связи с подписанием и ратификацией Парижских соглашений и вступлением ФРГ в НАТО. Германия была очень заинтересована в создании общего рынка, но обязательным условием ее участия было присутствие в создаваемых сообществах Франции. Таким образом, стремление обезопасить себя путем контроля над Германией в какой-то мере вынуждало Францию на путь интеграции.

В свою очередь  идея создания «Общего рынка» не вызывала у Франции восхищения, ее отношение к экономическим аспектам интеграции было крайне сдержанным, но она была очень заинтересована в участии Германии в европейской организации в области атомной энергетики.

Стремясь к возвращению статуса «великой державы» Франция семимильными шагами осваивала атомную энергетику и была безусловным лидером в Европе в области атомных исследований. Неудивительно, что именно Франция и соответственно стала инициатором создания Евратома и его ведущей силой. На международной арене и в экономическом развитии к середине 50-х гг. Германия уже практически равным статусом с Францией, за исключением принадлежности к числу победителей во время второй мировой войны и постоянного членства в Совете Безопасности ООН. И для достижения превосходства ФРГ хотела иметь свой ядерный арсенал.

Информация о работе Франко-германксие отношения после второй мировой войны