Тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля услугами на сегодняшний день является неотъемлемой и весьма важной частью мировой экономики, без которой немыслимо дальнейшее развитие международных отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях НТР из двух сфер – реального производства и предоставления услуг – все большее и большее значение приобретает сфера услуг

Содержание

Целью данной работы является изучение современных тенденций развития международной торговли услугами.
Задачами данной работы являются:
- рассмотреть структуру и динамику международной торговли услугами;
- рассмотреть регулирование международных торговых услуг на международном уровне;
- охарактеризовать международную торговлю услугами как отрасль;
- рассмотреть проблемы определения услуг для международной торговли;
- проанализировать современные тенденции развития международной торговли услугами;
- особенности развития сферы услуг России;
- сделать выводы о проделанной работе.

Вложенные файлы: 1 файл

тенденции развития межунар торголи услугами.docx

— 145.42 Кб (Скачать файл)

Указанное обстоятельство отчасти объясняет, почему многие производители услуг не рассматривают возможность выхода на внешние рынки, если даже они обладают очевидными конкурентными преимуществами. В качестве примера можно указать на исследование инжиниринговых фирм США, предпринятое Американским советом по услугам в области инжиниринга. Несмотря на значительный потенциальный спрос, существующий на мировых рынках в данной области, а также на несомненное технологическое лидерство американских фирм, только 10% компаний осуществляют международную деятельность (Winsted and Patterson, 1998).

Таким образом, вопрос о транспортировке услуги к месту назначения должен быть поставлен в самом начале анализа.

По мнению Gronroos (1999), всего существует пять различных способов доставки услуги иностранному потребителю. Это: прямой экспорт; системный экспорт; организация производства; сопряженная инвестиция; электронный маркетинг.

Прямой экспорт имеет место, например, в промышленности. Производственные услуги могут быть оказаны зарубежному клиенту в виде консультирования, инжиниринговых работ, дизайнерских разработок.

Системный экспорт имеет место в том случае, если сервисная компания следует за фирмой-клиентом, интернационализирующим свои операции. Это национальные перевозчики, банки, страховые, аудиторские компании. Как отмечалось ранее, это основной способ интернационализации услуг, который не требует поиска клиента.

Организация собственного производства за рубежом — наиболее сложный случай внешнеэкономической деятельности, в котором компания должна пройти всю цепочку последовательных действий от поиска перспективных рынков до выстраивания собственной структуры, ориентированной на международную деятельность, с тем существенным отличием от производителя товаров, что поэтапная процедура выхода на рынок здесь не возможна. С самого начала данной компании придется решать весь комплекс проблем в условиях новой внешней среды и, возможно, неблагоприятном или настороженном отношении правительства принимающей страны. Разумной альтернативой организации собственного производства в данном случае является приобретение местной фирмы либо создание совместного предприятия.

Под сопряженной инвестицией имеется в виду косвенное присутствие на зарубежном рынке, когда экспортер хотел бы избежать риска и дополнительных затрат по освоению нового рынка с помощью местного партнера, передав тому коммерческую идею, технологию, возможности использования бренда. Широкое распространение франчайзинга в конце ХХ века — яркое свидетельство того, что сервисные фирмы активно используют данную форму интернационализации.

Электронный маркетинг — наиболее технологичная форма интернационализации товаров и услуг. Как сопутствующая услуга, эта форма торговли существенно развивает имевшую место в прошлом торговлю товарами по каталогам. Точно так же посредством электронного маркетинга становятся доступными стандартные услуги (бронирование авиабилетов и гостиниц, приобретение страховых полисов или банковских услуг).

Вопрос «транспортабельности» услуг рассматривается также в работе C. McLaughlin and J. Fitzsimmons (1996). Среди факторов, воздействующих на возможность оказания услуг за рубежом, отмечаются: наличие адекватных каналов распределения, различия в культурных нормах и социальных институтах, возможности адаптации услуги для иностранных потребителей. Указанные авторы отмечают две критически важные для возможности интернационализации характеристики услуг, а именно степень взаимодействия с клиентом и информационную составляющую услуги. Например, услуга компьютерного программирования может быть легко экспортирована, поскольку она требует очень небольшой степени взаимодействия с клиентом и может быть легко транспортирована по электронным каналам связи. Также эти авторы указали на возрастающее естественное преимущество стран с образованной и англо-говорящей рабочей силой, в наибольшей степени готовых к получению выгод от международной торговли услугами.

Рассматривая варианты «транспортировки» услуг, C. McLaughlin and J. Fitzsimmons (1996) предлагают выделить пять основных случаев. Это:

- реализация базовой услуги во многих странах;

- импорт потребителей;

- следование за клиентом;

- разбиение комплексной услуги на составляющие;

- преодоление временных ограничений.

Реализация базовой услуги во многих странах во многом является альтернативой другому варианту интернационализации, в котором выбирается углубленное проникновение на небольшое количество выбранных рынков за счет диверсификации предложения услуг. «Клонирование» услуги методом франчайзинга является в настоящее время самым быстрым методом интернационализации операций, основанных на привлекательной коммерческой идее.

«Клонированию» в наибольшей степени поддаются стандартизованные услуги, требующие небольшой адаптации на местном рынке.

Вместе с тем при выборе данного варианта потребуется привлечение местной рабочей силы, которая должна быть хорошо обучена.

Импорт потребителей производится в тех случаях, когда услуга может быть оказана только в одном месте, поэтому требуется перемещение клиентов. Последнее имеет место в сферах очного образования, медицины и поддержания здоровья, туризма. В этом случае для повышения ценности коммерческого предложения для клиента, а также повышения эффективности деятельности требуется развитие сети услуг. Целый спектр дополнительных услуг требуется также для поддержания базовой услуги (информационный услуги, транспортировка, размещение, развлечения, страхование и др.).

Следование за клиентом означает вынужденную интернационализацию для многих сервисных организаций.

Разбиение комплексной услуги на составляющие в самом простом виде может быть представлено выделением в составе сервисной компании двух подразделений — по производству услуги («back office») и по работе с клиентами («front office»). При этом прием заказов и работа с клиентами, требующие высокой степени знания местного рынка и адаптации услуги, могут легко выноситься за границу, а производство услуги, требующее профессиональной работы небольшой группы людей, может производиться либо в стране экспортера, либо в региональных центрах.

Метод разбиения комплексной услуги на составляющие является одним из эффективных путей разрешения проблемы сложности, часто встречающейся в высокотехнологичных услугах. По существу, речь идет о модификации принципа международного разделения труда и размещении производства отдельных частей в регионах с наименьшими издержками и наибольшей политической стабильностью. Однако при этом многократно возрастает сложность управленческих задач.

Необходимость в преодолении временных ограничений вызывается потребностью глобальных компаний, обслуживающих потребителей по всему миру по принципу 24–7–365 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в год). Для этого сервисной компании необходимо иметь подразделения в различных временных поясах.

 

2.3 Особенности развития сферы услуг России

 

В настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 2003 г. 1,0% и 1,2% соответственно. Напомним, что удельный вес России в мировом товарном экспорте достигал в последние годы 1,4-1,7%.

Являясь производным от состояния национальной сферы услуг, участие России в международной торговле услугами носит весьма архаичный характер и сравнимо с проблемами российского товарного экспорта, где доминируют сырье и продукция первичной переработки. К примеру, в экспорте России во конце прошлого – начале нынешнего века – от 75 до 80% приходилось на такие традиционные виды услуг, как транспорт и поездки (международный туризм). В то же время в экспорте услуг из наименее развитых стран на две указанные позиции в 2003 г. падало лишь 68%, из стран со средним уровнем доходов – 66%, из государств с высоким уровнем доходов – 52%1.

Анализируя проблемы российского экспорта услуг, необходимо отметить, что большая часть экспортируемых услуг оказывается с использованием чрезвычайно изношенной и устарелой материально-технической базы, особенно в сфере транспорта, туристической индустрии, строительных услуг.

 

 

Таблица 8.

Структура российского экспорта услуг (в % к итогу)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Экспорт (млн. долл.)

8424

10567

13281

14080

12371

9083

Транспорт, включая страхование

45,9

35,8

27,3

25,9

25,6

33,3

Водный транспорт

20,1

13,1

9,3

7,8

8,6

11,0

Воздушный транспорт

21,0

17,6

9,8

11,3

11,5

13,8

Прочий транспорт

4,8

5,1

8,2

6,8

5,5

8,5

Поездки

28,6

40,8

53,5

50,9

52,6

41,1

Услуги связи

3,5

4,6

4,2

4,5

4,5

5,3

Строительные

1,6

1,0

0,7

0,7

1,1

1,4

Финансовые, роялти и лицензионные платежи, операционный лизинг

1,8

1,4

2,3

3,0

1,8

2,9

Прочие

18,6

16,4

12,0

15,0

14,4

16,0


 

Нельзя отрицать, что в отдельных видах деятельности Россия располагает ощутимыми конкурентными преимуществами, однако реализация имеющихся экспортных возможностей осложняется факторами экономического и политического характера.

В частности, предоставление услуг в области освоения космоса и космической связи, где Россией накоплен солидный научно-технический потенциал, сегодня уже не является сферой влияния узкой группы стран, а отличается чрезвычайной требовательностью и жесткой конкурентной борьбой большого числа участников. При этом российские телекомпании все чаще выбирают зарубежные организации для реализации программ спутникового вещания за счет высокого качества и комплексного характера предлагаемых услуг.

Основываясь на вышеизложенном, приходится констатировать, что в современных условиях у России нет сколько-нибудь очевидных и легко мобилизуемых ресурсов для расширения и совершенствования структуры экспорта услуг. Как и в торговле товарами, возможности дальнейшего усиления российского присутствия на мировом рынке услуг объективно ограничены и находятся в тесной зависимости от состояния отечественной экономики в целом.

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений1.

Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока – в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%2.

Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2004 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: «торговля, общественное питание и заготовки» (54%), «транспорт» (17%), а также «связь» (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости3.

В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.

Информация о работе Тенденции развития международной торговли услугами